ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-131971/2022 от 31.08.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 сентября 2023 года

Дело №А56-131971/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Третьяковой Н.О.

судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от истца (заявителя): ФИО2 по доверенности от 12.02.2023, ФИО3 по доверенности от 12.02.2023

от ответчика (должника): ФИО4 по доверенности от 21.06.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21580/2023) ИП ФИО5 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2023 по делу № А56-131971/2022, принятое

по заявлению ИП ФИО5

к Межрайонной ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу

о признании незаконными решений №№732859, 732827, 732846 об отказе в предоставлении льготы, об обязании произвести перерасчет налога на имущество физических лиц,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО5 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция, налоговый орган) № 732859, № 732827, № 732846 об отказе в предоставлении льготы и об обязании произвести перерасчет налога на имущество физических лиц, исключив из него налог на имущество на нежилые помещения с кадастровым номером 78:12:0006302:9671, 78:12:0006302:9672, 78:12:0006302:9673.

Решением суда от 15.06.2023 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, сослался на абз. 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, но при этом не принял во внимание, что площадь нежилых помещений с указанными выше кадастровыми номерами составляет менее 1000 кв.м., что свидетельствует о том, что данные нежилые помещения не соответствуют критериям, установленным ч.2 п.2 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций». При этом, как указывает предприниматель, на 2022 год в отношении спорных нежилых помещений ему была предоставлена льгота по уплате налога на имущество в соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ.

В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Инспекции доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании договора купли – продажи от 23.08.2021 предприниматель приобрел на праве собственности нежилые помещения:

5-Н площадью 644,9 кв.м. с кадастровым номером 78:12:0006302:9671;

10-Н площадью 893,1 кв.м. с кадастровым номером 78:12:0006302:9672;

35-Н площадью 783,4 кв.м. с кадастровым номером 78:12:0006302:9673, расположенные по адресу: <...>, лит. А.

Поскольку предприниматель находится на упрощенной системе налогообложения, то 15.10.2022 он обратился в налоговый орган с заявлениями о предоставлении ему льготы по налогу на имущество физических лиц на указанные нежилые помещения.

Рассмотрев данные заявления, Инспекция решениями № 732859, № 732827, № 732846 отказала предпринимателю в предоставлении льготы по налогу на имущество на 2021 год, поскольку объект имущества включен в перечень, определенный в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.

Решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 16.12.2022 № 09-12/43076 действия Инспекции по отказу в предоставлении налоговой льготы за 2021 год, предусмотренной пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ, признаны правомерными.

Считая принятые Инспекцией решения незаконными, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.

Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

Пунктом 1 статьи 14 НК РФ налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам. Налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 372 НК РФ).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В силу пункта 2 статьи 372 НК РФ при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций установлен Законом Санкт-Петербурга N 684-96. Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2020 N 128-п утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень).

Как установлено налоговым органом спорные помещения, приобретенные предпринимателем по договору от 23.08.2021, образованы в результате разделения помещения 5-Н,10-Н с кадастровым номером 78:12:0006302:5572, площадью 2312,4 кв.м., которое было включено в Перечень на 2021 год.

В соответствии с абз. 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Как установлено налоговым органом, спорные нежилые помещения на основании Дополнительного соглашения от 01.10.2021 к договору аренды от 01.09.2015, сданы предпринимателем в аренду ООО «Ситилинк», основным видом деятельности которого, является торговля розничная компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах».

Следовательно, вновь образованные помещения 5-Н, 10-Н и 35-Н используются в качестве торговых объектов и в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ подлежат налогообложению в том же порядке, что и разделенный объект.

В пункте 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 указано, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2023 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что их площадь составляет свыше 1000 кв. м.

Из буквального содержания вышеуказанных положений следует, что условие о площади свыше 1000 кв. м установлено пунктом 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 в отношении самих центров, но не в отношении помещений в них.

Поскольку помещение с кадастровым номером 78:12:0006302:5572, площадью 2312,4 кв.м. было включено в Перечень на 2021 год, то в силу приведенных выше положений статьи 378. 2 НК РФ и положений Закона Санкт-Петербурга N 684-96 в отношении рассматриваемых помещений налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах Инспекция правомерно отказала предпринимателю в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество за 2021 год, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно оставил заявление предпринимателя без удовлетворения.

Ссылка подателя жалобы на то, что на 2022 год в отношении спорных нежилых помещений ему была предоставлена льгота по уплате налога на имущество в соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку по состоянию на 01.01.2022 спорные объекты не были включены в Перечень.

Поскольку фактические обстоятельства установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2023 по делу № А56-131971/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.О. Третьякова

Судьи

Л.П. Загараева

М.Л. Згурская