ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-132395/2022 от 04.10.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 октября 2023 года

Дело №

А56-132395/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Журавлевой О.Р.,

рассмотрев 04.10.2023 без вызова сторон кассационную жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2023 по делу № А56-132395/2022,

у с т а н о в и л:

Федеральное агентство по туризму, ОГРН <***>, адрес: 125039, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, (далее - Ростуризм) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Арт-Тревел», ОГРН <***>, адрес: 191023, Санкт-Петербург, Банковский пер., 3, лит. Б, пом. 22Н оф. 1.2, (далее - ООО «Арт-Тревел», Общество) субсидии в размере 712 152 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казначейство, ОГРН <***>, адрес: 101000, Москва, Большой Златоустинский пер., д. 6, стр. 1, (далее - Казначейство).

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением от 20.04.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Постановлением апелляционного суда от 26.06.2023 указанное решение оставлено без изменения, произведена замена истца по делу - Федерального агентства по туризму (Ростуризм) на Министерство экономического развития Российской Федерации, адрес: 123112, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство) в порядке процессуального правопреемства.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению подателя жалобы, справка об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов по состоянию на 1 октября 2019 года не была представлена в составе заявки Общества, более того, по состоянию на указанную дату Общество имело неисполненную обязанность по уплате налогов.

Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 N 534 (далее - Правила N 534) между Ростуризмом и ООО "Арт-Тревел" заключено соглашение о предоставлении субсидии юридическому лицу от 24.12.2019 N 174-11-2019-088.

27.12.2019 Ростуризмом во исполнение пункта 3.3 Соглашения перечислена субсидия ООО "Арт-Тревел" в размере 712 152 руб. (платежное поручение от 27.12.2019 N 405345).

Согласно п. 3 Соглашения условием предоставления Субсидии является согласие Получателя на проведение Агентством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения Получателем условий, целей, и порядка предоставления Субсидии. Выражение согласия Получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания Соглашения.

В рамках плановой выездной проверки 04.08.2021 Федеральным казначейством установлено нарушение ООО "Арт-Тревел" подпункта «г» пункта 7 и подпункта «г» пункта 8 Правил (представление Федерального казначейства от 12.10.2021 N 07-04-04/17-24788).

Так, у ООО "Арт-Тревел" отсутствовало подтверждение (справка) задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1 число месяца, предшествующего дате подачи заявки на предоставление Субсидии. Отсутствие у Получателя задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, является одним из условий выдачи Субсидии. В случае выявления у получателя субсидии задолженности, он обязуется вернуть Субсидию в федеральный бюджет (пункт 4.3.3.2. Соглашения).

В дополнение к этому Федеральное казначейство направило в Ростуризм информацию о наличии у ООО "Арт-Тревел" задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего дате подачи заявки на предоставление Субсидии (письмо Федерального казначейства от 29.06.2022 N 07-04-04/17-16049).

Пунктом 4.1.5. Соглашения устанавливается обязанность Ростуризма в случае установления Агентством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте или фактах нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, недостоверных сведений направлять Получателю требование об обеспечении возврата Субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, установленные требованием. Аналогичное положение относительно осуществления проверки порядка предоставления Субсидии содержится и Правилах.

На основании результатов проверки Казначейства России Ростуризм направил требование о возврате в доход федерального бюджета субсидии в размере 712 152 руб. (письмо Ростуризма от 03.11.2022 N 19248/ГП).

Как указывает Ростуризм, Обществом денежные средства не возвращены, какие-либо разъяснения по указанным обстоятельствам не предоставлены.

Указанные обстоятельства послужили Ростуризму основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Общества в пользу Российской Федерации суммы предоставленной субсидии.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных исковых требований отказал, придя к выводу о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями.

Апелляционный суд не поддержал выводы суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности, указав, что начало течения срока исковой давности следует считать от даты составления представления Федерального казначейства - 12.10.2021. При этом апелляционный суд отклонил ссылки истца на наличие у Общества по состоянию на 01.10.2019 неисполненной обязанности по уплате налогов, поскольку заявка Общества о предоставлении субсидии зарегистрирована 02.12.2019, в связи с чем справка об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов должна была быть представлена Обществом по состоянию на 01.11.2019.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту «г» пункта 7 Правил N 534, получателем субсидии может быть туроператор, у которого на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Правил N 534 для получения субсидии туроператор представляет в Ростуризм также заявку, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера (при наличии) туроператора и скрепленную печатью туроператора (при наличии), содержащую полное наименование туроператора, основание предоставления субсидии, дату направления заявки.

На основании изложенного апелляционным судом сделан правильный вывод о том, что именно от даты направления заявки на предоставление субсидии исчисляется месячный срок и соответственно определяется дата документа, представляемого в Ростуризм, согласно которому заявителем подтверждается отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В рассматриваемом случае апелляционным судом установлено, что заявка Общества о предоставлении субсидии зарегистрирована 02.12.2019. Доказательств, подтверждающих подачу заявки ранее указанного срока, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах ссылки подателя жалобы на наличие у Общества по состоянию на 01.10.2019 неисполненной обязанности по уплате налогов правомерно отклонена судом апелляционной инстанции.

Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).

Доводы подателя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2023 по делу № А56-132395/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации – без удовлетворения.

Судья

О.Р. Журавлева