ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-132687/2022 от 09.10.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 октября 2023 года

Дело №

А56-132687/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И.,
Родина Ю.А.,

рассмотрев 09.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Литораль» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2023 по делу № А56-132687/2022,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223,
ИНН 7802114044 (в настоящее время Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Литораль», адрес: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, Железнодорожная ул., зд. 2А, пом. 9, ОГРН 1184704017519,
ИНН 4707041337 (далее – Общество), о взыскании ущерба.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2023 в иске Отделению отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2023 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2023 отменено, заявленные Отделением требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом апелляционной инстанции обстоятельств дела, а также на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит отменить апелляционное постановление от 26.07.2023 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 19.04.2023.

По мнению подателя жалобы, вывод суда апелляционной инстанции о том, что Отделению стало известно о том, что пенсионер Стратонников Д.Ю. не прекращал свою трудовую деятельность в мае 2022 года, только 06.07.2022, то есть когда выплатной массив для получения страховой пенсии на май 2022 года был сформирован, противоречит обстоятельствам дела. Общество ссылается на то, что на момент фактической выплаты денежных средств, Обществом уже были представлены сведения за май 2022 года – 05.07.2022, за июнь 2022 года – 15.07.2022, за июль 2022 года – 01.08.2022, за август 2022 года – 16.09.2022, за сентябрь 2022 года – 07.10.2022. Также сведения об увольнении данного сотрудника в мае 2022 года отсутствовали в отчете по форме СЗВ-ТД, а в силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), в обязанность истца входила дополнительная проверка представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Следовательно, оснований для вывода об увольнении работника в мае 2022 года, без учета сведений по форме СЗВ-М, у истца не было. Суд первой инстанции верно установил, что Отделение имело возможность на основании полученных от страхователя сведений по форме СЗВ-М за май 2022 года, принять новое решение о прекращении индексации пенсии, однако этого не сделало.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что в обоснование требований Отделение указало, что в результате несвоевременного представления Обществом (страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2022 года, Отделением были излишне выплачены работающему пенсионеру Стратонникову Д.Ю. суммы страховой пенсии за период с 01.05.2022 по 31.08.2022 в размере 25 384 руб.

Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с 01.01.2023 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», далее - Закон № 27-ФЗ), сведения по форме СЗВ-М за май 2022 года в отношении работника Стратонникова Д.Ю. представлены Обществом в пенсионный фонд 06.07.2022, то есть с нарушением установленного законом срока.

Поскольку в добровольном порядке Общество не возместило убытки в виде необоснованно выплаченных сумм пенсии указанному лицу как неработающему пенсионеру, Отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал Отделению в удовлетворении требований, поскольку пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для возложения на Общество ответственности в виде возмещения убытков в заявленном размере за спорный период, указав, что при представлении Обществом сведений индивидуального учета, Отделение не было лишено возможности на основании указанных сведений принять решение о прекращении выплаты индексации пенсии.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 26.1 и 28 Закона № 400-ФЗ, Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н (далее - Правила № 885н), а также разъяснениями, изложенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 25), признал доказанным Отделением наличие причинно-следственной связи между действиями Общества, нарушившего срок предоставления отчетности по форме СЗВ-М за май 2022 года, и возникновением ущерба за период с 01.05.2022 по 31.08.2022, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление Отделения в полном объеме.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 84 Правил № 885н, действующих в спорный период, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ.

Согласно статье 26.1 Закона № 400-ФЗ выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) производится без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона
№ 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

В силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно.

В этой связи страхователь в соответствии с пунктами 1 и 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения данных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают органу Пенсионного фонда Российской Федерации, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Как разъяснено в пунктах 12, 13 Постановления № 25, по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Как установлено судом апелляционной инстанции, решение о выплате суммы страховой пенсии принято Отделением в отношении
Стратонникова Д.Ю. 13.07.2022 с начислением страховой пенсии за три месяца - май, июнь, июль 2022 года на основании сведений страхователя
за май 2022 года.

Отделение представило расчет требования по застрахованному лицу за период с 01.05.2022 по 31.08.2022 на сумму 25 384 руб.

При этом о факте, что пенсионер Стратонников Д.Ю. не прекращал свою трудовую деятельность в мае 2022 года, как установил суд, Отделению стало известно 06.07.2022 после представления страхователем отчета по форме
СЗВ-М за май 2022, когда выплатной массив для получения страховой пенсии на май 2022 года уже был сформирован.

Удовлетворяя требования и взыскивая с Общества в пользу Отделения 25 384 руб. ущерба, суд апелляционной инстанции признал доказанным наличие причинно-следственной связи между причиненными убытками и действиями страхователя по несвоевременному предоставлению сведений в отношении застрахованного лица, что повлекло излишнюю уплату пенсии.

Между тем, судом апелляционной инстанции не принято во внимание следующее.

Отделение в обоснование исковых требований ссылалось на то, что выплаты сумм страховой пенсии с учетом индексации осуществлены работающему пенсионеру исключительно по вине Общества, не представившего в установленный срок сведения по форме СЗВ-М за май 2022 года. Отделение настаивало на том, что неполучение данных сведений на указанного сотрудника свидетельствовало об увольнении работника в мае 2022 года и привело к переплате пенсии за период с 01.05.2022 по 31.08.2022. Информация о факте работы в мае 2022 года поступила в пенсионный фонд 06.07.2022 года, в связи с чем пересмотр ранее вынесенного решения о выплате пенсии Отделением осуществлен с 01.09.2022.

В материалы дела Отделением представлен протокол о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии от 28.08.2022 №135К.

Вместе с тем, при рассмотрении дела Общество ссылалось, что на дату составления указанного протокола Отделение уже располагало сведениями о работе Стратонникова Д.Ю. в Обществе в спорный период времени, согласно полученным отчетам по форме СЗВ-М. Сведения об увольнении данного сотрудника в мае 2022 года отсутствовали в отчете по форме СЗВ-ТД, предоставляемом Обществом также в пенсионный фонд.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество предоставило сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М за май 2022 - 05.07.2022, за июнь 2022 года - 15.07.2022, за июль 2022 года-01.08.2022, за август 2022 года -16.09.2022 и за сентябрь 2022 - 07.10.2022.

В материалах дела также имеются решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) от 13.07.2022 и от 17.08.2022, в которых рассчитана доплата страховой пенсии за май-июль 2022 года, август 2022 года, общая сумма составила 66 749 руб. 38 коп.

Из приобщенных к материалам дела историй выплаты пенсий усматривается, что доплаты за май-июль 2022 года, а также оплата за август 2022 года произведены Отделением Стратонникову Д.Ю. 28.07.2022.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на момент фактической выплаты денежных средств, Обществом уже были представлены сведения за май 2022 года, следовательно, оснований для вывода об увольнении работника в мае 2022 года, без учета сведений по форме СЗВ-М, у пенсионного фонда не было.

Вывод апелляционного суда о том, что Отделению стало известно об осуществлении пенсионером трудовой деятельности только когда выплатной массив для получения страховой пенсии на май 2022 года был сформирован, - противоречит фактическим обстоятельствам дела.

В силу части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится Фондом в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 этой статьи названного Закона, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона
№ 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

Материалами дела подтверждается, что до вынесения решений от 13.07.2022 и 17.08.2022 и фактического осуществления выплат, Отделение располагало представленными (с нарушением срока) сведениями за май 2022 года и сведениями за последующие периоды, ежемесячно представляемыми страхователем по форме СЗВ-М о том, что названный пенсионер осуществляет трудовую деятельность в Обществе. Страхователем представлялись сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД без кадрового мероприятия «увольнение» на Стратонникова Д.Ю. за май 2022 года. Сведения по форме СЗВ-М за май 2022 года представлены Обществом с нарушением срока 06.07.2022 и приняты Отделение без замечаний, сведения за последующие месяцы представлены в установленный срок и приняты без замечаний.

Частью 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В силу положений части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ именно Отделение обязано на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.

Учитывая приведенные нормативные положения, а также то обстоятельство, что соответствующая информация об осуществлении пенсионером трудовой деятельности была представлена Обществом в отчетности по форме СЗВ-М за май 2022 года и в сведениях за последующие периоды, с 06.07.2022 Отделение располагало сведениями в отношении работающего пенсионера и имело возможность не осуществлять выплату индексации.

Отделение, получив от Общества сведения в отношении застрахованных лиц за май 2022 года с нарушением срока - 05.07.2022, а за последующие месяцы своевременно, не обратилось к Обществу за разъяснениями. Напротив, Отделение приняло решение о выплате Стратонникову Д.Ю. сумм страховой пенсии фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с мая 2022 года, осуществив расчет доплаты за май-август 2022 года и ее выплату.

Отделение при принятии решения о выплате пенсии (с учетом индексации) не воспользовалось сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, представленными за май 2022 года и в последующие периоды и подтверждающими непрерывное осуществление трудовой деятельности застрахованным лицом, дополнительную проверку не провело, основывалось исключительно на факте непредставления в установленный срок сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за май 2022 года, вследствие чего отсутствует причинно-следственная связь между действиями Общества и причиненным вредом в виде выплаченных Отделением сумм индексации страховой пенсии.

Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд пришел к неправомерному выводу о наличии причинно-следственной связи между несвоевременным представлением Обществом сведений за май 2022 года и понесенными Отделением расходами в виде излишне выплаченной пенсии за май-август 2022 года в сумме 25 384 руб.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, и с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены законного решения суда первой инстанции.

Поскольку выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2023 по делу № А56-132687/2022 отменить.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2023 по делу № А56-132687/2022 оставить в силе.

Председательствующий

Е.С. Васильева

Судьи

Л.И. Корабухина

Ю.А. Родин