ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-133987/2022 от 23.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 декабря 2023 года

Дело №А56-133987/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Денисюк М.И., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 16.01.2023, ФИО3 по доверенности от 10.01.2022, ФИО4 по доверенности от 12.07.2023

от заинтересованного лица: ФИО5 по доверенности от 28.12.2022

от 3-их лиц: 1) ФИО6 по доверенности от 21.08.2023, 2) ФИО7 по доверенности от 10.01.2022, ФИО8 по доверенности от 05.12.2022, 3) не явился, извещен; 4) ФИО9 по доверенности от 29.06.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33555/2023) ООО "Региональная сетевая компания "Распределительные электрические сети" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2023 по делу № А56-133987/2022, принятое

по заявлению ООО "Региональная сетевая компания "Распределительные электрические сети"

к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга

3-е лицо: УФАС по Санкт-Петербургу; ПАО "Россети Ленэнерго"; АО "ЛОМО"; Прокуратура Санкт-Петербурга

о признании недействительным приказа

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Региональная Сетевая Компания «Распределительные Электрические Сети» (далее – Общество, заявитель, ООО «РСК «РЭС») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Приказа Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 25.11.2022 № 220 «Об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью «Региональная Сетевая Компания «Распределительные Электрические Сети»; об обязании в течении 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем внесения изменений в Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28.11.2022 № 203-р "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга" с даты его официального опубликования, 02.12.2022 года, в части:

- Приложение №1 Необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) добавить пунктом №13 установление НВВ на 2023 год для ООО «РСК «РЭС» в соответствии с заявлением (откорректированное) №430-И от 18.10.2022 года в сумме - 286 314,390 тыс. рублей;

- Приложение №2 Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Санкт- Петербурга (устанавливаются согласно заключенным договорам оказания услуг по передаче электрической энергии) добавить пунктом №10 установление индивидуального тарифа на 2023 год в паре ООО «РСК «РЭС» - АО «ЛОМО» в соответствии с заявлением (откорректированное) №430-И от 18.10.2022 года;

- Приложение №3 Таблица №1 Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Санкт- Петербурга па 2022, 2023 годы добавить пунктом №13 ООО «РСК «РЭС».

Определением суда от 14.03.2023 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго», Прокуратура Санкт-Петербурга, акционерное общество «ЛОМО».

Решением суда от 07.09.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Комитета, УФАС, АО «Россети Ленэнерго», Прокуратуры Санкт-Петербурга просили оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.

АО «ЛОМО» надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением исх.№ 210-И от 29.04.2022 об установлении НВВ на 2023 год методом экономически обоснованных расходов (затрат) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Комитетом была принята заявка Общества, письмом исх. № 01-14-1042/22-0-1 от 23.05.2022 года открыто дело по установлению тарифа на 2023 года.

В дальнейшем, письмом исх. №01-13-842/22-0-0 от 31.10.2022 года на официальном портале Комитета https://www.gov.spb.ru/, была размещена информация о территориальных сетевых организациях (далее-ТСО), в отношении которых установлены (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2023 год.

Во исполнение пункта 17 Правил государственного регулирования Обществом были представлены все необходимые документы, в том числе договор №1/128 от 10.08.2022 года оказания услуг по передаче электрической энергии, заключённый со смежной сетевой организацией АО «ЛОМО», в соответствии с которым Общество выступает исполнителем услуг по передаче электрической энергии.

Письмом исх.№01-14-1042/22-0-2 от 25.11.2022 года Комитет известил Общество об отсутствии оснований для установления тарифов.

Общество полагает, что действия Комитета являются незаконными, что явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.

В силу положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 6 Федерального закона от 23.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) предусмотрено, что общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики, помимо прочего, являются:

- технологическое единство электроэнергетики;

- соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;

- обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования в электроэнергетике, в том числе являются:

- обеспечение единства технологического управления Единой энергетической системой России;

- достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;

- сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством РФ.

В силу п. 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила регулирования), установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

Как следует из материалов дела Комитетом приказом от 23.05.2022 № 102 было открыто дело об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Общества на территории Санкт-Петербурга на 2023 год методом экономически обоснованных расходов, о чем Общество было извещено письмом Комитета от 23.05.2022 № 01-14-1042/22-0-1.

Письмом от 12.08.2022 № 343-И в адрес Комитета Общество скорректировало ранее поданную заявку на установление в отношении его тарифного регулирования и просило с учетом предоставленных обосновывающих и расчетных материалов установить индивидуальный тариф для взаиморасчетов со смежной территориальной сетевой организацией АО «ЛОМО» по заключенному между ними договору оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности.

Согласно п. 18 Правил регулирования подлежащие государственному регулированию в сфере электроэнергетики цены (тарифы) устанавливаются при поступлении обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме.

Перечень обосновывающих материалов определен п. 17 Правил регулирования и включает, в числе прочего, документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты) (п.п. 13).

Во исполнение пункта 17 Правил регулирования Обществом в составе обосновывающих материалов представлены договоры на осуществление регулируемой деятельности, а именно «доходный» для ООО «РСК «РЭС» договор оказания услуг по передаче электроэнергии от 10.08.2022 № 1/128, по условиям которого ООО «РСК «РЭС» как исполнитель оказывает услугу, а АО «ЛОМО» как заказчик её оплачивает.

ООО «РСК «РЭС» приложило договор оказания услуг по передаче электроэнергии от 10.08.2022 № 1/128 к комплекту документов к тарифной заявке на 2023 год, поданной в Комитет, а также заключило ряд договоров с энергосбытовыми организациями (в частности, ООО «Сбытовая Компания Вымпел») для целей установления единого «котлового» тарифа на услуги по передаче электроэнергии и осуществления регулируемой деятельности по деятельности по оказанию услуг по передаче электроэнергии потребителям - ООО «ПК «Делга», ООО «Авитон», ООО «Лукойл-Северо- Западнефтепродукт».

В соответствии с пунктом 40.1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), абзацем 13 пункта 17 Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, заключение договоров на осуществление регулируемой деятельности является первоочередным по отношению к установлению тарифов для организации.

Между тем, для целей установления единого «котлового» тарифа необходимо системно урегулировать договорные правоотношения с участниками, в том числе территориальными сетевыми организациями (далее - ТСО), задействованными в деятельности по оказанию услуг по передаче электроэнергии конечным потребителям по всей цепочке:

- заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии с энергосбытовыми организациями, которые привлекают ТСО для оказания услуг по передаче электроэнергии в интересах конечных потребителей (пункт 4 Правил № 861), и транслируют ТСО собранную плату за оказанные услуги по передаче;

- заключить договоры с иными ТСО, сети которых задействованы в оказании услуг по передаче электроэнергии в интересах конечных потребителей в целях исполнения обязательств перед энергосбытовыми организациями (пункт 8 Правил № 861), и которые несут затраты, подлежащие компенсации по индивидуальным тарифам за счет собранной выручки по договору с энергосбытовой организацией.

Поддержание баланса интересов всех задействованных в оказании услуг по передаче электроэнергии участников поддерживается закрепленным в пункте 3 Правил № 861 принципом недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, который предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Реализация принципа недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии осуществляется через котловую экономическую модель, согласно которой все потребители услуг по передаче электроэнергии, относящиеся к одной группе, оплачивают эти услуги по единому (котловому) тарифу, за счет которого осуществляется сбор необходимой валовой выручки всех ТСО региона, входящих в «котел».

В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, пунктами 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, пунктом 42 Правил № 861, полученная котловая выручка распределяется между смежными ТСО через индивидуальные тарифы, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из них.

Так, ПАО «Россети Ленэнерго», являясь «котлодержателем» на территории Санкт-Петербурга, в том числе в отношении точек поставки вышеуказанных потребителей - ООО «ПК «Делга», ООО «Авитон», ООО «Лукойл-Северо- Западнефтепродукт», получает денежные средства от энергосбытовых компаний на основании единого (котлового) тарифа и в соответствии с вышеуказанными нормами производит расчеты со смежными сетевыми организациями на основании индивидуальных тарифов, обеспечивая таким образом сбор установленной НВВ ТСО.

В отношении точек поставки ООО «ПК «Делга», ООО «Авитон», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» договором оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.01.2008 № 08-555 между ООО «Сбытовая энергетическая компания» и ПАО «Россети Ленэнерго» урегулированы правоотношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В целях исполнения договора оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.01.2008 № 08-555 между ПАО «Россети Ленэнерго» и АО «ЛОМО» урегулированы правоотношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии на основании договора от 01.01.2008 № 08-606.

Собранные от ООО «Сбытовая энергетическая компания» по единому (котловому) тарифу денежные средства ПАО «Россети Ленэнерго» как добросовестная ТСО перераспределяет АО «ЛОМО», сети которого задействованы в оказании услуги по передаче электрической энергии вышеуказанным конечным потребителям, по индивидуальному тарифу, за исключением собственной выручки.

Сам факт заключения ООО «РСК «РЭС» договора оказания услуг по передаче электроэнергии от 10.08.2022 № 1/128 с АО «ЛОМО», по условиям которого ООО «РСК «РЭС» не распределяет собранную с энергосбытовых компаний плату в пользу ТСО, задействованных в оказании услуги (АО «ЛОМО», ПАО «Россети Ленэнерго»), а, наоборот, получает плату за услуги по передаче электроэнергии, оказанные для АО «ЛОМО», не свидетельствует о добросовестном поведении ООО «РСК РЭС» по системному урегулированию договорных правоотношений по всей цепочке участников, чьи сети задействованы в оказании услуг конечным потребителям.

Такая ситуация фактически создает для ООО «РСК «РЭС» «возможность» не перечислять (распределять) собранную тарифную выручку ТСО, задействованным в оказании услуги, в том числе и выручку ПАО «Россети Ленэнерго», в обход вышеуказанных норм.

Более того, предоставление ООО «РСК РЭС» договора оказания услуг по передаче электроэнергии от 10.08.2022 № 1/128 с АО «ЛОМО» в регулирующий орган (Комитет по тарифам Санкт-Петербурга) свидетельствует о незаконной попытке внести дисбаланс в существующую тарифно-договорную модель, получить необоснованные преимущества по сравнению с добросовестными участниками тарифного регулирования, и, как следствие, о нарушении принципа недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (пункт 3 Правил № 861).

Под дискриминационными условиями в Федеральном законе от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

К злоупотреблению доминирующим положением путем создания дискриминационных условий могут быть отнесены в том числе действия (бездействие), которые могут повлечь наступление неблагоприятных последствий для состояния конкуренции на том рынке, на котором субъект занимает доминирующее положение, либо на смежных товарных рынках и в связи с этим в целом затрагивают интересы покупателей и потребителей соответствующего рынка (пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

Принятая в регионе тарифно-договорная модель соблюдает баланс экономических интересов всех субъектов электроэнергетики, обеспечивает устойчивое финансово-экономическое состояние электросетевого комплекса обеспечивает недискриминационные и стабильные условия для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, а также надежное и бесперебойное энергоснабжение всех потребителей Санкт-Петербурга.

Как следует из вышеизложенного, ООО «РСК «РЭС» своими недобросовестными действиями предпринимает попытку внесению дисбаланса в тарифно-договорную модель: по получению необоснованных преимуществ в тарифном регулировании, так и созданию для смежных ТСО, в том числе ПАО «Россети Ленэнерго», дискриминационных условий на получение собственной тарифной выручки. При этом отсутствие механизма по распределению тарифной выручки создаст угрозу надежного и бесперебойного энергоснабжения добросовестных ООО «ПК «Делга», ООО «Авитон», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», поскольку фактически лишит ТСО, в том числе ПАО «Россети Ленэнерго» источника финансирования мероприятий по содержанию сетей.

22.11.2022 в адрес Комитета Санкт-Петербургским УФАС России направлено письмо том, что действия/бездействия Комитета могут содержать признаки нарушения закона «О защите конкуренции» выразившиеся в неправомерном, не основанном на требованиях действующего законодательства установлении индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии ООО «РСК РЭСК» без учета общих принципов реализации котловой экономической модели взаиморасчетов за услуги по передаче электрической энергии и создании дискриминационных условий для осуществления деятельности на рынке по передаче электрической энергии в Санкт-Петербурга

24.11.2023 в адрес Комитета поступило предостережение Прокуратуры Санкт-Петербурга № 07-15/2022 о недопустимости нарушения закона.

В указанном акте прокурорского реагирования в частности было указано на то, что согласно п.п. 3 п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), регулируемые цены (тарифы) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), включая цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, включают в себя:

- цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее - единый (котловой) тариф);

- индивидуальную цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (далее - индивидуальный тариф).

В силу п. 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

В соответствии с п. 42 Правил недискриминационного доступа при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством РФ предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Пунктом 81 Основ ценообразования предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

На основании пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Расчет единых (котловых) тарифов производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), рассчитанной на основании п. 47 Методических указаний для каждой сетевой организации и дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.

Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта РФ на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Суммарная НВВ всех сетевых организаций применяется в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используемой при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (п.п. 50, 51 Методических указаний).

В силу пункта 52 Методических указаний НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций. В условиях котловой экономической модели потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единым (котловым) тарифам, в свою очередь суммирующим необходимые валовые выручки всех сетевых организаций субъекта РФ по каждому уровню напряжения (п.п. 15.4, п. 42 Правил недискриминационного доступа, п. 49 Методических указаний).

Полученная котловая выручка распределяется между «котлодержателем» (получателем платежей по единым (котловым) тарифам) и сетевыми организациями посредством индивидуальных тарифов, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой сетевой организации.

Таким образом, согласно котловой экономической модели все потребители услуг по передаче электроэнергии, относящиеся к одной группе, оплачивают эти услуги по единому (котловому) тарифу, за счет которого осуществляется cбop НВВ сетевых организации региона, входящих в «котел». Полученная котловая выручка распределяется между смежными сетевыми организациями через индивидуальные тарифы, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из них (п. 3 Основ ценообразования, п.п. 49, 52 Методических указаний).

Поскольку все сетевые организации региона, вошедшие в «котел», в расчетах должны следовать котловой модели взаиморасчетов, решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа, включающее как единый (котловой), так и индивидуальные тарифы, должно учитывать экономически обоснованные потребности всех электросетевых организаций, входящих в «котел».

В силу нормативного характера тарифного решения и п. 35 Правил регулирования такое решение должно применяться в расчетах по тем же правилам, по которым устанавливается тариф.

Сетевая организация вправе претендовать на получение платы за услуги, оказанные посредством объектов электросетевого хозяйства, затраты на содержание и эксплуатацию которых учтены при утверждении тарифного решения.

На территории Санкт-Петербурга ПАО «Россети Ленэнерго» является «котлодержателем», (получателем платежей по единым (котловым) тарифам в Санкт-Петербурге), принимает денежные средства от гарантирующих поставщиков, действующих на территории Санкт-Петербурга, и сбытовых компаний на основании единых тарифов (котловых), и производит расчеты со смежными сетевыми организациями на основании индивидуальных тарифов.

С учетом указанных положений законодательства прокуратурой был сделан обоснованный вывод о том, что поскольку Истцом не представлен договор со смежной сетевой организацией, в соответствии с которым Истец будет перераспределять избыточно получаемые от сбытовых компаний (по единым котловым тарифам) денежные средства, данное обстоятельство не позволяет установить соответствующий индивидуальный тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги.

При этом установление НВВ и учет мощности Общества для котловой схемы взаиморасчетов, при отсутствии установленного для указанного лица индивидуального тарифа для взаиморасчетов между сетевыми организациями, нарушает базовый принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче электроэнергии, установленный в статье 6 Федерального закона № 35-ФЗ, соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), и будет являться нарушением порядка расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, определенного положениями п. 81 Основ ценообразования и п. 49 Методических указаний.

С учетом данных обстоятельств прокуратурой фактически был сделан вывод о неисполнении Истцом при предоставлении в Комитет обосновывающих материалов требований п.п. 13 п. 17 Правил регулирования, и как следствие о недопустимости при таких обстоятельствах завершения в отношении Общества процедуры государственного регулирования тарифов путем их установления.

Тем самым было подтверждено, что ООО «РСК «РЭС»:

- нарушает требования пункта 17 Правил регулирования, которым установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для установления тарифов;

- нарушает базовые принципы государственного ценового регулирования услуг по передаче электроэнергии, установленные статьей 6 и пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 23.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», заявляя к установлению свою НВВ и, одновременно, не заявляя к установлению индивидуальный тариф для взаиморасчетов с ПАО «Россети Ленэнерго», то есть заявляет порядок тарифного регулирования, отличный от порядка, предусмотренного положениями действующего законодательства в сфере государственного тарифного регулирования.

Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что именно ООО «РСК «РЭС» было обязано представить с тарифной заявкой в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга договор с ПАО «Россети Ленэнерго» на оказание услуг по передаче электрической энергии, отсутствие которого является законным основанием для возвращения Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга материалов тарифной заявки в адрес ООО «РСК «РЭС».

В этой связи следует признать несостоятельным довод ООО «РСК РЭС» о том, что для установления НВВ и применения единых (котловых) тарифов достаточно договора со Сбытовой компанией Вымпел.

Арбитражный суд Северо-Западного округа, рассматривая кассационную жалобу по делу А56-45727/2020 по заявлению ООО «РСК РЭС» прямо констатировал, что никакая особенность технологических связей объектов электросетевого хозяйства ООО «РСК «РЭС» не дает основания ни регулятору, ни регулируемой организации отклоняться от модели регулирования, предписанной действующим законодательством, то есть от установления индивидуальных тарифов.

Позднее Санкт-Петербургский городской суд в решении от 08.09.2021 по делу № 3а-130/2021, вступившим в законную силу, также указал на невозможность применения в отношении ООО «РСК «РЭС» иного порядка тарифного регулирования, отличного от порядка, применяемого в отношении других территориальных сетевых организаций, которым установлены индивидуальные тарифы.

Не находит подтверждения и позиция заявителя об отсутствии сальдо-перетоков между сетям ПАО «Россети Ленэнерго» и АО «СК «ОСК», а также ООО «Росэнергосеть».

Из материалов дела следует, что ПАО «Россети Ленэнерго» в адрес ООО «Росэнергосеть» после устранения всех недостатков со стороны указанной организации 27.04.2023 был направлен проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а вопрос заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с АО «СК» ОСК» рассматривается в рамках дела А56-59074/2023.

Относительно заключения договора между ПАО «Россети Ленэнерго» и ООО «РСК «РЭС» судом первой инстанции установлено, что письмом вх. от 18.04.2023 № ЛЭ/02-011/623 (исх. от 14.04.2022 № 122-И) ООО «РСК «РЭС» обращалось с заявкой на заключение договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, вместе с тем преддоговорная работа была приостановлена ПАО «Россети Ленэнерго» в связи с несоответствием комплекта документов пп. 18,21 Правил недискриминационного доступа. В адрес ООО «РСК «РЭС» было направлено информационное письмо от 25.04.2023 № ЛЭ/05-01/637 с указанием замечаний к комплекту документов. Ответ на указанное письмо в ПАО «Россети Ленэнерго» не поступал.

Кроме того, судом обоснованно учтено, что Санкт-Петербургский городской суд в решении от 08.09.2021 по делу № 3а-130/2021 (оставлено в силе апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26.05.2022 и кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30.11.2022) также указал на невозможность применения в отношении ООО «РСК «РЭС» иного порядка тарифного регулирования, отличного от порядка, применяемого в отношении других территориальных сетевых организаций, которым установлены индивидуальные тарифы.

В силу положений части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 сентября 2023 года по делу № А56-133987/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания "Распределительные электрические сети" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

Л.П. Загараева