АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 февраля 2022 года | Дело № | А56-13409/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г., при участии от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» ФИО1 (доверенность от 24.12.2021), рассмотрев 07.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по у с т а н о в и л: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Университет, Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление), от 27.10.2020 по жалобе № Т02-813/20. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Глобал». Решением суда первой инстанции от 05.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.10.2021, оспариваемые решение и предписание Управления признаны недействительными. Управление не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось с кассационной жалобой. По мнению Управления, в действиях организатора торгов по незаконному установлению в подпункте 3 пункта 18 информационной карты Документации о закупке ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» имеются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В судебном заседании представитель Учреждения выразил несогласие с доводами кассационной жалобы Управления. В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.09.2020 Учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32009531757 о проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Предмет конкурса - заключение контракта на оказание услуг по комплексной уборке помещений и территорий, прилегающих к учебным корпусам Университета. Обществом с ограниченной ответственностью «Глобал» в УФАС подана жалоба на действия организатора торгов. По результатам рассмотрения жалобы Общества Управление 27.10.2020 вынесло решение по делу № Т02-813/2020, которым признало жалобу обоснованной (пункт 1); в действиях Учреждения выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении, допущенном вследствие незаконного установления в подпункте 3 пункта 18 информационной карты документации ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (пункт 2); организатору торгов и его закупочной комиссии решено выдать обязательное для исполнения предписание (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений (пункт 4). В соответствии с выданным предписанием от 27.10.2021 по жалобе Не согласившись с решением и предписанием Управления, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия у Управления оснований для принятия оспариваемых решения и предписания. Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В силу части 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. Согласно пунктам 10, 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. При этом согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Однако, в свою очередь, заказчики не связаны императивным перечнем требований к участникам закупок и могут самостоятельно определять такие требования с учетом имеющих правовое значение целей и принципов, принимая во внимание цели названного Федерального закона, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение которым контракта в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. Как следует из материалов дела, в разделе 18 информационной карты открытого конкурса в электронной форме установлены стоимостные и нестоимостные критерии оценки. Согласно подпункту 1 пункта 18.1 информационной карты значимость критерия «Цена договора» составляет 30 %. В соответствии с подпунктом 2 пункта 18.2 информационной карты значимость нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки» составляет 30 %. Рейтинг по названному критерию определяется при помощи единственного показателя «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема». Порядок оценки заявок по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» изложен в подпункте 2 пункта 18 информационной карты. Подпунктом 3 пункта 18 информационной карты установлена значимость нестоимостного критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (выполнения работ, оказания услуг)» - 40 %. Рейтинг по указанному критерию определяется согласно единственному показателю «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» с применением установленной в документации шкалы. Управление в оспариваемом решении пришло к выводу, что оценка предложения участника закупки по шкале показателя «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» на предмет наличия предложения о качественных характеристиках объекта закупки с полным или неполным описанием типов 1 или 2 не содержит надлежащих измеряемых параметров, позволявших объективно и однозначно присвоить предложению каждого из участников закупки соответствующий рейтинг согласно оценочной шкале. Признавая необоснованными выводы антимонопольного органа, суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на материалы дела указали, что установленное в отношении показателей нестоимостного критерия «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» требование о представлении предложения о качественных характеристиках закупки, основано на Положении о закупке. Согласно подпункту "в" пункта 8.3 Положения о закупке, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена договора составляет более 15 000 000 руб., заказчик вправе установить дополнительное требование к участникам закупки в виде наличия опыта работы, связанного с предметом договора. В силу подпункта 4 «б» пункта 11.6 раздела 11 «Условия применения и порядок проведения открытого конкурса» Положения о закупке заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурса требованиям, предусмотренным пунктом 8.3 раздела 8 Положения о закупке (перечень подтверждающих документов определяется в документации о закупке исходя из установленных требований, специфики объекта закупки и условий договора). Таким образом сформулированные Учреждением в документации о закупке требования основаны на представлении заказчика о потребности в товарах, работах, услугах определенного качества и количества, о потенциальном подрядчике, исполнителе, поставщике с определенной квалификацией, опытом, ресурсами; требования предъявлены ко всем участникам закупки и не могут рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию. Как обоснованно указано судами, Учреждение в силу Положения о закупках вправе было установить требование о наличии у участника закупки предложения о качественных характеристиках закупки, связанного с предметом договора, при этом потребность заказчика в рассматриваемом случае направлена на выбор победителя, имеющего необходимую организатору торгов квалификацию, а не предложившего минимальную цену договора. Установленный Учреждением в конкурсной документации порядок оценки заявок по нестоимостному критерию «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» не противоречит положениям законодательства в сфере закупок и защиты конкуренции. Поскольку Учреждением при формировании документации о закупке не допущено нарушения требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, оспариваемые решение и предписание Управления от 27.10.2020 по жалобе № Т02-813/20 нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суды двух инстанций, учитывая изложенное, правомерно признали недействительными оспариваемые решение и предписание Управления. Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ). Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу № А56-13409/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Е.А. Аникина | |||
Судьи | О.А. Алешкевич И.Г. Савицкая | |||