АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 января 2018 года
Дело №
А56-1385/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» ФИО1 (доверенность от 21.07.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2017 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу № А56-1385/2017,
у с т а н о в и л:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», место нахождения: 117630, Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - общество), о взыскании 10 384 524 руб. 63 коп. задолженность по арендной плате за период с 01.01.2016 по 30.09.2016 и 1 900 368 руб. 04 коп. пеней за период с 01.02.2016 по 17.10.2016 по договору аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 16.03.2011 № 02/ЗК-07875.
Решением суда от 01.06.2017 с общества в пользу комитета взыскано 78 530 руб. 52 коп. задолженности и 14 371 руб. 09 коп. пеней, в остальной части в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 10.10.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит решение и постановление отменить в части отказа в иске, требования комитета удовлетворить в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на нарушение судами норм материального права, указывает, что пунктом 2 дополнительного соглашения от 11.12.2014 сторонами согласовано применение арендной платы на период до ввода результате инвестирования в эксплуатацию, предоставленный обществом акт от 31.12.2015 № 558 приемочной комиссии, назначенной обществом, является внутренним документом общества, заключение Ростехнадзора от 18.12.2015 № 23-13-104 не является разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано ответчику Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга 09.11.2016, до его выдачи эксплуатация объекта невозможна.
Податель жалобы ссылается на то, что суды неправильно применили к спорным правоотношениям ведомость инвентаризации земельного участка по функциональному использованию территории, поскольку ведомость составлена по состоянию на 08.02.2017, то есть за пределами спорного периода и после ввода результата инвестирования в эксплуатацию.
Податель жалобы ссылается на то, что размер арендной платы на период после окончания срока строительства согласован сторонами дополнительным соглашением от 11.12.2014, которое не оспорено в установленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление без изменения. Общество ссылается на то, что с 01.03.2015 арендная плата за пользование земельным участком, находящемся в государственной или муниципальной собственности и предоставленным для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов федеральных энергетических систем подлежит определению согласно приказу Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507. По мнению общества, документами, подтверждающими факт ввода объекта в эксплуатацию, являются акт законченного строительством объекта КС-14, разрешение Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 11.12.2015 № 06-6883/РД-699, акт осмотра Ростехнадзором электроустановки от 11..12.2015 № 06-6508/АО-513, заключение Ростехнадзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации от 18.12.2015 № 23-13-104. Кроме того, общество ссылается на то, что в деле имеются документы, свидетельствующие, что общество не могло получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию по обстоятельствам, не зависящим от него: невозможностью АО «Ленэнерго» выдать акт о соответствии построенного объекта техническим условиям и сложностями ГУП «Водоканал» с внесением изменений в договор на подключение к услугам водоотведения и водоснабжения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Комитет о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2011 № 252 обществу установлены инвестиционные условия при проектировании и строительстве электроподстанции открытого типа на земельном участке площадью 30 156 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101В:9, а именно: перечисление арендной платы на период проектирования и строительства в сумме 27 730 000 руб. в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.03.2005 № 275 «О порядке перечисления инвесторами денежных средств по договорам, заключенным в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции»; установлены сроки: окончание проектирования объекта – в течение 11 месяцев со дня вступления постановления в силу, начало строительства – в течение 11 месяцев со дня вступления постановления в силу, окончание строительства – в течение 24 месяцев со дня вступления постановления в силу.
На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2011 № 252 комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 16.03.2011 № 02/ЗК-07875 аренды на инвестиционных условиях земельного участка площадью 30 156 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101В:9, относящегося к землям населенных пунктов, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, 8-й Верхний пер., участок 4 (северо-восточнее пересечения с пр. Энгельса), для осуществления инвестиционного проекта по проектированию и строительству электроподстанции открытого типа (электрическая подстанция 330 кВ ПС «Парнас»).
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 4 договора. Согласно пункту 4.1 договора общая сумма подлежащей перечислению арендной платы составляет 27 730 000 руб. за период действия договора, установленный пунктом 9.1 договора. Как следует из пункта 4.3.1 договора, перечисление арендной платы осуществляется в полном объеме в месячный срок со дня заключения договора.
Пунктом 5.2 договора предусмотрено выполнение инвестиционного проекта в следующие сроки: первый этап - разработка, согласование и утверждение в установленном порядке проектной документации; продолжительность этапа - до 15.02.2012; второй этап - производство строительных и иных работ, необходимых для ввода результата инвестирования в эксплуатацию - до 15.03.2013.
Договор вступает в силу с момента его заключения и действует до 15.03.2013 (пункт 9.1 договора).
В соответствии с дополнительным соглашением от 22.01.2014 раздел 4 договора дополнен пунктом 4.6, согласно которому с 16.03.2013 на период строительства квартальная арендная плата при условии, что коэффициент динамики рынка недвижимости (Кд) равен 1,00, составляет 97 497 руб. 26 коп., в 2013 г. величина Кд составляет 1,15, арендатор самостоятельно рассчитывает текущую сумму арендной платы, подлежащей перечислению по формуле: квартальная арендная плата умноженная на Кд. Арендная плата перечисляется не позднее десятого числа первого месяца оплачиваемого квартала, за первый квартал – до 31 января. А также предусмотрено, что с момента приемки законченного строительством результата инвестирования в эксплуатацию государственной комиссией арендодатель вправе изменить размер арендной платы в одностороннем порядке с учетом функционального назначения результата инвестирования, арендная плата может быть пересчитана на основании ведомости по функциональному использованию участка.
Дополнительным соглашением от 11.12.2014 срок осуществления второго этапа и срок действия договора продлен до 15.03.2015. Этим же дополнительным соглашением установлено, что арендная плата за период с 16.03.2013 по 16.03.2015 определяется на основании действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, устанавливающих порядок определения размера арендной платы за земельные участки, по коду функционального использования 10.1. Величина годовой арендной платы при условии, что Кд равен 1,00, составляет 389 989 руб. 04 коп., плата за аренду в квартал – 97 497 руб. 26 коп., в 2014 величина Кд составляет 1,2.
В соответствии с пунктом 2 указанного дополнительного соглашения арендная плата после истечения срока действия договора определяется исходя из размера платы за заключение договора и составляет 3 461 508 руб. 21 коп. в квартал.
Согласно пункту 8.2 договора предусмотрена ответственность арендатора за нарушение срока выполнения второго этапа в виде неустойки в размере 0,02% от суммы, указанной в пункте 4.1 договора, за каждый день просрочки.
За нарушение арендатором сроков внесения арендной платы пунктом 8.3 договора, действующим в редакции дополнительного соглашения от 22.01.2014, установлена неустойка в форме пеней в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Комитет, ссылаясь на ненадлежащее исполнение арендатором обязанности по перечислению арендных платежей за период с 01.01.2016 по 30.09.2016, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования частично.
При этом суды сослались на то, что к началу спорного периода строительство подстанции фактически было завершено, и посчитали, что в соответствии с п. 4.6 договора комитет был вправе рассчитать арендную плату с 01.01.2016 исходя из данных инвентаризационной ведомости по функциональному использованию участка от 27.02.2017 № 45724Г-16/1.
Суды сочли установленным, что обществом утвержден акт от 31.12.2015 № 558 приемки законченного строительством объекта - электрической подстанции 330 кВ ПС «Парнас», распоряжением руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора утверждено выданное обществу заключение от 18.12.2015 № 23-13-104 о соответствии построенной подстанции требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, Службой строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга обществу выдано разрешение 09.11.2016 № 78-03-41-2016 на ввод объекта в эксплуатацию.
Суды также установили, что согласно ведомости инвентаризации упомянутого земельного участка по функциональному использованию от 27.02.2017 № 45724Г-16/1, участок используется под виды деятельности, относящиеся к коду функционального использования 11.2 «коммунальное хозяйство»; указанная ведомость инвентаризации земельного участка направлена обществом комитету письмом от 14.03.2017 № М7/5/440.
Кассационная инстанция полагает, что решение и постановление подлежат отмене в связи с тем, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны на основании неправильного применения норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также за участки, находящиеся на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, регламентирован Законом Санкт-Петербурга от 05.12.2007 № 608-119 «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга» и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2009 № 1379 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга».
Как следует из пункта 2.3 Положения о порядке определения базовых ставок арендной платы и коэффициентов, используемых в Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы, утвержденного Постановлением № 1379 (далее - Положение), коэффициент функционального использования территории, определяется в соответствии с приложением 4 к настоящему Положению для установленных настоящим Положением кодов функционального использования территории (Кн), по которым используется арендуемый земельный участок.
Согласно пункту 3.1.2 Положения с момента получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию арендная плата рассчитывается в соответствии с функциональным использованием земельного участка.
Не соответствует пункту 3.1.2 Положения вывод судов о том, что с 01.01.2016 арендная плата подлежит исчислению в соответствии с ведомостью инвентаризации по функциональному использованию земельного участка № 45724Г-16/1. Указанная ведомость инвентаризации составлена 27.02.2017 по состоянию на 08.02.2017.
Сделав такой вывод, суды сослались на то, что к указанному сроку строительство объекта было фактически завершено.
Вместе с тем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Службой строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга 09.11.2016.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В данном случае уполномоченным органом на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является Служба строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербург.
Фактическая эксплуатация объекта до получения соответствующего разрешения уполномоченного на то органа, не может повлечь правовых последствий, в частности касающихся изменения размера платы за пользование земельным участком.
Дополнительным соглашением к договору стороны согласовали, что размер арендной платы после истечения срока действия договора определяется исходя из размера платы за заключение договора и составляет 3 461 508 руб. 21. коп.
Таким образом, сделанные судами первой и апелляционной инстанций выводы, касающиеся размера арендной платы, подлежащей перечислению по договору за спорный период, не соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.
Доводы общества, касающиеся того, что размер арендной платы по договору за указанный в иске период рассчитан судами правильно, поскольку с 01.03.2015 арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов федеральных энергетических систем подлежат определению согласно приказу Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 507, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, так как они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ с 01.03.2015, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 названного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся в частности объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты электроснабжения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение данного пункта Правил Минэкономразвития издало приказ от 22.09.2011 № 507, согласно пункту 1 которого установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей). Пунктом 2 названного приказа предусмотрено, что установленная ставка арендной платы не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков согласно приложению. Для Санкт-Петербурга предельная ставка арендной платы установлена в размере 18,46 руб. за кв.м.
Названный земельный участок предоставлен обществу в соответствии с договором аренды для целей строительства и до получения разрешения уполномоченного органа на ввод построенного объекта в эксплуатацию использовался для этих целей.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 и подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации для применения льготного размера арендной платы необходимо подтвердить, что земельные участки предоставлены для размещения объектов энергетических систем, имеющих федеральное или региональное значение, или объектов электроснабжения, имеющих федеральное, региональное или местное значение.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует отменить, а дело – передать на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, с учётом всех доводов участвующих в деле лиц, проверив правильность расчёта истцом суммы задолженности по договору и пеней, после чего дать установленным обстоятельствам правовую оценку.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 по делу № А56-1385/2017 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
Т.И. Сапоткина
Судьи
М. В. Захарова
Г.М. Рудницкий