ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
15 ноября 2023 года
Дело №А56-13919/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Полубехиной Н.С., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца (заявителя): представитель ФИО2 по доверенности от 07.12.2022
от ответчика – Правительство Санкт-Петербурга: представитель ФИО3 по доверенности от 27.12.2022
от ответчика – Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга: представитель ФИО3 по доверенности от 09.01.2023
от 3-го лица – Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга: представитель ФИО4 по доверенности от 30.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28334/2023) (заявление) общества с ограниченной ответственностью «Отель Плюс» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2023 по делу № А56-13919/2022 (судья
ФИО5), принятое по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Отель Плюс»
к 1) Правительству Санкт-Петербурга, 2)Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга
3-и лица: 1) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга,
2) Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение по благоустройству «Курортный берег», 3) Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
о признании незаконным отказа в заключении договора аренды
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Отель Плюс» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству г. Санкт-Петербурга (далее – Правительство), Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга (далее – Комитет) о признании незаконным распоряжения Комитета №883-р от 22.12.2021 и обязании Правительство в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Обществу в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 78:38:0022488:1073 для строительства общежития; в случае неисполнения решения суда взыскать с Правительства в пользу Общества 30 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение по благоустройству «Курортный берег» (далее – Учреждение), Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – КИО), Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее – КГИОП).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2023 по делу № А56-13919/2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил вышеуказанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей жалобы общество ссылалось на то, что, по его мнению, использование земельного участка не ограничено только тем видом разрешенного использования, который указан в ЕГРН. По мнению апеллянта, вид или виды разрешенного использования, указанные в ЕГРН, являющиеся дополнительными сведениями об объекте недвижимости, не могут служить основанием для ограничения целей использования земельных участков, указанных в ПЗЗ в отношении такого участка.
В судебное заседание явились представители сторон и третьего лица – КИО СПб. Заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, ответчики возражали против ее удовлетворения. В материалы дела Правительством Санкт-Петербурга и КИО СПб направлены отзывы на апелляционную жалобу, содержащие возражения против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество обратилось в Комитет с заявлением от 14.10.2021 исх. № 17 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022488:1073 для размещения общежития (код 3.2.4) (далее – Участок).
Распоряжением от 22.12.2021 № 883-р Комитет отказал Обществу в предоставлении Участка в связи с тем, что Участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования иному лицу (Учреждению), разрешенное использование Участка, указанное в едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) (гостиничное обслуживание), не соответствует цели использования Участка, указанной Обществом (общежитие). Кроме того, основанием для отказа в предоставлении Обществу Участка также послужил вывод Комитета о том, что размещение на Участке общежития повлечет за собой вырубку средообразующих зеленых насаждений, что является недопустимым поскольку Участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории и на нем запрещается вырубка средообразующих зеленых насаждений, за исключением рубок, направленных на сохранение исторической системы озеленения.
Не согласившись с указанным распоряжением Комитета, Общество оспорило его в судебном порядке, ссылаясь на то, что Обществом было подано заявление о предоставлении Участка в аренду для размещения общежития, что соответствует целям, указанным в законодательстве и виду разрешенного использования, установленному для спорного земельного участка.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу вышеприведенных норм права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения вышеуказанного заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Исключения из этого правила предусмотрены в пункте 2 названной статьи.
Так, в частности, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга устанавливается Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 № 282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования» (далее - Закон Санкт-Петербурга № 282-43).
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга № 282-43 основанием для целевого предоставления земельного участка для размещения объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и для реализации масштабных инвестиционных проектов является распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ и Законом Санкт-Петербурга № 282-43 принято распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 21.07.2015 № 12-рг «О предоставлении земельных участков юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов» (далее - Распоряжение № 12-рг).
Согласно пункту 1.1 Распоряжения № 12-рг предоставление земельных участков юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, являющихся объектами недвижимости, реализации масштабных инвестиционных проектов осуществляется при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным в пунктах 4 - 6 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга № 282-43.
Пунктом 4 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга № 282-43 установлено, что критерием отнесения объекта социально-культурного назначения к объектам, размещение которых возможно в соответствии с пунктом 3 указанной статьи, является отнесение объекта к объектам, размещаемым на основании, в том числе такого вида разрешенного использования земельного участка, как "социальное обслуживание".
Пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при этом в отсутствие необходимости формирования земельного участка первым этапом является подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
Из подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и в случаи выявления по результатам указанных рассмотрения и проверки хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга № 282-43 заявление потенциального инвестора о предварительном согласовании предоставления земельного участка для целей строительства подается в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3.14 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1042, Комитет уполномочен рассматривать заявления потенциальных инвесторов о предоставлении земельного участка без проведения торгов, возвращать заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, принимать решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с Законом Санкт-Петербурга № 282-43 (пункт 3.14).
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке, принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, в соответствии с ЗК РФ и Законом Санкт-Петербурга № 282-43 регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 № 656 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5.1 Положения для получения земельного участка без проведения торгов в целях осуществления инвестиционной деятельности потенциальному инвестору надлежит обратиться в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов по форме, утвержденной Комитетом.
В целях принятия решения по заявлению уполномоченная организация осуществляет сбор сведений об имущественно-правовом статусе объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5.6.1 Положения при наличии согласно полученным в соответствии с пунктами 5.2.2, 5.4 и 5.5 Положения документам оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренных ЗК РФ и(или) Законом Санкт-Петербурга № 282-43, Комитет принимает решение об отказе и направляет потенциальному инвестору копию такого решения.
Как установил суд первой инстанции, заявитель просил предоставить спорный Участок без проведения торгов на праве аренды в целях размещения объекта с видом разрешенного использования – «общежитие».
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с ЗК РФ и законодательством о градостроительной деятельности.
Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «"О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным федеральным законом сведений.
Часть 6 статьи 72 Закона о государственной регистрации недвижимости предусматривает, что сведения государственного реестра прав и сведения государственного кадастра недвижимости признаны сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, а также сведений о виде их разрешенного использования (часть 7 статьи 1, пункт 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Исходя из смысла приведенных правовых норм, сведения ЕГРН, включающие сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, подлежат применению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе при разрешении вопроса о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка. При этом вид разрешенного использования земельного участка отображаемый в ЕГРН, является одной из его характеристик как объекта недвижимости и определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Также согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2020 № 41-КА19-13, при разрешении вопроса о предоставлении земельного участка без проведения торгов и определении соответствия разрешенного использования земельного участка целям его использования следует руководствоваться сведениями ЕГРН.
Таким образом, действующими нормами закона установлен запрет на предоставление земельных участков без проведения торгов в случае, если вид разрешенного использования земельного участка, указанного в ЕГРН, не соответствует испрашиваемому виду разрешенного использованию земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Градостроительные регламенты, в свою очередь, устанавливаются в составе правил землепользования и застройки. Также правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения в них изменений, которые в том числе содержат положения об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (часть 2 и часть 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Вышеуказанная норма коррелирует с частью 3 статьи 37 ГрК РФ, согласно которой изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 (далее - ПЗЗ СПб) и распространяют свое действие на всю территорию Санкт-Петербурга.
В соответствии с установленными действующим законодательством требованиями к составу и содержанию правил землепользования и застройки ПЗЗ СПб устанавливают градостроительный регламент, включающий в том числе виды разрешенного использования земельных участков, применительно к конкретной территориальной зоне.
Так, согласно ПЗЗ СПб градостроительным регламентом территориальной зоны «ТР3-2» установлен перечень основных видов разрешенного использования земельных участков, в который включены 27 различных видов разрешенного использования.
При этом согласно пункту 3.1.5 ПЗЗ СПб вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства считается измененным со дня внесения в ЕГРН сведений о таком виде разрешенного использования, что также соотносится с положениями пункта 2 статьи 7 ЗК РФ и свидетельствует о необходимости выбора правообладателем конкретного вида разрешенного использования для земельного участка из числа предусмотренных соответствующим градостроительным регламентом путем включения такого вида разрешенного использования в ЕГРН.
Согласно пункту 6 заключения Комитета по градостроительству и архитектуре от 02.12.2021 № 01-21-5-40162/21 Участок находится в границах объединенных зон охраны культурного наследия ЗРЗ(38)26.
В соответствии с пунктом 2.30.3 ПЗЗ СПб для зоны «ТР3-2» в качестве основных видов разрешенного использования Участка могут быть избраны, как «общежития» с кодом 3.2.4, так и «гостиничное обслуживание» с кодом 4.7.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).
Согласно Классификатору вид разрешенного использования «общежития» включается в содержание вида разрешенного использования «социальное обслуживание» с кодом 3.2.4 и предполагает размещение зданий, предназначенных для размещения общежитий, предназначенных для проживания граждан на время их работы, службы или обучения, за исключением зданий, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 4.7, который как раз и относится к виду разрешенного использование «гостиничное обслуживание» и предполагает размещение гостиниц.
То есть, объекты, относящиеся к объектам социального обслуживания и объекты, относящиеся к гостиничному обслуживанию, имеют совершенно различную направленность.
При градостроительном зонировании Правительство в лице профильных органов определяет потребность в размещении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в границах конкретных территорий и исходит из достаточности обеспеченности жителей той или иной территории в названных объектах, и в случае возникновения такой потребности жителей города уполномоченный орган избирает основным видом разрешенного использования для таких земельных участков, один из видов, предусмотренных пунктами 4, 5 статьи 8 Закона № 282-43, что в последующем позволяет осуществить строительство таких социально значимых объектов либо за счет бюджетных средств, либо путем привлечения потенциальных инвесторов для строительства такого объекта посредством предоставления земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, исходя из потребности в строительстве на территории Курортного района города Санкт-Петербурга, в границах которого расположен Участок, объектов, размещение которых осуществляется в соответствии с видом разрешенного использования «гостиничное обслуживание», Правительство в лице уполномоченного органа из числа основных видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для зоны «ТР3-2», определило в качестве основного вида разрешенного использования Участка «гостиничное обслуживание», который был внесен в установленном порядке в ЕГРН, что в свою очередь не предполагает строительство иных объектов.
Поскольку выбор вида разрешенного использования участка определяется именно собственником земельного участка, и городом установлен для спорного участка вид разрешенного использования «гостиничное обслуживание», это означает, что при подаче заявлений о предоставлении Участка потенциальным инвесторам следует руководствоваться именно теми видами разрешенного использования, которые установлены собственником, а не теми видами разрешенного использования, которые потенциально допустимы на данном участке.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законность обжалуемого отказа в предоставлении земельного участка, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Комитетом неправомерно отказано в предоставлении Участка в аренду без проведения торгов на том основании, что Участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению и в связи с тем, что на Участке запрещена вырубка средообразующих зеленых насаждений, в силу следующего.
Распоряжением КИО от 16.12.2021 № 437-РЗУ «О предоставлении на праве постоянного (бессрочного) права пользования земельного участка» (далее – распоряжение № 437-РЗУ) Участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) права пользования Учреждению.
Право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения в отношении Участка зарегистрировано в ЕГРН.
При этом Общество, полагая свое право на предоставление Участка нарушенным изданием распоряжения № 437-РЗУ, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании распоряжения № 437-РЗу недействительным и о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения в отношении Участка.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.11.2022 № А56-36462/2022 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2023, указанное решение суда первой инстанции изменено, распоряжение № 437-РЗУ признано недействительным, в удовлетворении требования о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения в отношении Участка отказано, на КИО возложена обязанность совершить действия по прекращению записи в ЕРГН о праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждения в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022488:1073 по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, <...> участок 110.
Таким образом, довод Общества о том, что Участок был неправомерно предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании распоряжения № 437-РЗУ, был признан арбитражными судами обоснованным.
Руководствуясь вышеизложенным, суд первой инстанции обоснованно указал, что Комитет необоснованно отказал Обществу в предоставлении Участка на том основании, что Участок был передан Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.
Кроме того, согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» Участок расположен в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, расположенных за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга, ЗРЗ(З8)26 Курортного района Санкт-Петербурга
Пунктом 7.8.31.2 части 4 приложения № 9 к ПЗЗ СПб установлены специальные требования режима в ЗРЗ(З8)26, запрещающие вырубку средообразующих зеленых насаждений, за исключением рубок, направленных на сохранение исторической системы озеленения; запрещается изменение рельефа и гидрологического режима территории.
Требования по соблюдению режима использования Участка в зоне ЗРЗ 38(26) в части сохранения средообразующих зеленых насаждений при строительстве объектов обеспечиваются нормами градостроительного законодательства при проектировании объекта и выдаче разрешения на строительство объекта.
В силу пункта 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, соблюдение режимов зоны ЗРЗ 38(28) согласно градостроительному законодательству, обеспечивается на стадии проектирования и выдачи разрешения на строительство, а, соответственно, как верно указал суд первой инстанции, вывод Комитета о невозможности предоставления Участка под размещения общежития в связи с невозможностью осуществления вырубки средообразующих зеленых насаждений является преждевременным и не может быть сделан на стадии принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной ввиду следующего.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с ЗК РФ и законодательством о градостроительной деятельности (абзац 2 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).
Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).
Приведенное законодательное регулирование свидетельствует о том, что вид разрешенного использования земельного участка избирается исключительно правообладателем такого земельного участка, при этом выбор того или иного вида разрешенного использования Участка считается состоявшимся только с момента внесения таких сведений в ЕГРН. После того, как такие сведений внесены в ЕГРН, земельный участок может быть использован исключительно в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
Общество, направляя в адрес уполномоченного органа заявление о предоставлении Участка в аренду без проведения торгов, лишь претендует на то, чтобы стать правообладателем Участка в статусе его арендатора, но не становится им автоматически. В связи с чем Общество не относится к числу правообладателей Участка.
Часть 6 статьи 72 Закона о государственной регистрации недвижимости предусматривает, что сведения государственного реестра прав и сведения государственного кадастра недвижимости признаны сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, а также сведений о виде их разрешенного использования (часть 7 статьи 1, пункт 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Таким образом, фактическое использование Участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости. В свою очередь сведения ЕГРН, включающие сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, в том числе о виде разрешенного использования земельного участка, подлежат применению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления при разрешении вопроса о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Вид разрешенного использования земельного участка действительно относится к числу дополнительных сведений (подпункт 4 пункта 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Вместе с тем отнесение таких сведений к числу дополнительных не свидетельствует об их необязательности, а лишь свидетельствует о том, что для таких сведений предусмотрен иной порядок их внесения и изменения, а именно: они вносятся и изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2023 по делу № А56-13919/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.В. Балакир
Судьи
Н.С. Полубехина
В.Б. Слобожанина