ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-14344/2023 от 16.01.2024 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 января 2024 года

Дело №

А56-14344/2023

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Александровой Е.Н., рассмотрев 16.01.2024 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу № А56-14344/2023,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Бизнесресурс», адрес: 196240, Санкт-Петербург, Кубинская ул., д. 75, корп. 1, лит. А, пом. 5-Н, комн. 11, офис 411,
ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановлений Смоленской таможни, адрес: 214032, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Таможня), от 09.02.2023 № 0113000-4237/2022, 0113000-4238/2022, 0113000-4239/2022, 0113000-4240/2022, 0113000-4241/2022, 0113000-4242/2022, 0113000-4243/2022, 0113000-4244/2022, 0113000-4245/2022, 0113000-4246/2022, 0113000-4247/2022, 0113000-4248/2022, 0113000-4249/2022, 10113000-4250/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением суда первой инстанции от 13.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.09.2023, заявленные требования удовлетворены, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.

В кассационной жалобе таможенный орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм КоАП РФ, просит отменить решение и постановление апелляционного суда, принять по данному делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не подлежат применению. В данном случае правонарушения выявлены не в ходе таможенного контроля, который является одним из видов государственного контроля, а в ходе проверки представленных Обществом статистических форм учета перемещения товаров. Таможенный орган настаивает на том, что осуществление контроля за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений является текущей деятельностью таможенного органа в рамках предоставленных ему полномочий и не относится к видам таможенного контроля, предусмотренным Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ).

В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просило оставить их без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии с требованиями статьи 288.2 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Общество 23.11.2022, 24.11.2022, 25.11.2022, 28.11.2022, 29.11.2022 представило в таможенный орган статистические формы учета перемещения товаров с регистрационными номерами № 10113000/291122/С612151, 10113000/251122/С607575, 10113000/251122/С607009, 10113000/251122/С606421, 10113000/241122/С604972, 10113000/241122/С604278, 10113000/241122/С604108, 10113000/241122/С603367, 10113000/281122/С610407, 10113000/291122/С612285, 10113000/231122/С602620, 10113000/281122/С610646, 10113000/281122/С610474, 10113000/251122/С607373. В данных формах содержались сведения о вывозе Обществом товаров в октябре, ноябре, декабре 2021 года, а также в феврале, марте, апреле, июне, июле, августе, сентябре и октябре 2022 года.

С учетом пункта 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 (далее – Правила № 891), Общество должно было представить статистические формы учета перемещения товаров не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.

Указанный срок представления в таможенный орган перечисленных статистических форм Обществом нарушен, что не оспаривается заявителем.

В связи с допущенными нарушениями Таможня составила в отношении Общества 14 протоколов об административных правонарушениях, квалифицировав его действия по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Постановлениями Таможни от 09.02.2023 № 0113000-4237/2022, 0113000-4238/2022, 0113000-4239/2022, 0113000-4240/2022, 0113000-4241/2022, 0113000-4242/2022, 0113000-4243/2022, 0113000-4244/2022, 0113000-4245/2022, 0113000-4246/2022, 0113000-4247/2022, 0113000-4248/2022, 0113000-4249/2022, 10113000-4250/2022 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению.

Считая постановления о привлечении к административной ответственности незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования. Установив, что правонарушения выявлены таможенным органом при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия, в отношении Общества возбуждено 44 дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых Таможней вынесены постановления о привлечении к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. по каждому, первым из которых является постановление таможенного органа № 10113000-4129/2022, законность которого Обществом в судебном порядке не оспаривалась, суды сделали вывод о возможности применения в настоящем случае положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких оснований для пересмотра принятых по делу судебных актов в кассационном порядке не установлено.

В части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, - непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 891 российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.

На основании пункта 6 Правил № 891 статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

Согласно пункту 9 Правил № 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 данных Правил.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт представления Обществом в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров с нарушением установленного срока, то есть несвоевременно.

За каждый факт несвоевременного представления указанной информации постановлениями таможенного органа Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ. За каждое административное правонарушение Обществу назначен административный штраф в минимальном размере – 50 000 руб.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, в том числе повторность совершения заявителем спорного правонарушения, суды сделали обоснованный вывод о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 19.7.13 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности суды не установили.

Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5
КоАП РФ, Таможней не пропущен.

Вместе с тем по итогам рассмотрения спора суды установили, что по результатам одного проверочного мероприятия Таможней в отношении Общества 09.02.2023 принято 14 постановлений о привлечении к административной ответственности. С учетом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ суды сочли, что у таможенного органа не имелось оснований для вынесения отдельных постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение срока представления каждой статистической формы, указали на необходимость привлечения к административной ответственности за одно правонарушение. Суды приняли во внимание, что законность первого из принятых по результатам одного контрольного мероприятия постановлений о привлечении к административной ответственности Обществом в судебном порядке не оспорена, ввиду изложенного суды удовлетворили заявленные требования, отменив оспариваемые постановления.

Согласно общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу данной нормы за совершение одинаковых противоправных деяний в отношении различных предметов административных правонарушений виновное лицо подлежит административной ответственности за каждое такое деяние; это регулирование гарантирует равенство всех перед законом (определения от 26.03.2019 № 824-О, от 25.04.2019 № 884-О и от 26.04.2021 № 614-О).

Вместе с тем часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная Федеральным законом от 23.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в качестве исключения из приведенного правила предусматривает, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Как обоснованно отметили суды, приведенные положения статьи 4.4 КоАП РФ применяются ко всем видам государственного и муниципального контроля, иное противоречило бы принципу справедливости и равенства всех перед законом.

Довод таможенного органа о том, что он не проводил таможенный контроль, а осуществлял контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений, что является текущей деятельностью таможенного органа в рамках предоставленных ему полномочий, в связи с чем на Общество не распространяются положения части 1 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, был предметом рассмотрения судов и мотивированно отклонен.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 254 Закона № 289-ФЗ в функции таможенных органов Российской Федерации входит, в том числе, ведение таможенной статистики Российской Федерации.

Исходя из статьи 276 Закона № 289-ФЗ таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику (части 1). Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза (часть 2).

На основании пункта 1 статьи 278 Закона № 289-ФЗ статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.

Обязанностям лица по представлению статистической форме учета перемещения товаров корреспондирует обязанность таможенного органа по осуществлению контроля за своевременностью представления статистических форм, предусмотренная пунктом 12 Правил № 891.

В этом пункте указано, что таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений, в том числе посредством запроса у заявителя через личный кабинет дополнительных сведений, которые должны быть представлены в таможенный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявителем такого запроса.

Кассационная инстанция соглашается с позицией судов о том, что оспариваемые в настоящем деле постановления вынесены таможенным органом по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия.

Указанные в постановлениях нарушения выявлены Таможней при осуществлении в соответствии с пунктом 12 Правил № 891 контроля за своевременностью представления статистических форм одновременно по всем спорным статистическим формам, что усматривается из протоколов об административных правонарушениях.

Иное из материалов дела не следует и таможенным органом не обосновано.

Учитывая изложенное и руководствуясь частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что Общество относительно представленных статистических форм подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения; поскольку законность первого из принятых таможенным органом постановлений – постановления от 20.01.2023 по делу об административном правонарушении № 10113000-4129/2022 в судебном порядке Обществом не оспаривалась, то оспариваемые в настоящем деле постановления подлежат отмене.

Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права судами не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу № А56-14344/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Смоленской таможни – без удовлетворения.

Судья

Е.Н. Александрова