ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
21 сентября 2022 года
Дело №А56-14726/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Згурской М.Л., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца: предст. ФИО2 – доверенность от 18.03.2019
от ответчиков: 1) предст. ФИО3 – доверенность от 30.12.2021,
2) предст. ФИО4 – доверенность от 01.02.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20941/2022) общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-спасательное формирование «Сервис Безопасности» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2022 по делу № А56-14726/2022 (судья Петрова Т.Ю.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-спасательное формирование «Сервис Безопасности»
к 1) Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию городского электрического транспорта, 2) обществу с ограниченной ответственностью «Северо-Западная региональная служба спасения»
о признании недействительными протоколов от 10.12.2021 №541/2021-ЭА по рассмотрению вторых частей заявок на участие в аукционе, от 10.12.2021 №541/2021-ЭА по подведению итогов аукциона, договора от 29.12.2021 №541/2021-ЭА на оказание услуг по аварийно-спасательному обслуживанию опасных производственных объектов III класса опасности, о применении последствий недействительности договора от 29.12.2021 № 541/2021-ЭА
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Аварийно-спасательное формирование «Сервис Безопасности» (далее – истец, Общество, ООО «АСФ «Сервис Безопасности») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию городского электрического транспорта (далее – Предприятие, СПб ГУП «Горэлектротранс») и ООО «Северо-Западная региональная служба спасения» (далее – Служба, ООО «СЗ РСС»), в котором просило:
- признать недействительными протокол от 10.12.2021 № 541/2021-ЭА по рассмотрению вторых частей заявок и протокол от 10.12.2021 № 541/2021-ЭА по подведению итогов аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по аварийно-спасательному обслуживанию опасных производственных объектов III класса опасности СПб ГУП «Горэлектротранс»,
- признать недействительными результаты аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по аварийно-спасательному обслуживанию опасных производственных объектов III класса опасности СПб ГУП «Горэлектротранс» по извещению № 32110877465,
- признать недействительным договор от 29.12.2021 № 541/2021-ЭА на оказание услуг по аварийно-спасательному обслуживанию опасных производственных объектов III класса, заключенный между СПб ГУП «Горэлектротранс» и ООО «СЗ РСС»;
- применить последствия недействительности сделки в виде прекращения действия договора от 29.12.2021 № 541/2021-ЭА.
Решением суда первой инстанции от 17.05.2022 в удовлетворении исковых требований ООО «АСФ «Сервис Безопасности» отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО «АСФ «Сервис Безопасности» направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 17.05.2022, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что в нарушение требований аукционной документации (пункта 3.1 Технического задания Документации об аукционе, подпункта 9 пункта 26 Информационной карты Документации об аукционе, подпункта 9 пункта 3.2 части I Документации об аукционе), а также части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО «СЗ РСС» не было представлено в составе заявки свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях по видам газоспасательных, поисково-спасательных работ, аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров; свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (ПСР, ГзСР, АСР ТП) №11194 выдано 10.12.2021; свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ № 10730 от 19.10.2021 не давало права на ведения работ по АСР ТП. Также податель жалобы указывает на то, что заявка ООО «Эко Стар» также не соответствовала требованиям Документации об аукционе.
В судебном заседании представитель ООО «АСФ «Сервис Безопасности» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представители СПб ГУП «Горэлектротранс» и ООО «СЗ РСС» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции от 17.05.2022 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.11.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru СПб ГУП «Горэлектротранс» (Заказчик) опубликовало извещение № 32110877465 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по аварийно-спасательному обслуживанию опасных производственных объектов III класса опасности Предприятия, включая документацию об аукционе.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и Положением о закупках СПб ГУП «Горэлектротранс».
В соответствии с извещением № 32110877465 о проведении аукциона дата начала подачи заявок – 29.11.2021, дата окончания подачи заявок – 07.12.2021, дата начала и окончания подачи ценовых предложений – 09.12.2021, дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов аукциона – 10.12.2021.
Согласно протоколу от 10.12.2021 № 541/2021-ЭА рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе к участию в аукционе допущены заявки ООО «АСФ «Сервис Безопасности» (дата подачи заявки 02.12.2021), ООО «СЗ РСС» (дата подачи заявки 03.12.2021), ООО «Эко Стар» (дата подачи заявки 06.12.2021).
Согласно протоколу от 10.12.2021 № 541/2021-ЭА подведения итогов электронного аукциона по результатам рассмотрения заявок участников и их ценовых предложений победителем аукциона признано ООО «СЗ РСС» с ценовым предложением 167645 руб., второй номер присвоен заявке ООО «Эко Стар» с ценовым предложением 170000 руб., третий номер присвоен заявке ООО «АСФ «Сервис Безопасности» с ценовым предложением 396000 руб.
По итогам проведения аукциона в электронной форме по извещению №32110877465 между СПб ГУП «Горэлектротранс» и ООО «СЗ РСС» заключен договор от 29.11.2021 № 541/2021-ЭА на оказание услуг по аварийно-спасательному обслуживанию опасных производственных объектов III класса опасности Предприятия.
Ссылаясь на то, что ООО «СЗ РСС» неправомерно допущено к участию в аукционе и признано победителем данного аукциона, Общество обратилось в суд с настоящим иском, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 17.05.2022 в связи со следующим.
Статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
- кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
- на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
- продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
- были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
- были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Положения статьи 449 ГК РФ должны применяться во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 ГК РФ и частью 1 статьи 4 АПК РФ и быть направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов.
Торги и договор, заключенный по их результатам, могут быть признаны недействительными по иску участника торгов либо лица, незаконно не допущенного к участию в торгах, либо иного лица, которое докажет свою заинтересованность в заявленном иске.
При этом нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими на результат торгов, и должны затрагивать интересы лица, обратившегося с иском о признании торгов недействительными.
В силу части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Частью 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 указанного Закона.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с указанным Законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В рассматриваемом случае, требования к оказанию услуг, являющихся предметом спорного аукциона, установлены в разделе 10 «Техническое задание» Документации об аукционе, а также в Техническом задании, являющимся приложением № 1 к договору (далее – Техническое задание).
В разделе 3 Технического задания указаны требования к Исполнителю, в том числе указано, что Исполнитель должен иметь соответствующие документы на право оказания услуг по предмету договора, а именно: свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях по видам газоспасательных, поисково-спасательных работ, аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (пункт 3.1); организация должна быть зарегистрирована в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 3.2), у аварийно-спасательной службы (формирования) должен быть статус «профессиональное» (пункт 3.3).
В пунктах 1.2 – 1.4 Технического задания также указано, что оказание услуг по аварийно-спасательному обслуживанию опасных производственных объектов СПб ГУП «Горэлектротранс» III класса опасности должно осуществлять в соответствии в том числе с требованиями Федеральных законов от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
При этом, требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе установлены разделом 3 части I Документации об аукционе.
В соответствии с подпунктами 8 и 9 пункта 3.2 части I Документации об аукционе в составе второй части заявки на участие в аукционе участник закупки должен представить документы (их копии), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям законодательства Российской Федерации и аукционной документации к лицам, которые осуществляют поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 35.3.4.9 Положения о закупках, а также документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства Российской Федерации к таким товарам, работам, услугам, если законодательством Российской Федерации установлены требования к ним и представление указанных документов предусмотрено аукционной документацией.
Согласно подпунктам 8 и 9 пункта 26 Информационной карты аукциона в электронной форме (часть II Документации об аукционе) в составе второй части заявки участник представляет документы (их копии), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям законодательства Российской Федерации и аукционной документации к лицам, которые осуществляют поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства Российской Федерации к таким товарам, работам, услугам, если законодательством Российской Федерации установлены требования к ним и представление указанных документов предусмотрено аукционной документацией, при этом у каждого из подпунктов в скобках в информационной карте аукциона указано «требования не установлены».
Исходя из положений пункта 2.4 части I Документации об аукционе, подавая заявку на участие в аукционе, участник закупки подтверждает, что товары (работы, услуги), предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении аукциона.
Вместе с тем, проанализировав положения подпунктов 8 и 9 пункта 3.2 части I Документации об аукционе, подпунктов 8 и 9 пункта 26 Информационной карты аукциона в электронной форме (часть II Документации об аукционе) суд первой инстанции обоснованно указал, что из буквального содержания приведенных положений Документации об аукционе не следует, что Заказчиком установлено требование о представлении участником закупки на стадии подачи заявки соответствующих свидетельств на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ, являющихся предметом спорной закупки.
Как следует из материалов дела, в соответствии с уведомлением № 1292 ООО «СЗ РСС» 09.11.2021 было зарегистрировано в реестре аттестованных АСС(Ф); номер реестровой записи 78-13-2021-001317. При этом на стадии заключения договора по результатам спорного аукциона ООО «СЗ РСС» представлено свидетельство от 10.12.2021 № 16/2-1-781 об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, согласно которому Служба имеет статус «профессиональное», и осуществляет следующие виды аварийно-спасательных работ: газоспасательных, поисково-спасательных работ, аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Тем самым, ООО «СЗ РСС» подтверждено соответствие требованиям к Исполнителю, установленным пунктами 3.1-3.3 Технического задания.
Следовательно, как обоснованно указал суд первой инстанции, договор от 29.12.2021 № 541/2021-ЭА по результатам спорного аукциона был заключен с лицом, которое соответствует требованиям, предъявленным к исполнителю договора, установленным в разделе 10 «Техническое задание» Документации об аукционе, а также в Техническом задании, являющимся приложением № 1 к договору.
С учетом установленных обстоятельств не имеется предусмотренных статьей 449 ГК РФ оснований для признания недействительными результатов торгов, проведенных в форме электронного аукциона по извещению № 32110877465 (в том числе протоколов рассмотрения вторых частей заявок и проведения итогов аукциона от 10.12.2021) и договора от 29.12.2021 № 541/2021-ЭА, заключенного между ООО «СЗ РСС» (победитель торгов) и СПб ГУП «Горэлектртранс».
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 17.05.2022 не имеется
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 3000 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 мая 2022 года по делу № А56-14726/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-спасательное формирование «Сервис Безопасности» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.И. Денисюк
Судьи
М.Л. Згурская
Л.В. Зотеева