ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
06 декабря 2021 года
Дело №А56-14831/2021
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 02.04.2021;
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 24.08.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29756/2021) акционерного общества «Центральная трастовая компания» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2021 по делу № А56-14831/2021, принятое
по заявлению акционерного общества «Центральная трастовая компания» (115088, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (191014, Санкт-Петербург, ул. Рылеева, д. 7, лит. А, пом. 2-Н,5-Н,7-Н,10-Н, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании незаконным бездействия,
установил:
Акционерное общество «Центральная трастовая компания» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее – Ответчик, Комитет) о признании незаконным бездействия Комитета, выразившееся в невключении нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, лит. А, общей площадью 13 590,4 кв.м., кадастровый номер 78:36:0005577:2007, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год; об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов Общества путем включения нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, лит. А, общей площадью 13 590,4 кв.м., кадастровый номер 78:36:0005577:2007, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год; о направлении измененного Перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу и размещения его на официальном сайте.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ее податель указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, при вынесении решения суд первой инстанции не дал оценку доводам Заявителя о том, что 3-ий и 4-ый этажи здания сданы под офисы третьим лицам, которые занимаются самостоятельной предпринимательской и экономической деятельностью, не связанной с обслуживанием склада. По мнению подателя жалобы, процент площади здания, используемой под офисы, должен определяться, исходя из площади, указанной в представленных договорах субаренды.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН 14.11.2017 зарегистрировано право доверительного управления Общества в отношении нежилого здания логистического центра, расположенного по адресу: <...> дом. 14, лит. А, кадастровый номер 78:36:0005577:2007 (далее – Здание).
На официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 09.10.2020 был опубликован проект перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
В связи с отсутствием в указанном проекте принадлежащего Обществу на праве доверительного управления Здания Общество обратилось в Комитет с письмом от 15.12.2020 № П-260 о включении Здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень).
Письмом от 30.12.2020 №01-26-1017/19-3-1 Комитет сообщил Обществу о том, что Здание не соответствует требованиям ст. 378.2 Налогового кодекса РФ (далее - ПК РФ) и статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организации», в связи с чем, не включено в Перечень на 2021 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2020 года № 128-П и опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 30.12.2020.
Полагая незаконным бездействие Комитета, выразившееся в невключении Здания в Перечень, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал, что Комитет правомерно не включил Здание в Перечень на 2021 год.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статей 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ определено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п.5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, на территории Санкт-Петербурга установлен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон №684-96).
Согласно пункту 1 статьи 1-1 Закона №684-96 налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1-1 Закона № 684-96 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
Согласно п.9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 №737 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок).
Согласно п.3 Порядка исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов, является Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
В соответствии с пунктами 3.7, 3.8 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 №207 «О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга» (далее - Положение), уполномоченным органом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в Санкт-Петербурге, а также на определение на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Комитет.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что Комитет готовит на основе данных государственного кадастра недвижимости и (или) технического учета (инвентаризации) перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования (далее - Перечень), и размещает Перечень на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в Перечне.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка Комитет проводит обследования объектов, указанных в Перечне, готовит проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и в течение пяти рабочих дней с даты завершения проведения обследования, но не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду, размещает проекты указанных решений на официальном сайте Комитета в сети «Интернет».
По сведениям ЕГРН Здание имеет наименование «Логистический центр» и расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:36:0005577:18 с видом разрешенного использования «для размещения складских помещений».
01.09.2020 Комитетом было проведено обследование Здания, о чем составлен акт № 318-ВФИ/C/2020, в результате которого установлено, что Здание расположено на закрытой территории, используется в целях размещения складских помещений и кабинетов сотрудников, часть Здания не используется.
Таким образом, по результатам обследования, проведенного Комитетом 01.09.2020, было установлено, что вид фактического использования Здания не соответствует требованиям, установленным статьей 378.2 НК РФ и статьей 1-1 Закона № 684-96, в связи с чем, Здание не было включено в проект Перечня на 2021 год.
В соответствии с пунктом 7 Порядка 09.10.2020 на веб-странице Комитета был опубликован проект Перечня на 2021 год.
Согласно пункту 8 Порядка в случае несогласия налогоплательщика с результатами определения Комитетом вида фактического использования объекта указанное лицо вправе до 20 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду, подать в Комитет возражения на результаты определения вида фактического использования объекта (далее - возражение).
Обществом в адрес Комитета было подано возражение от 15.12.2020 № П-260 (вх. от 16.12.2020 № 01-25-1077/19-3-0, от 22.12.2020 № 01-26-1077/19-4-0) на решение о невключении Здания в проект Перечня на 2021 год.
В связи с указанными обстоятельствами Комитетом в присутствии главного инженера Общества 21.12.2020 было проведено повторное обследование Здания и расположенного в нем помещения 1-Н, о чем составлены акты обследования № 680-ВФИ/С/2020, № 681-ВФИ/С/2020.
По результатам обследования Здания установлено, что Здание фактически используется под:
- офисы, бытовые услуги (сервисный центр) общей площадью 1 611,2 кв.м, что составляет 12,2 % от общей площади Объекта (13 232,6 кв. м), 11,9 % от общей площади Объекта (13 590,4 кв. м);
- складские помещения, кабинеты сотрудников, обеспечивающих деятельность склада, выставочные залы, спортивный зал, фотозона, места общего пользования (коридоры, сантехнические узлы, лестничные клетки, помещения с инженерным оборудованием, раздевалки, комната приема пищи), неиспользуемые помещения Объекта общей площадью 11 621,4 кв. м, что составляет 87,8 % от общей площади Объекта (13 232,6 кв. м).
По результатам обследования Помещения установлено, что Помещение фактически используется под:
- офисы, бытовые услуги (сервисный центр) общей площадью 1 611,2 кв.м, что составляет 12,3 % от общей площади Объекта (13 091,7 кв. м);
- складские помещения, кабинеты сотрудников, обеспечивающих деятельность склада, выставочные залы, спортивный зал, фотозона, места общего пользования (коридоры, сантехнические узлы, лестничные клетки, помещения с инженерным оборудованием, раздевалки, комната приема пищи), неиспользуемые помещения Объекта общей площадью 11 480,5 кв. м, что составляет 87,7 % от общей площади Объекта (13 091,7 кв. м).
Указанные данные подтверждаются представленными фотоматериалами.
Обследование, а также отображение вида фактического использования и расчеты используемой площади Здания и Помещения, производились согласно поэтажным планам.
Толкование пункта 3 статьи 378.2 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности (определения Верховного Суда РФ от 02.08.2017 № 46-АПГ17-17, от 26.04.2017 № 46-АПГ17-13, от 11.01.2019 № 5-АПГ 18-128).
Из указанного следует, что если здание, в котором находятся помещения, оборудованные компьютером, столом и оргтехникой, служат цели обслуживать склад, производство или иную деятельность, и при этом не самодостаточны, то офисом не являются (определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 26.07.2019 № 5-АПА19-59, от 24.01.2020 № 5-АПА 19-189, от 28.09.2017 № 5-АПГ17-81, от 30.03.2017 № 5-АПГ17-22).
На основании изложенного, Комитет правомерно не отнес помещения сотрудников, обеспечивающих деятельность склада, к офисам. Помещения, используемые в качестве выставочного зала, спортивного зала, фотозоны также не являются офисами и не соответствуют требованиям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Из приобщенных к актам обследования Здания и Помещения для определения вида фактического использования от 21.12.2020 поэтажных планов, фотографий, сделанных в ходе обследования, следует, что холлы и коридоры, санузлы, лестничные клетки, помещения с инженерным оборудованием, то есть места общего пользования, также не отнесены Комитетом к офисным помещениям, поскольку предназначены не только для обслуживания расположенных на 3 и 4 этажах офисов, при том, что на этих этажах расположены также иные помещения, используемые в качестве выставочного и спортивного зала, фотозоны и других неиспользуемых помещений.
Вопреки доводам Общества, представленные им договоры аренды и субаренды не подтверждают фактическое использование Здания и помещений в нем.
На основании изложенного Здание и Помещение не соответствовали требованиям, установленным статьей 378.2 НК РФ и Закону № 684-96, в связи с чем, не подлежали включению в Перечень на 2021 год.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных ч.2 ст. 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления Общества.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2021 по делу № А56-14831/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.С. Баженова
Судьи
С.А. Нестеров
Н.С. Полубехина