ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-15413/2021 от 13.08.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 августа 2021 года

Дело № А56-15413/2021

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2021 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  Горбачева О.В.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-22235/2021 )   Региональной общественной организации "Армяне Петербурга" на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2021 по делу № А56-15413/2021 (судья Устинкина О.Е.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

по иску ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга

к  Региональной общественной организации "Армяне Петербурга"

о взыскании

установил:

Государственное учреждение-управление пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга (Россия 196084, г. СанктПетербург, ул. Коли томчака 15/лит. А, ОГРН: 1027804889111, далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Региональной общественной организации «Армяне Петербурга» » (Россия 196240, Санкт-Петербург, ул. Кубинская, 75, ОГРН: 1137800007641, далее  - Организация) о взыскании 3500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, по форме СЗВ-СТАЖ за  2019 год, за непредоставление в установленный срок отчетности по форме СЗВ-М за периоды: январь 2019 года, февраль 2019 года, март 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года, июнь 2019 года.

Определением суда первой инстанции  от 16.03.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением в форме резолютивной части от 29.04.2021 требования Государственного учреждения - управления пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга удовлетворены в полном объеме. Мотивированный текст решения изготовлен 21.05.2021.

В апелляционной жалобе Организация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК Российской Федерации.

 Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного учета) и составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.07.2020 № 202S18200048771, в котором отражено, что Организацией не представлены в установленный срок Сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в отношении 1 застрахованного лица.

На основании Акта от 23.07.2020 № 202S18200048771 Управлением  вынесено Решение от 02.09.2020 № 202S19200059409 о привлечении Организации  к ответственности за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ в отношении 1 застрахованного лица и применении к страхователю финансовой санкции в размере 500 рублей.

06.10.2020  в адрес Организации выставлено Требование № 202S01200071236 на уплату финансовых санкций.

Управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного учета) и составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.01.2020 № 202S18200003158, в котором отражено, что организацией не представлены в установленный срок Сведения по форме СЗВ-М на 1 застрахованное лицо, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за отчетные периоды январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2019 года.

На основании Акта от 21.01.2020 № 202S18200003158 Управлением вынесено Решение от 03.03.2020 № 202S19200015830 о привлечении Организации  к ответственности за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М и применении к страхователю финансовой санкции в размере 3000 рублей.

Поскольку требования об уплате финансовых санкций  Организацией в добровольном порядке не удовлетворены, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в сумме 3500 рублей.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы  апелляционной жалобы,  считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам.

Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) определенные сведения, необходимые для правильного назначения пенсии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п утверждена форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", а также порядок ее заполнения.

Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действующей после 01.01.2017 г., страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 г. N 83п "Сведения о застрахованных лицах".

Согласно положениям статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Из приведенных положений Законов N 167-ФЗ и N 27-ФЗ следует, что формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М предоставляется в целях правильного назначения пенсии в отношении застрахованного лица при наличии трудовых отношений либо при наличии выплат по договору гражданско-правового характера, на которые начисляются страховые взносы.

Согласно положениям статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Законодатель в статьях 20, 56 и 57 ТК РФ определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.

В рассматриваемом случае Управлением  установлено, что страхователем не представлена форма СЗВ-СТАЖ за 2019 год, формы СЗВ-М  за период январь – июнь 2019 в отношении одного застрахованного лица - председателя религиозной общественной организации Назарова А.А.

Из материалов дела следует, что решением религиозной общественной  организации Назаров А.А. избран на должность председателя.

Доказательств того, что председатель осуществляет свои управленческие функции на возмездной основе по решению общего собрания либо на основании утвержденной этим собранием сметы доходов и расходов (с выплатой вознаграждения) Управлением не представлено.

Между Религиозной организацией и председателем ни трудовой договор, ни договор возмездного оказания услуг либо иной другой гражданско-правовой договор не заключался. Доказательства заключения какого-либо договора, а также сам договор в материалы дела не представлены.

Религиозная общественная  организация «Армяне Петербурга» является некоммерческой организацией и действует в соответствии Федеральным законом 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон N 125-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Закона N 125-ФЗ религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Органом управления религиозной организации является руководящий совет и его председатель. Поскольку собранием учредителей решение об установлении размера вознаграждения председателю религиозной организации не принималось, то он выполняет свои обязанности на общественных началах, на безвозмездной основе (без оплаты).

Из приведенных норм права следует, что религиозная организация является формой самоорганизации, одобренной государством в целях совместного исповедания и распространения веры. Учредители и председатель религиозной организации, действуют в соответствующей организационной форме в своих интересах и в отсутствие лица, которое можно было бы квалифицировать в качестве работодателя, что исключает возникновение между религиозной организацией и председателем Руководящего совета, являющимся также учредителем организации, как одним из органов управления трудовых отношений в понимании, придаваемом им статьей 15 ТК РФ.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2019 N 84-КА19-1.

Таким образом, председатель религиозной организации осуществляет деятельность в интересах религиозной организации в отсутствие между ними трудовых или гражданско-правовых отношений и не является застрахованным лицом, в отношении которого страхователем предоставляется формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в целях правильного назначения пенсии.

Поскольку наличие трудовых отношений между председателем и религиозной организацией не доказано, равно как и осуществление председателю каких-либо выплат по иным основаниям, вывод суда первой инстанции об обязанности у Религиозной организации представить отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2019 год следует признать ошибочным.

В связи с тем, что  у Организации отсутствует в рассматриваемом случае обязанность по предоставлении  отчетности по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за 2019 год, правовые основания для привлечения к ответственности, предусмотренной  статьей 17 Закона N 27-ФЗ  отсутствуют.

На основании изложенного,  правовые основания для взыскания с Организации финансовых санкций в сумме 3500 рублей отсутствуют.

Указанный  вывод так же соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного суда  Российской Федерации от 30 марта 2021 г. N 75-АД21-2-К3.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а  заявленные требования – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 21.05.2021  по делу N А56-15413/2021 отменить.

В удовлетворении  требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа   в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

О.В. Горбачева