ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-16126/2021 от 22.03.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 марта 2022 года

Дело №

А56-16126/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,

при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Лысенковой У.А. (доверенность от 18.10.2021 № 01-19/25427), от акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (доверенность от 10.01.2022 № 2),

рассмотрев 21.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по делу № А56-16126/2021,

у с т а н о в и л:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы», адрес: 188354, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, территория промышленная зона «Орловские ключи», д. 1, ОГРН 1054700272219, ИНН 4705029366 (далее - Общество), платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 6 264 001 руб. 72 коп.

Решением суда первой инстанции от 04.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.12.2021, заявленные требования удовлетворены.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, и обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.

В кассационной жалобе Общество указывает, что в нарушение требований части 1 статьи 65, части 4 статьи 215 АПК РФ истец не обосновал размер предъявленной ко взысканию с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), не представил расчет взыскиваемой суммы. Податель жалобы полагает, что акт сверки по плате за НВОС от 29.06.2021 не является расчетом задолженности в понимании пункта 1 части 1 статьи 214 АПК РФ, из данного акта невозможно установить какие исходные данные и формулы расчета были использованы истцом.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Представитель Управления, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по
Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент), правопреемником которого является Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по результатам проведенной проверки декларации о плате за НВОС за 2017 год, представленной Обществом 06.03.2018 в электронном виде, выявил и отразил в акте проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 27.08.2018 следующие нарушения:

- на счет Управления не поступила сумма, указанная в декларации в графе «итоговая сумма платы для внесения за отчетный период»;

- фактическая масса сброса, указанная в декларации, не соответствует произведенному расчету массы сброса загрязняющих веществ на основании приложенных копий первичных документов;

- неправомерно не учтены сведения о других производственных площадках;

- ошибочно не исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ.

Согласно расчету Департамента размер задолженности Общества по плате за НВОС за 2017 год составил 6 619 995 руб. 23 коп.

Акт проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 27.08.2018 с приложением требования о погашении задолженности по плате за НВОС был направлен Департаментом в адрес Общества.

Поскольку Обществом не была погашена задолженность по плате за НВОС, Управление обратилось в суд с настоящим иском, в котором просило взыскать с Общества 6 264 001 руб. 72 коп. согласно акту сверки от 29.06.2021 № 239.

Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (пункт 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Закона № 7-ФЗ, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее - Правила № 255).

В силу части 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона № 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (часть 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Судами установлено и сторонами не оспаривается наличие у Общества обязанности по внесению платы за НВОС и самостоятельному исчислению размера указанной платы.

В силу пункта 8 Правил № 255 (в редакции, применимой к правоотношениям по взысканию платы за НВОС за 2017 год) плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее соответственно - Постановление № 913, Постановление № 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением № 913 и Постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

В соответствии с пунктом 9 Правил № 255 платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.

Согласно акту сверки по плате за НВОС от 29.06.2021 № 239 Управлением установлена задолженность Общества в размере 6 264 001 руб. 72 коп., из которых задолженность по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками - 0,19 руб., задолженность по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - 6 264 001 руб. 53 коп.

При этом расчет платы за НВОС за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и сбросы загрязняющих веществ в водные объекты произведен Управлением на основании данных, которые Общество самостоятельно указало в декларации НВОС за 2017 год (представлена в электронном виде с исковым заявлением).

Так, согласно приведенным в декларации НВОС за 2017 год расчетам сумма платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по объекту - ГВОС пос. Понтонный, Шлиссельбургское ш., д. 81А (ОКТМО 40345000) составила 893 296 руб. 25 коп. Сумма платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по Тосненскому городскому поселению (ОКТМО 41648101) составила 6 264 001 руб. 04 коп. Однако Общество уплатило 893 295 руб. 76 коп. за сбросы загрязняющих веществ только в отношении объекта ГВОС пос. Понтонный.

Таким образом, задолженность по плате за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по двум указанным в декларации НВОС объектам составила 6 264 001 руб. 53 коп. (0,49 руб. + 6 264 001,04 руб.).

Аналогичным образом, исходя из расчетов, приведенных в декларации НВОС за 2017 год, и произведенных Обществом фактических оплат, Управлением рассчитана задолженность по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками - 0,19 руб.

Вопреки доводам жалобы подробный расчет платы приложен Управлением к акту сверки по плате за НВОС от 29.06.2021 № 239. В свою очередь, все расчеты Управления основаны на данных и расчетах самостоятельно приведенных Обществом в декларации НВОС за 2017 год.

Расчет Управления, а также все документы, на основании которых данный расчет был выполнен, получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций; размер задолженности признан судом правильным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Общество расчет Управления не опровергло, контррасчет со ссылками на доказательства суду не представило, приняв на себя в соответствии со статьей 9 АПК РФ риск несовершения процессуальных действий.

Ввиду изложенного судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, правомерно пришли к выводу о наличии у Общества обязанности по уплате задолженности по плате за НВОС за 2017 год в размере 6 264 001 руб. 72 коп.

Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по делу № А56-16126/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

И.Г. Савицкая

В.М. Толкунов