ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-16154/2021 от 21.06.2022 АС Северо-Западного округа

908/2022-39784(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Алешкевича О.А., 

 при участии от публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго»  ФИО1 (доверенность от 10.03.2021), 

 рассмотрев 14.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» на решение Арбитражного  суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2021 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2021 по делу 

 № А56-16154/2021,

у с т а н о в и л :

Публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго», адрес: 197227,  Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН <***>, 

ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города 

Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной  антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 

(далее - Управление, УФАС), о признании недействительными решения и предписания  от 30.11.2020 по жалобе № Т02-906/20. 

 Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество 

с ограниченной ответственностью «Мед Плюс», адрес: 192102, Санкт-Петербург,

ул. Салова, д. 63, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Мед  Плюс»). 

 Решением суда первой инстанции от 17.09.2021, оставленным без изменения  постановлением суда апелляционной инстанции от 03.12.2021, в удовлетворении  заявленных требований отказано. 

 В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные  акты, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь, что ввиду отсутствия 

у ООО «Мед Плюс» права проведения обязательного психиатрического  освидетельствования в порядке пункта 4 постановления Правительства Российской  Федерации от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического  освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности,  в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности», у него 

не было права на участие в оспариваемой закупочной процедуре. Данное  обстоятельство позволяет сделать вывод об отсутствии у ООО «Мед Плюс» права на  антимонопольное обжалование положений закупочной документации. Кроме того,  установленный организатором торгов порядок оценки заявок является законным. 

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной  жалобы. 

УФАС и ООО «Мед Плюс» извещены о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное  заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного 


[A1] процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является  препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. 

 Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

 Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.10.2020 на  официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано извещение 

 № 32009637293 о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание  услуг по проведению психиатрических освидетельствований работников Общества  (202163) (далее – Закупка), включая документацию о запросе предложений 

(далее - Документация). Начальная (максимальная) цена: 4 044 000 руб.
 Закупка проводилась в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011

 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке № 1120004361 (присоединение к  положению № 1120003984 Единый Стандарт закупок ПАО «Россети» версия 27 от  23.01.2019), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте в  Реестре опубликованных положений, а также Документацией. 

 До истечения срока и времени подачи заявок ООО «Мед Плюс» обратилось в  Управление с жалобой от 18.11.2020 № 41780-ЭП/20 на действия заказчика при  организации и проведении Закупки, в которой указало на неправомерные действия  организатора торгов, выразившееся в установлении в Документации ненадлежащего  порядка оценки заявок участников по критериям «Цена договора» и «Опыт оказания  аналогичных услуг». 

 Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, решением от 30.11.2020 по делу

 № Т02-906/20 признала ее обоснованной, а также нарушение в действиях организатора  торгов при организации и проведении процедуры Закупки пункта 2 части 1 статьи 3,  части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в  несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и  необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также  в установлении ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок участников  Закупки, допущенной путем установления в п. 1, 2 Приложения № 1 к разделу 2  Информационной карты Документации порядка оценки заявок участников по критериям  «Опыт оказания аналогичных услуг» и «Стоимость договора». 

 На момент рассмотрения Управлением жалобы по существу договор заключен  не был. 

 Предписанием от 30.11.2020 Управление обязало Общество совершить действия,  направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении  Закупки, путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически  значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, исполнить  предписание в срок до 25.12.2020 и сообщить об этом в Управление с приложением  подтверждающих документов. 

 Не согласившись с указанными решением и предписанием, Общество обратилось  в арбитражный суд. 

 Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.   Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился. 

 Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, не находит  оснований для удовлетворения кассационной жалобы. 

 Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-Ф3 при закупке товаров,  работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной  открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и  необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 

 Следуя части 6 статьи 3 Закона № 223-Ф3, заказчик определяет требования к  участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с  положением о закупке. 


[A2] Частью 9 статьи 3.2 Закона № 223-Ф3 предусмотрено, что для осуществления  конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за  исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая  размещается в единой информационной системе вместе с извещением об  осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе  частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. 

 В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в  документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и  сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и  сопоставления заявок на участие в такой закупке. 

 Согласно пункту 5.5.2 Документации в рамках проведения итогов осуществляется  оценка и сопоставление заявок участников, допущенных до участия в закупке по  результатам рассмотрения заявок. Заявки участников оцениваются исходя из  критериев в порядке, установленном в Приложении № 1 к разделу 2 части II  «Информационная карта закупки. Отборочные критерии (требования). Документы,  содержащие сведения для рассмотрения и оценки по критерию. Состав заявки». 

Согласно пункту 8 Информационной карты Документации критерии оценки и  сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки  и сопоставления заявок на участие в закупке определены в приложении № 1 к 

разделу 2 части II «Информационная карта закупки. Отборочные критерии  (требования). Документы, содержащие сведения для рассмотрения и оценки по  критерию. Состав заявки». 

ООО «Мед Плюс» в жалобе указало на то, что установление в Документации  применяемых Заказчиком формул для оценки заявки по критериям «Цена договора 

(60 %)» и «Опыт оказания аналогичных услуг (40 %)» предполагает разницу между  шкалами оценки, а именно: складывается выраженное в процентах значение  «Стоимость договора» и выраженное в 10-ти балльной шкале значение «Опыт оказания  аналогичных услуг», результаты чего не соответствуют объявленным весовым  значениям критериев. При этом значимость критериев в Документации установлена 

как 60 % и 40 % по соответствующим критериям.

В соответствии с п. 1 и п. 2 Приложения № 1 к разделу 2 Информационной карты  Документации установлен порядок оценки заявок по критериям «Стоимость договора» и  «Опыт оказания аналогичных услуг», для которых установлены весовые значения 

в 60 % и 40 % соответственно.

 При этом итоговый рейтинг предложения рассчитывается путем сложения  рейтингов по каждому критерию оценки предложения, умноженных на их значимость. 

 Вместе с тем оценка по критерию «Опыт оказания аналогичных услуг»  производится в соответствии с балльной системой (по количеству ранее исполненных  договоров), а результатом оценки по критерию «Стоимость договора» является  процентное число. 

 Исходя из установленных критериев и порядка оценки заявок, а также значимости  критериев «Опыт оказания аналогичных услуг» и «Стоимость договора», УФАС и суды  двух инстанций посчитали, что оценка заявок потенциальных участников Закупки  фактически не может быть произведена надлежащим образом с применением единых  итоговых показателей по критериям. 

 В настоящем случае изложенный порядок оценки заявок участников по критериям  «Опыт оказания аналогичных услуг» и «Стоимость договора», в рамках которого  применяются различные и несопоставимые показатели с учетом установленного  порядка расчета, является ненадлежащим, служит возможным средством  непрозрачности и необъективности оценок. Общество не отрицало в судах, что в других  закупках в отношении критериев «Опыт оказания аналогичных услуг» и «Стоимость  договора» использует и иной, более корректный с математической точки зрения,  однозначный и прозрачный порядок подсчета. 


[A3] Поступившая жалоба с учетом ее содержания обоснованно принята и  рассмотрена Управлением согласно требованиям Закона № 223-ФЗ. 

 С учетом конкретных обстоятельств дела суды правомерно отказали в  удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального и  процессуального права судами не допущено, оценка доказательств произведена 

с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.

 Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе  их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32  Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 

 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 

статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).

 Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов  отсутствуют (статья 288 АПК РФ). 

 Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд 

Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 17.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 

от 03.12.2021 по делу № А56-16154/2021 оставить без изменения, а кассационную  публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» - без удовлетворения. 

Председательствующий В.М. Толкунов

Судьи Е.А. Аникина

О.А. Алешкевич