ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-16482/2021 от 10.01.2024 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 января 2024 года

Дело №

А56-16482/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Бобарыкиной О.А,
Кустова А.А.,

при участии от акционерного общества «ЛОЭСК-Электрические сети
Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Статкевича В.О. (доверенность
от 01.01.2024), от публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети» Калининой Е.А. (доверенность от 17.08.2021),
Мостовой Ю.А. (доверенность от 17.08.2021), Несена Е.А. (доверенность
от 05.12.2022), от публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» Татаринова Ю.А. (доверенность от 13.06.2023), Шержинской М.А. (доверенность от 25.12.2023), от Федеральной антимонопольной службы Даниловой Н.В. (доверенность от 11.09.2023), от общества с ограниченной ответственностью «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» Горелик В.М. (доверенность от 06.09.2023),

рассмотрев 09.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга
и Ленинградской области» на решение Арбитражного суда города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу
№ А56-16482/2021,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области», адрес: 187342, Ленинградская область, Кировский район, город Кировск, улица Ладожская, дом 3А, ОГРН 1044700565172,
ИНН 4703074613 (далее – Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», адрес: 121353, Москва, улица Беловежская, дом 4,
ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979 (в настоящее время публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания – Россети»; далее – Компания, ответчик), об обязании в течение тридцати пяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу определить перечень мероприятий по технологическому присоединению объектов Общества в соответствии с заявкой на технологическое присоединение от 16.10.2020 № 00-03/5738, разработать технические условия, согласовать в установленном порядке с системным оператором и направить Обществу для подписания заполненный и подписанный проект договора, соответствующий требованиям Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором. Общество также просило взыскать с Компании неустойку в размере 50 000 руб. за каждую неделю неисполнения решения суда, начисляемую с момента истечения тридцати пяти рабочих дней, установленных на исполнение решения суда и до даты его фактического исполнения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» (далее – ООО «Приморский УПК»), Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России), публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго» (далее – Ленэнерго).

Решением суда первой инстанции от 10.01.2022, оставленным
без изменения постановлением апелляционного суда от 14.04.2022,
в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16.08.2022 названные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином составе суда.

При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции
от 02.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.06.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Правил № 861. Ряд выводов судов носит предположительный характер и не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.

ФАС России, Компания и Ленэнерго представили в суд округа отзывы
на кассационную жалобу, а Общество – возражения на отзывы.

Рассмотрение кассационной жалобы Общества неоднократно откладывалось по ходатайству сторон для мирного урегулирования спора.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15.12.2023 (судьи Пастухова М.В., Бобарыкина О.А, Кустов А.А.) рассмотрение кассационной жалобы на основании части 1 статьи 138, части 2 статьи 158 АПК РФ было отложено на 09.01.2024 на 10 час. 00 мин.

К судебному заседанию, отложенному на 09.01.2024, доказательств достижения мирового соглашения либо применения иных примирительных процедур стороны не представили.

После отложения судебное разбирательство продолжено тем же составом суда.

В судебном заседании 09.01.2024 представители Общества
и ООО «Приморский УПК» поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители ФАС России, Компании и Ленэнерго возражали против её удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество как сетевая организация является владельцем объектов электросетевого хозяйства, оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Между Обществом (сетевая организация) и ООО «Приморский УПК» (заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Общество 16.10.2020 направило Компании заявку на технологическое присоединение от 16.10.2020 № 00-03/5738 (далее – заявка) в связи с присоединением новой ПС 110 кВ с 2 ЛЭП 110 кВ, расположенной по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, квартал № 149, части выделов 12, 13, 14, квартал № 150, выделы 19, 21, 23, 24, 26, части выделов 8, 9, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 27, 29, квартал № 151, выделы 46, 47, части выделов 39, 41, 42, 43, 44, 45, 48, квартал № 152, выделы 1-7, 9, 10-40, 42, 83, квартал № 153, выделы 21, 30, 31, 35, 36, 38, 39, части выделов 2, 15, 16, 22, 32, 37, 68, 72, 74, квартал
№ 141, выдел 40.1, часть выдела 40, квартал № 149, выделы 23-30, 33, 33.1, 34.1, 35, 35.1, 36, 36.1, 37, 37.1, 38, 39, 39.1, 40, 40.1, 41, 42, 42.1, 43, 44, 44.1, 47, 47.1, 48.1, 49.1, 51, 51.1, 52, 52.1, 53.1, части выделов 16-22, 31, 32, 34, 45, 48, 49, 50, 53, квартал № 150, выдел 25, квартал № 152, выделы 41, 43, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 68.1, 69, 69.1, 72, 73, 74, 74.1, 74.2, 75, 75.1, 75.2, 76, 76.1, 76.2, 77, 77.1, 77.2, 78, 78.1, 78.2, 79, 79.1, 80, 80.1, 81.1, 82.1, части выделов 44, 47, 48, 49, 50, 70, 71, 81, 82, квартал
№ 153, выделы 40, 41, 45, 46, 47, 48, 49, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 61, 61.1, 62, 62.1, 63, 63.1, 64, 64.1, 65, 65.1, 66, 66.1, 67, 67.1, 70, 70.1, 75, 75.1, часть выдела 73, в границах земельного участка с кадастровым № 47:01:0000000:51249.

Обществу 28.10.2020 поступило письмо Компании от 26.10.2020
№ М7/73/2003, в котором последняя указала, что для подготовки проекта договора Обществу следует предоставить дополнительные сведения, основание подачи заявки и правоустанавливающие документы.

С сопроводительным письмом от 30.10.2020 № 00-03/6084 (получено Компанией 02.11.2020) Общество предоставило Компании пояснения
по основаниям подачи заявки, а также по замечаниям к составу сведений,
а письмом от 05.02.2021 № 00-02/551 - выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка, на котором будут располагаться электросетевые объекты Общества.

В дальнейшем Компания неоднократно направляла повторяющиеся замечания к заявке Общества, в том числе указала, что ООО «Приморский УПК» нарушило пункт 8 Правил № 861, потребителю следовало обращаться в иную сетевую организацию.

Общество, ссылаясь на то, что предъявляемые Компанией замечания к заявке и представленным документам не соответствуют требованиям Правил
№ 861, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

При новом рассмотрении дела суды, отказывая в иске, исходили из аннулирования Компанией заявки Общества, представления последним новой заявки на технологическое присоединение от 05.04.2022 № 00-03/1549. Как заключили суды, обязание Компании заключить договор о технологическом присоединении на основании аннулированной заявки, положенной в основу исковых требований, противоречит императивным нормам Правил № 861. Наряду с этим суды указали на отсутствие у Общества технической возможности технологического присоединения объектов ООО «Приморский УПК», избыточном строительстве последним новых объектов электросетевого хозяйства, а также сослались на то, что строительство Обществом новой
ПС 110/10 кВ для присоединения объектов ООО «Приморский УПК» будет осуществляться за счет тарифа на передачу электрической энергии, что повлечет его необоснованный рост.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В силу пункта 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Согласно пункту 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) указанных Правил.

Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них (пункт 8(1) Правил № 861).

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм следует, что право выбора сетевой организации остается за заявителем только в случае, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций. В остальных случаях заявителю следует обратиться в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, под которым понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети, имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию.

Следовательно, в пункте 8 Правил № 861 установлены критерии определения наименьшего расстояния в целях определения сетевой компании, обязанной осуществить технологическое присоединение, и указанный в заявке требуемый класс напряжения имеет определяющее значение для выбора сетевой организации.

Единственным критерием применительно к возникновению у сетевой организации обязанности заключить публичный договор является наличие объектов электросетевого хозяйства нужного заявителю класса напряжения, которые расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

При первоначальном рассмотрении дела судами установлено и Компанией не опровергнуто, что ближайшими для ООО «Приморский УПК» электрическими сетями напряжения 10 кВ являются электрические сети Общества (ВЛ-10 кВ РП-1, ТП-1, ТП-3, КТПН-7, КТП-26, КТПН-40), расположенные в непосредственной близости и проходящие, в том числе, по территории земельного участка, принадлежащего ООО «Приморский УПК».

При повторном рассмотрении дела в судебном заседании суда кассационной инстанции представили Общества и ООО «Приморский УПК» подтвердили, что заявка была подана на напряжение 10 кВ.

Вопреки выводам судов, принимая во внимание приведенные нормы Правил № 861 и установленные обстоятельства дела, следует признать, что ближайшими электрическими сетями для ООО «Приморский УПК» являются сети Общества (ВЛ-10 кВ РП-1, ТП-1, ТП-3, КТПН-7, КТП-26, КТПН-40).

С учетом изложенного договор технологического присоединения, заключенный Обществом и ООО «Приморский УПК», соответствует нормам, регулирующим спорные правоотношения сторон, а выводы судов об обратном не основаны на представленных в материалы дела доказательствах и сделаны при неправильном применении норм материального права.

Как усматривается из материалов дела, для технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Приморский УПК» с максимальной мощностью 140 МВт по второй категории надежности электроснабжения на уровне напряжения 10 кВ с образованием 20 точек приема электроэнергии требуется выполнить мероприятия по строительству новой ПС 110/10 кВ и ЛЭП 110 кВ.

В соответствии с изменениями № 1 в технические условия к договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Приморский УПК» к электрическим сетям Общества от 17.06.2021
№ 05-030/005-ПС-21, согласованными системным оператором – филиалом
АО «СО ЕЭС» ОДУ Северо-Запада 15.03.2022, для осуществления присоединения объекта необходимо строительство новой ПС 110 кВ Приморский УПК с установкой двух трансформаторов мощностью 125 МВА каждый, строительство и присоединение двух ЛЭП 110 кВ от новых ячеек 110 кВ ПС 400 кВ Выборгская до РУ 110 кВ новой ПС 110 кВ Приморский УПК.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009
№ 823 утверждены Правила разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики (далее – Правила № 823).

Согласно пункту 25 Правил № 823 схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации (далее - схемы и программы развития электроэнергетики регионов) разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии системного оператора и сетевых организаций на 5-летний период с учетом схемы и программы развития Единой энергетической системы России.

Системный оператор (субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) осуществляет согласование схем и программ развития электроэнергетики регионов в части прогноза потребления электроэнергии и мощности в энергосистемах (отдельных энергорайонах), а также мероприятий по развитию электрических сетей классом напряжения 110 кВ и выше.

Схемы и программы развития электроэнергетики регионов утверждаются ежегодно, до 1 мая, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Во исполнение предписаний Правил № 823 распоряжением Губернатора Ленинградской области от 30.04.2021 № 507-рг утверждена схема и программа развития электроэнергетики Ленинградской области на 2021-2025 годы (далее – СИПР ЛО).

Мероприятия по строительству ПС 110 кВ Приморский УПК включены в СИПР ЛО.

Включение мероприятий по строительству ПС 110 кВ Приморский УПК в СИПР ЛО и их согласование с системным оператором опровергают выводы судов об избыточности строительства Обществом объектов электросетевого хозяйства.

Выводы судов об отсутствии у Общества технической возможности технологического присоединения объектов ООО «Приморский УПК» сделаны без учета пункта 29 Правил № 861.

В пункте 28 Правил № 861 приведены критерии наличия технической возможности технологического присоединения.

В силу пункта 29 Правил № 861 включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах «а» - «г» пункта 28 настоящих Правил.

Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, мероприятия по строительству новой ПС 110 кВ Приморский УПК включены в инвестиционную программу Общества, что исключает отсутствие технической возможности технологического присоединения.

Вывод судов о том, что строительство Обществом новой ПС 110 кВ будет осуществляться за счет тарифа на передачу электрической энергии и повлечет его необоснованный рост, сделан в отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство, без привлечения к участию в деле органа тарифного регулирования и носит предположительный характер.

Суд округа отмечает, что вопрос об источниках, за счет которых осуществляется строительство объектов электросетевого хозяйства, не входит в предмет доказывания по рассматриваемому делу.

Таким образом, выводы судов об избыточном строительстве Обществом новых электросетевых объектов, об отсутствии у последнего технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Приморский УПК», о строительстве новой ПС 110 кВ за счет тарифа на передачу электрической энергии не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и не основаны на нормах, регулирующих спорные правоотношения сторон.

Вместе с тем указанные выводы не привели к принятию неправильных судебных актов.

Согласно абзацу второму пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд кассационной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.

Суд округа принимает во внимание, что к моменту рассмотрения настоящего дела Общество обратилось к Компании с новой заявкой на технологическое присоединение от 05.04.2022, спорная заявка от 16.10.2020 утратила свою актуальность, что свидетельствует об отсутствии между сторонами предмета спора и исключает удовлетворение иска.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу № А56-16482/2021 оставить
без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества
«ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» -
без удовлетворения.

Председательствующий

М.В. Пастухова

Судьи

О.А. Бобарыкина

А.А. Кустов