ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-16482/2021 от 16.08.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 августа 2022 года

Дело №

А56-16482/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Бобарыкиной О.А.,
ФИО1,

при участии от акционерного общества «ЛОЭСК-электрические сети
Санкт-Петербурга и Ленинградской области» ФИО2 (доверенность
от 20.07.2022 № 268/2022), от публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» ФИО3 (доверенность от 17.08.2021 № 298-21), Несена Е.Н. (доверенность
от 25.11.2019 № 224-19), ФИО4 (доверенность от 17.08.2021 № 300-21), от общества с ограниченной ответственностью «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» ФИО5 (доверенность от 06.10.2021
№ 01-0610/2021), от публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» ФИО6 (доверенность от 18.10.2021 № 237-21), ФИО7 (доверенность от 18.10.2021 № 243-21),

рассмотрев 10.08.2022 после перерыва, объявленного в судебном заседании 09.08.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «ЛОЭСК-электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» на решение Арбитражного суда города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу
№ А56-16482/2021,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «ЛОЭСК-электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области», адрес: 187342, <...>, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», адрес: 121353, Москва, улица Беловежская, дом 4, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Компания, ответчик),
об обязании в течение тридцати пяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу определить перечень мероприятий по технологическому присоединению объектов Общества в соответствии с заявкой на технологическое присоединение от 16.10.2020 № 00-03/5738, разработать технические условия, согласовать в установленном порядке с системным оператором и направить Обществу для подписания заполненный и подписанный проект договора, соответствующий требованиям Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором. Общество также просило взыскать с Компании неустойку в размере
50 000 руб. за каждую неделю неисполнения решения суда, начисляемую с момента истечения тридцати пяти рабочих дней, установленных на исполнение решения суда и до даты его фактического исполнения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» (далее – ООО «Приморский УПК»), Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России), публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго» (далее – Ленэнерго).

Решением суда первой инстанции от 10.01.2022, оставленным
без изменения постановлением апелляционного суда от 14.04.2022,
в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Правил № 861, должным образом не исследовали вопрос, чьи сети (Общества или Ленэнерго) являются ближайшими электросетевыми объектами на уровне напряжения 10 кВ,
к которым необходимо осуществить присоединение объектов ООО «Приморский УПК». Общество также ссылается на то, что суды не дали оценки его доводам
о неправомерности аннулирования Компанией его заявки.

В отзывах на кассационную жалобу Компания и Ленэнерго просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными
и обоснованными.

ФАС России до начала судебного заседания заявила ходатайство
о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое удовлетворено судом кассационной инстанции.

Общество в судебном заседании 09.08.2022 представило письменные пояснения от 09.08.2022 № 00-02/2603 к кассационной жалобе, которые приобщены к материалам дела.

В судебном заседании 09.08.2022 представители Общества
и ООО «Приморский УПК» поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Компании и Ленэнерго возражали против её удовлетворения.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 09.08.2022 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв до 14 час. 40 мин. 10.08.2022, после чего рассмотрение кассационной жалобы продолжено судом в том же составе.

В суд округа 10.08.2022 от Компании и Ленэнерго поступили письменные объяснения в порядке статьи 81 АПК РФ.

После перерыва представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции, приведенные в судебном заседании 09.08.2022.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество как сетевая организация является владельцем объектов электросетевого хозяйства, оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Между Обществом (сетевая организация) и ООО «Приморский УПК» (заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Общество 16.10.2020 направило Компании заявку на технологическое присоединение от 16.10.2020 № 00-03/5738 (далее – заявка) в связи с присоединением новой ПС 110 кВ с 2 ЛЭП 110 кВ, расположенной по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, квартал № 149, части выделов 12, 13, 14, квартал № 150, выделы 19, 21, 23, 24, 26, части выделов 8, 9, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 27, 29, квартал № 151, выделы 46, 47, части выделов 39, 41, 42, 43, 44, 45, 48, квартал № 152, выделы 1-7, 9, 10-40, 42, 83, квартал № 153, выделы 21, 30, 31, 35, 36, 38, 39, части выделов 2, 15, 16, 22, 32, 37, 68, 72, 74, квартал
№ 141, выдел 40.1, часть выдела 40, квартал № 149, выделы 23-30, 33, 33.1, 34.1, 35, 35.1, 36, 36.1, 37, 37.1, 38, 39, 39.1, 40, 40.1, 41, 42, 42.1, 43, 44, 44.1, 47, 47.1, 48.1, 49.1, 51, 51.1, 52, 52.1, 53.1, части выделов 16-22, 31, 32, 34, 45, 48, 49, 50, 53, квартал № 150, выдел 25, квартал № 152, выделы 41, 43, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 68.1, 69, 69.1, 72, 73, 74, 74.1, 74.2, 75, 75.1, 75.2, 76, 76.1, 76.2, 77, 77.1, 77.2, 78, 78.1, 78.2, 79, 79.1, 80, 80.1, 81.1, 82.1, части выделов 44, 47, 48, 49, 50, 70, 71, 81, 82, квартал
№ 153, выделы 40, 41, 45, 46, 47, 48, 49, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 61, 61.1, 62, 62.1, 63, 63.1, 64, 64.1, 65, 65.1, 66, 66.1, 67, 67.1, 70, 70.1, 75, 75.1, часть выдела 73,
в границах земельного участка с кадастровым № 47:01:0000000:51249.

Обществу 28.10.2020 поступило письмо Компании от 26.10.2020
№ М7/73/2003, в котором последняя указала, что для подготовки проекта договора Обществу следует предоставить дополнительные сведения, основание подачи заявки и правоустанавливающие документы.

С сопроводительным письмом от 30.10.2020 № 00-03/6084 (получено Компанией 02.11.2020) Общество предоставило Компании пояснения по основаниям подачи заявки, а также по замечаниям к составу сведений, а письмом от 05.02.2021 № 00-02/551 - выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка, на котором будут располагаться электросетевые объекты Общества.

В дальнейшем Компания неоднократно направляла повторяющиеся замечания к заявке Общества, в том числе указала, что ООО «Приморский УПК» нарушило пункт 8 Правил № 861, потребителю следовало обращаться в иную сетевую организацию.

Общество, ссылаясь на то, что предъявляемые Компанией замечания к заявке и представленным документам не соответствуют требованиям Правил № 861, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в иске, суды исходили из того, что ООО «Приморский УПК»
в нарушение положений пункта 8 Правил № 861 обратилось с заявкой
не в ближайшую сетевую организацию, имеющую необходимый класс напряжения, а Общество, являясь сетевой организацией и профессиональным участником рынка, не указало на это заявителю при рассмотрении его заявки.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального
и процессуального права, пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В силу пункта 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Согласно пункту 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) указанных Правил.

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Исходя из буквального толкования пункта 8 Правил № 861, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

Пункт 8 Правил № 861 не подлежит расширительному толкованию в зависимости от технических характеристик ближайших объектов (существующих или планируемых к вводу) электросетевого хозяйства сетевой организации.

Единственным критерием применительно к возникновению у сетевой организации обязанности заключить публичный договор является наличие объектов электросетевого хозяйства нужного заявителю класса напряжения, которые расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

Отказывая в иске, суды пришли к выводу, что ООО «Приморский УПК» обязано было обращаться с заявкой на технологическое присоединение в Ленэнерго.

При этом судами установлено и Компанией не опровергнуто,
что ближайшими для ООО «Приморский УПК» электрическими сетями напряжения 10 кВ являются электрические сети Общества (ВЛ-10кВ РП-1, ТП-1, ТП-3, КТПН-7, КТП-26, КТПН-40), расположенные в непосредственной близости и проходящие, в том числе, по территории земельного участка, принадлежащего ООО «Приморский УПК».

Судами также установлено, что на расстоянии менее 1 км
от ООО «Приморский УПК» расположены сети Ленэнерго напряжением
35-110 кВ, ВЛ 35 кВ.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представили Общества и ООО «Приморский УПК» подтвердили, что заявка была подана на напряжение 10 кВ.

Принимая во внимание приведенные нормы Правил № 861, следует признать, что ближайшими электрическими сетями для ООО «Приморский УПК» являются сети Общества (ВЛ-10кВ РП-1, ТП-1, ТП-3, КТПН-7, КТП-26, КТПН-40).

Суды не выяснили взаимосвязь между наличием сети 35-110 кВ Ленэнерго и сети классом напряжения 10 кВ, который был указан в заявке
ООО «Приморский УПК», поданной в Общество.

Следовательно, вывод судов о том, что ближайшими электрическими сетями для присоединения объектов ООО «Приморский УПК» являются сети Ленэнерго, является преждевременным.

Выводы судов о том, что поскольку технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Приморский УПК» осуществляется
не к существующим объектам элетросетевого хозяйства Общества,
а к проектируемым, то ООО «Приморский УПК» следовало обращаться
в Ленэнерго, также не основаны на законе.

Согласно пункту 8(1) Правил № 861 если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

Исходя из буквального содержания приведенной нормы, право выбора сетевой организации остается за заявителем (ООО «Приморский УПК») только в случае, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций.

В остальных случаях заявителю следует обращаться в сетевую организацию, объекты элетросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, под которым понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию (пункт 8 Правил № 861).

Как следует из материалов дела, мероприятие, предусмотренные техническими условиями Общества для ООО «Приморский УПК», включены в инвестиционную программу Общества на 2020-2024 годы, равно как
и мероприятия по реконструкции ПС 400 кВ Выборгская включены
в инвестиционную программу Компании.

Вопреки выводам апелляционного суда включение планируемых объектов электросетевого хозяйства в инвестиционную программу сетевой организации осуществляется не до, а после подачи заявки в сетевую организацию, что прямо следует из содержания пункта 8 и подпункта «б» пункта 16 Правил № 861.

Выводы судов об отсутствии у Общества технической возможности технологического присоединения объектов ООО «Приморский УПК» сделаны без учета пункта 29 Правил № 861.

В пункте 28 Правил № 861 приведены критерии наличия технической возможности технологического присоединения.

В силу пункта 29 Правил № 861 включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах «а» - «г» пункта 28 настоящих Правил.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении Обществом пункта 13(1) Правил № 861, выразившемся в нарушении требования о направлении в составе заявки схемы внешнего электроснабжения.

Согласно абзацу восьмому пункта 13(1) Правил № 861 если основанием для подачи заявки в смежную сетевую организацию послужило технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии максимальной мощностью более 5 МВт или энергопринимающих устройств максимальной мощностью более 50 МВт, к заявке также прилагаются документы, предусмотренные подпунктом «к» пункта 10 настоящих Правил.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 10 Правил № 861 в случае технологического присоединения объекта по производству электрической энергии максимальной мощностью более 5 МВт или энергопринимающих устройств максимальной мощностью более 50 МВт к заявке прилагается схема выдачи мощности или схема внешнего электроснабжения соответственно, разработанная заявителем и согласованная им с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с правилами разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и методическими указаниями по проектированию развития энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.

Как следует из материалов дела, Общество направило в адрес Компании схему внешнего электроснабжения, разработанную ООО «Приморский УПК» и согласованную с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

При рассмотрении спора Общество указывало, что не является владельцем присоединяемых энергопринимающих устройств, не потребляет электрическую энергию для собственных нужд, а создание схемы электроснабжения и строительство новых электросетевых объектов направлено исключительно для обеспечения передачи электрической энергии из сети Компании через создаваемую сеть Общества до энергопринимающих устройств конечного потребителя – ООО «Приморский УПК».

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 28.12.2020 № 1195 (далее – Правила № 1195), схема внешнего электроснабжения должна разрабатываться заявителем в случае присоединение нового энергопринимающего устройства с максимальной мощностью более 50 МВ.

Поскольку технологическому присоединению подлежали энергопринимающие устройства ООО «Приморский УПК», а не Общества, нельзя признать мотивированным вывод апелляционного суда о необходимости представления именно последним схемы внешнего электроснабжения.

То обстоятельство, что в структуре сложившихся правоотношений сторон Общество по отношению к Компании выступает как заявитель, не меняет факта присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств именно ООО «Приморский УПК».

Суд кассационной инстанции обращает внимание, что и в подпункте «к» пункта 10 Правил № 861 и в Правилах № 1195 указано именно на «схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии». Потребителем электрической энергии является
ООО «Приморский УПК», а не Общество.

В силу пункта 11 Правил № 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

С учетом изложенного следует признать, что обстоятельства, имеющие существенные значение для правильного рассмотрения настоящего спора, судами не установлены, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).

При новом рассмотрении дела суду следует установить, какие именно электрические сети являлись ближайшими к ООО «Приморский УПК» с учетом заявки последнего, поданной в Общество, дать оценку замечаниям Компании к представленной Обществом заявке на предмет их соответствия требованиям Правил № 861, при правильном применении норм материального и процессуального права разрешить спор, распределить судебные расходы сторон, в том числе понесенные при подаче кассационной жалобы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу № А56-16482/2021 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином составе суда.

Председательствующий

М.В. Пастухова

Судьи

О.А. Бобарыкина

ФИО1