АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 ноября 2023 года
Дело №
А56-16514/2023
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,
при участии от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области представителя ФИО1 (доверенность от 29.12.2022 № ИС-7674/2022), от Управления Федерального казначейства по Ленинградской области представителя ФИО2 (доверенность от 20.12.2021),
рассмотрев 16.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 по делу № А56-16514/2023,
у с т а н о в и л:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, Смольного ул., д. 3, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ленинградской области, адрес: 196066, Санкт-Петербург, Варшавская <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Казначейство), от 16.01.2023 № 45-09-05/18-217.
Решением суда первой инстанции от 30.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.07.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам, просит отменить решение суда первой инстанции от 30.05.2023 и постановление апелляционного суда от 19.07.2023, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суды не дали надлежащей оценки доводам Комитета о том, что предоставленная финансовая поддержка является возмещением расходов областного бюджета, а не софинансированием, поскольку расходы областного бюджета направлены на софинансирование по капитальному ремонту, а предоставленная финансовая поддержка, в свою очередь, направлена на возмещение расходов по названному софинансированию. Суды не учли, что денежные средства финансовой поддержки в 2021 году зачислены в областной бюджет по коду доходов 984 2 03 02030 02 0000 150 «Безвозмездные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от государственной корпорации – фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов»; оплата работ по капитальному ремонту многоквартирных домов произведена в 2021 году за счет средств областного бюджета, финансирование производилось путем предоставления субсидии некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области», названные показатели отражены в годовой бюджетной отчетности за 2021 год. Суды не приняли во внимание, что Комитет возвратил 13 757 453,51 руб. на основании дополнительного соглашения от 17.05.2022 и оснований для выводов о неэффективном использовании бюджетных средств не имеется.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.03.2021 субъектом Российской Федерации Ленинградская область подана заявка на предоставление финансовой поддержки Ленинградской области за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) на сумму 57 439 827,08 руб.
Правлением Фонда принято решение от 18.03.2021 (протокол № 1057) о рассмотрении заявки Ленинградской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части оплаты расходов бюджета субъекта Российской Федерации на замену лифтов. Согласно данному решению Ленинградской области предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда в размере 57 439 827,08 руб. на оплату расходов бюджета Ленинградской области на замену 100 лифтов в 31 многоквартирном доме, расположенном на территориях муниципальных образований «Город Всеволожск» и «Сертолово» Всеволожского района, «Город Выборг» и «Полянское сельское поселение» Выборгского района, «Город Гатчина» Гатчинского района, «Кингисеппское городское поселение» Кингисеппского района, «Киров» и Отрадненского городского поселения Кировского района.
Между Фондом и Ленинградской областью в лице Губернатора Ленинградской области заключен договор 22.03.2021 № 41/КР о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – договор № 41/КР).
Согласно пункту 2.1 договора № 41/КР Фонд обязуется предоставлять субъекту Российской Федерации финансовую поддержку в сумме и на цели, установленные дополнительными соглашениями.
В соответствии с дополнительным соглашением от 22.03.2021 № 1/41/КР к договору № 41/КР Фонд обязуется предоставить финансовую поддержку в сумме 57 439 827,08 руб. на оплату расходов бюджета на замену лифтов в количестве 100 штук согласно приложению к дополнительному соглашению.
Дополнительным соглашением № 1/41/КР определено, что финансовая поддержка перечисляется Фондом в следующем порядке: 11 487 965,42 руб. (то есть 20% суммы финансовой поддержки) в течение 5 дней со дня заключения соглашения; оставшаяся сумма после представления субъектом РФ в ГК Фонд документов, указанных в Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и договоре № 41/КР, и в соответствии с Порядком перечисления средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в бюджет субъекта Российской Федерации (утв. 10.02.2021 Правлением Фонда; далее – Порядок перечисления средств).
10.12.2021 Комитетом на подпись Губернатору Ленинградской области направлены письмо (уведомление) об изменении заявки, пояснительная записка, соглашение об изменении дополнительного соглашения № 1/41/КР.
Казначейство в период с 24.10.2022 по 05.12.2022 провело в отношении Комитета проверку использования средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения бюджетного законодательства, которые отражены в акте от 16.12.2022.
По результатам проверки Казначейство направило в адрес Комитета представление от 16.01.2023 № 45-09-05/18-217, обязав в срок до 02.10.2023 принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений при использовании средств предоставленной финансовой поддержки.
Посчитав представление незаконным, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела и доводы сторон, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
В силу пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе и государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Как установили суды, согласно пункту 1 оспариваемого представления в нарушение подпункта «г» пункта 6 Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 № 18; далее – Правила), раздела III Методики по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и приложений к ним (утв. решением Правления Фонда от 09.08.2021; далее - Методика), протокола № 1096, пункта 2.2.1. договора № 41/КР сумма запрашиваемой финансовой поддержки в изменении в заявку от 17.12.2021 завышена Комитетом на 13 757 453,51 руб. в связи с тем, что приложения к заявке содержат недостоверные сведения стоимости замены лифтов, стоимости устанавливаемого лифтового оборудования и размера запрашиваемой финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В подпункте «г» пункта 6 Правил установлено, что финансовая поддержка предоставляется на оплату расходов бюджетов на замену лифтов - в размере не более 50 процентов соответствующих расходов бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных образований и не более 50 процентов стоимости устанавливаемого лифтового оборудования.
В соответствии с разделом III Методики изменения к заявке представляются при условии изменения сведений в отношении многоквартирных домов, указанных в ранее представленной заявке. Изменения в заявку представляются в Фонд письмом (уведомлением), содержащим, в том числе, сумму средств финансовой поддержки, рассчитанную с учетом изменений вышеуказанных сведений, подписанным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом к письму (уведомлению) прилагаются пояснительная записка, приложения по форме заявки в соответствии с установленными требованиями Методики, содержащие сведения заявки с учетом изменений, проект дополнительного соглашения к дополнительному соглашению к договору, в случае, если изменения в заявку предусматривают изменение размера финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Согласно пункту 2.2.1 договора № 41/КР субъект Российской Федерации обязуется обеспечить соблюдение условий и выполнение требований, предусмотренных пунктами 4 – 6, 10, 12 – 14, 39 – 42 Правил.
Как установили суды, при проведении проверки Казначейство руководствовалось документами, приложенными к заявке, а именно: представленными актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 (и справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, а также актами ввода в эксплуатацию.
Согласно данным документам работы по замене 97 лифтов завершены за период с 26.08.2021 по 16.12.2021, стоимость выполненных работ по замене лифтов (согласно акту КС-3) по состоянию на 17.12.2021 составила 173 741 266,62 руб., стоимость установленного лифтового оборудования по состоянию на ту же дату (согласно акту КС-2) составила 83 688 499,13 руб.
Вместе с тем заявка содержала следующие сведения: 174 697 246,52 руб. - фактическая стоимость работ по замене лифтов (исходя из акта КС-3 сумма завышена заявителем на 955 979,90 руб.), 121 686 502,29 руб. - стоимость устанавливаемого лифтового оборудования (исходя из акта КС-2 сумма завышена на 37 998 003,16 руб.).
С учетом установленной Казначейством по документам фактической стоимости устанавливаемого лифтового оборудования в размере 83 688 499,13 руб. и исходя из того, что согласно положениям подпункта «г» пункта 6 Правил финансовая поддержка предоставляется в размере не более 50% стоимости устанавливаемого лифтового оборудования, запрашиваемая финансовая поддержка должна составлять
41 844 249,31 руб., то есть на 13 757 453,51 руб. меньше заявленной потребности в финансовой поддержке, указанной в заявке от 17.12.2021 в размере
55 601 702,82 руб.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора № 41/КР в обязанности сторон по договору включено обеспечение достоверности и полноты представляемой в Фонд отчетности.
В нарушение данного условия Комитет в заявке от 17.12.2021 завысил на
13 757 453,51 руб. размер финансовой поддержки, при этом по состоянию на 17.12.2021 акты КС-2, акты ввода в эксплуатацию были составлены, соответственно, Комитет имел возможность достоверно определить потребность в денежных средствах.
Доводы Комитета о том, что на момент направления заявки акты не были подписаны, что исключало возможность верно указать размер финансовой поддержки, правомерно отклонены судами двух инстанций, поскольку представленные в дело документы позволяют определить стоимость уже установленного лифтового оборудования.
Нарушение Комитетом требований подпункта «г» пункта 6 Правил, Методики, а также условий договора № 41/КР при формировании заявки в части завышения размера необходимой финансовой поддержки подтверждается материалами дела и заявителем в ходе судебного разбирательства не опровергнуто.
В соответствии с пунктом 2 оспариваемого представления в нарушение пунктов 25 и 26 Правил, Порядка перечисления средств Фонда, приложения к уведомлению Ленинградской области от 17.12.2021 о перечислении финансовой поддержки «Реестр договоров на замену лифтов» содержит недостоверные сведения о сумме средств финансовой поддержки в разделе 3 «Реестр договоров на выполнение работ и (или) оказание услуг по замене в многоквартирных домах лифтов» графы 7 «Выплачено подрядчику в счет оплаты работ по замене лифтов в рамках договора подряда на дату уведомления» на сумму 71 268 949,79 руб.
В пункте 25 Правил установлено, что перечисление финансовой поддержки осуществляется Фондом на основании представленных субъектом Российской Федерации в Фонд документов.
В соответствии с дополнительным соглашением от 22.03.2021 № 1/41/КР к договору № 41/КР на лицевой счет Комитета, открытый в Казначействе, поступили средства в размере 20% от общего объема средств финансовой поддержки на сумму 11 487 965,42 руб.
Для получения оставшейся части средств финансовой поддержки в размере
44 113 737,40 руб. (55 601 702,82 руб. - 11 487 965,42 руб.) письмом Губернатора Ленинградской области от 17.12.2021 № 004-13374/2021 в Фонд направлено уведомление о перечислении финансовой поддержки Ленинградской области в соответствии с заявкой на предоставление финансовой поддержки от 17.12.2021, а также следующие приложения к уведомлению: реестр платежных документов на перечисление средств субсидии заказчикам; реестр договоров на замену лифтов; копия соглашения от 17.06.2021 № 02-090601/2021 о предоставлении субсидии некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» из областного бюджета Ленинградской области на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту в размере 166 149 250 руб. и дополнительного соглашения от 15.12.2021.
На основании представленных документов Фондом принято решение о согласовании перечисления финансовой поддержки за счет средств Фонда в размере 44 113 737,40 руб. для оплаты расходов бюджета на замену лифтов, которые поступили на лицевой счет Комитета, открытый в Казначействе.
В соответствии с пунктом «ж» пункта 25 Правил уведомление Ленинградской области о перечислении финансовой поддержки от 17.12.2021 содержит реестр платежных документов на перечисление средств субсидии некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» на сумму 161 036 061,76 руб. в соответствии с постановлением Ленинградской области от 09.08.2019 № 369 на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, подтверждающий осуществление расходов бюджета Ленинградской области на софинансирование работ и (или) услуг по замене в многоквартирных домах лифтов с истекшим назначенным сроком службы.
Как установило Казначейство, на дату уведомления Ленинградской области о перечислении финансовой поддержки от 17.12.2021 подрядчику в счет оплаты работ по замене лифтов в рамках договоров подряда выплачено 123 189 722,14 руб., при этом в приложении к уведомлению от 17.12.2021 указана иная сумма -
51 920 772,35 руб., что меньше на 71 268 949,79 руб., в связи с чем Казначейство пришло к выводу об указании в уведомлении недостоверных сведений.
Выводы Казначейства в этой части также подтверждены представленными материалами проверки, а доводы Комитета о том, что сведения о сумме выплат подрядчику имеют ознакомительный характер, не опровергают необходимость указывать упомянутые сведения достоверно.
Согласно пункту 3 оспариваемого представления в нарушение пункта 39 Правил Комитетом в бюджете субъекта на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов не учтены средства финансовой поддержки «Безвозмездные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от Фонда на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов» по КБК 984 2 03 02030 02 0000 150 в сумме 55 601 702,82 руб.
В пункте 39 Правил предусмотрено, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда, предназначенные для оплаты расходов бюджетов на замену лифтов, возникающих у субъекта Российской Федерации в связи с софинансированием работ и (или) услуг по замене в многоквартирных домах лифтов с истекшим назначенным сроком службы, и (или) возмещения указанных расходов, а также для возмещения части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению, понесенных бюджетом субъекта Российской Федерации, учитываются в бюджете субъекта Российской Федерации.
Согласно заявке от 10.03.2021 финансовая поддержка Ленинградской области запрашивалась для оплаты части расходов областного бюджета, возникающих в связи с софинансированием работ и (или) услуг по замене в многоквартирных домах лифтов с истекшим назначенным сроком службы.
Областным законом Ленинградской области от 22.12.2020 № 143-оз предусмотрены средства областного бюджета на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов по КБК 05 01 5630209601 600.
В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 09.09.2019 № 369 Комитетом подписаны соглашения с Фондом о выделении субсидии на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту с учетом мер государственной поддержки: от 30.04.2021 № 01-09601/2021 (с изменениями от 03.09.2021) на сумму 271 003 799,56 руб. на капитальный ремонт фасадов в 37 многоквартирных домах; от 17.06.2021 № 02-09601/2021 в рамках подпрограммы «Формирование комфортной городской среды» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 № 407 на сумму 166 149 250,96 руб. на капитальный ремонт 100 лифтов в тридцати одном многоквартирном доме.
Суды установили, что по состоянию на 01.01.2022 согласно принятым бюджетным обязательствам по соглашению от 17.06.2021 № 02-09601/2021 Фонду перечислено 437 153 050,96 руб., в том числе 161 036 061,76 руб. на проведение капитального ремонта 97 лифтов в 28 многоквартирных домах, на которые в 2021 году по договору № 41/КР предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда для оплаты части расходов областного бюджета Ленинградской области в размере 55 601 702,82 руб. При этом, как верно отметил суд первой инстанции, софинансирование работ является финансовой поддержкой исходя из понятия финансовой поддержки как оказания любой помощи в сфере финансов.
С учетом изложенного суды сочли выводы Казначейства о допущенном нарушении в указанной части обоснованными, а пункт 3 представления – законным.
В пункте 4 представления указано, что в нарушение статьи 34 БК РФ, пункта 5.1. договора № 41/КР, с учетом полномочий, закрепленных статьей 162 БК РФ, Комитетом с января по май 2022 года допущено неэффективное использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении, в размере 13 757 453,51 руб.
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 162 БК РФ).
В соответствии с пунктом 5.1. договора № 41/КР субъект Российской Федерации обязан вернуть предоставленную Фондом финансовую поддержку на основании решений Правления Фонда об отмене решения о предоставлении финансовой поддержки, об отказе от исполнения договора, о возврате субъектом Российской Федерации финансовой поддержки, принятых в случаях, указанных в договоре.
Казначейство установило и материалами дела подтверждено, что все работы по капитальному ремонту 97 единиц лифтового оборудования в 28 многоквартирных домах Ленинградской области, на которые была предоставлена финансовая поддержка, выполнены в 4 квартале 2021 года, как предусмотрено графиком выполнения мероприятий по замене лифтов (приложение № 2 к дополнительному соглашению от 22.03.2021 № 1/41/КР к договору № 41/КР).
В соответствии с письмом Правления Фонда от 25.03.2022 протоколом № 1160 Правление Фонда решило принять отчет, предусмотренный договором № 41/КР, предписав Ленинградской области осуществить возврат средств Фонда в размере
13 757 453,25 руб., ранее предоставленных для оплаты части расходов бюджета по замене лифтов в соответствии с заявкой, одобренной правлением Фонда 18.03.2021.
Согласно платежному поручению № 785175 Комитетом 01.06.2022 осуществлен возврат средств финансовой поддержки в Фонд на сумму 13 757 453,51 руб.
Основанием добровольного возврата субъектом Российской Федерации финансовой поддержки послужил отдельный договор о таком возврате.
Как уже указывалось выше, с учетом фактической стоимости установленного лифтового оборудования в размере 83 688 499,13 руб. финансовая поддержка по договору № 41/КР должна составлять 41 844 249,31 руб., то есть на 13 757 453,51 руб. меньше полученной финансовой поддержки в размере 55 601 702,82 руб.
Комитет не представил документы, подтверждающие добровольное обращение в Фонд о возврате Ленинградской областью финансовой поддержки, предоставленной по дополнительному соглашению от 22.03.2021 № 1/41/КР к договору № 41/КР на сумму 13 757 453,51 руб.
На основании изложенного суды правомерно заключили, что в течение пяти месяцев с января по май 2022 года финансовая поддержка Фонда для оплаты части расходов областного бюджета Ленинградской области, возникающих в связи с софинансированием работ и (или) услуг по замене лифтов с истекшим назначенным сроком службы, в размере 13 757 453,51 руб. находилась в распоряжении Комитета.
Доводы Комитета о том, что указанное время потребовалось для согласования и заключения договора о возврате субъектом Российской Федерации финансовой поддержки, выводы Казначейства и судебных инстанций о допущенном нарушении не опровергают.
В пункте 5 представление Казначейство указало, что в нарушение пункта 2.8 постановления Правительства Ленинградской области от 09.08.2019 № 369 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области», пунктов 1.1.1, 4.1.2, 4.1.5, 4.1.6 соглашения от 17.06.2021 № 02-09601/2021 о предоставлении субсидии некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» из областного бюджета Ленинградской области на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту, с учетом полномочий, закрепленных статьями 132 и 158 БК РФ, пункта 2.8 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.11.2016 № 450, Комитетом не в полной мере осуществлен текущий контроль за использованием средств субсидии, что привело к несоблюдению уровня софинансирования некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» в рамках соглашения от 17.06.2021 № 02-09601/2021.
Из материалов дела следует, что в областном бюджете Ленинградской области на 2021 год предусмотрены субсидии на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов. Комитетом заключено соглашение о предоставлении некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» из областного бюджета Ленинградской области субсидии на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту от 17.05.2021 № 02-09601/2021, согласно пункту 1.1.1 которого целью субсидии является реализация мероприятий, установленных Приложением 2 к соглашению «Перечень многоквартирных домов расположенных на территории Ленинградской области, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту с участием мер государственной поддержки (на ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в многоквартирных домах)».
В соответствии с Разделом III «Перечень многоквартирных домов, лифтовое оборудование которых подлежит капитальному ремонту в 2021 году, с учетом мер государственной поддержки» Приложения 3 «Краткосрочный план реализации в 2021 году региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области» постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2021 № 903 стоимость капитального ремонта или замены лифтового оборудования за счет средств собственников предусмотрена в размере 71 206 821,84 рублей.
В соответствии с пунктом 2.8 Порядка предоставления субсидий объем субсидии составляет 70 процентов от планируемых затрат на отдельный вид услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в Региональную программу и Краткосрочный план, но не более объема бюджетных ассигнований, утвержденных комитету в сводной бюджетной росписи областного бюджета, и доведенных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
В Приложении 2 к соглашению от 17.06.2021 соблюден объем планируемой субсидии средств областного бюджета в размере 166 149 250,96 руб. или 70% от стоимости замены оборудования, составляющей 237 356 072,80 руб., в том числе, за счет средств собственников 71 206 821,84 руб. или 30%.
На основании распоряжения Комитета от 28.02.2022 № 35 проведена проверка некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий по соглашениям от 30.04.2021 № 01-09601/2021, от 17.06.2021 № 02-09601/2021.
Согласно отчету о целевом использовании субсидии по состоянию на 01.01.2022 (Приложение 5 к соглашению от 17.06.2021) некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» фактически перечислено средств подрядным организациям за счет средств собственников -
13 384 564,89 руб. или на 57 822 256,95 руб. меньше запланированной суммы по соглашению от 17.06.2021 - 71 206 821,84 руб.
Проанализировав данные названного отчета, суды заключили, что фактический объем субсидии средств областного бюджета по соглашению от 17.06.2021 составил 166 149 250,96 руб. или 92,5% от стоимости замены оборудования
179 533 815,85 руб., в том числе, за счет средств собственников 13 384 564,89 руб. или 7,5%, что подтверждает выводы Казначейства о ненадлежащем контроле сор стороны Комитета за использованием средств субсидии, что привело к несоблюдению уровня софинансирования в рамках соглашения от 17.06.2021.
Выводы судов соответствуют материалам дела, сделаны при правильном применении норм материального права. Оснований для иных выводов суд округа не находит.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию Комитета по делу, являлись предметом рассмотрения и оценки в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 по делу № А56-16514/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н. Александрова
Судьи
Л.И. Корабухина
С.В. Лущаев