ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-16625/17 от 07.09.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 сентября 2017 года

Дело № А56-16625/2017

Резолютивная часть постановления объявлена    сентября 2017 года .

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2017 года .

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Савиной  Е.В., судей  Мельниковой  Н.А., Фуркало О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.,

при участии: 

- от истца: ФИО1 (доверенность от 15.03.2017)

- от ответчика: ФИО2 (доверенность от 30.12.2016)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-17652/2017 )   акционерного общества «Компонент» на определение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2017  по делу № А56-16625/2017 (судья  Соколова Н.Г.), 

принятое по иску  акционерного общества «Компонент» к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга

об оспаривании распоряжения

установил:

Акционерное общество «Компонент» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжении Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет) от 16.12.2016 № 221-р; об обязании Комитета установить тарифы на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга на 2017 – 2019 годы на основании сводной калькуляции затрат на производство и передачу тепловой энергии.

Определением суда от 24.05.2017  производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В апелляционной жалобе представитель Общества просит определение отменить и разрешить вопрос по существу.

Податель жалобы полагает, что судом дана неправильная квалификация оспариваемого распоряжения № 221-р, а, следовательно, производство по делу прекращено без законных оснований.

Неправильное применение судом норм процессуального права привели к лишению Общества права на судебную защиту.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель Комитета просил приобщить к материалам дела мотивированный отзыв, против ее удовлетворения возражал.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.

Комитетом 16.12.2016 издано распоряжение № 221-р «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом «Компонент» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2017 – 2021 годы».

Посчитав распоряжение незаконным и подлежащим признанию недействующим ввиду нарушения его положениями прав и законных интересов Общества, последний обратился  в арбитражный суд с настоящим требованием.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что спор не подведомственен арбитражному суду,  производство по делу прекратил.

Апелляционная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации относит к существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, его издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Согласно пункту 27 приложения № 1 Постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 31.05.2012 № 36-пг «О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» Комитет входит в структуру исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346
«О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга» утверждено Положение о Комитете
по тарифам Санкт-Петербурга далее (Положение).

Согласно пунктам 1.1., 1.2.-1., 1.4., Положения, Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования тарифов и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции и подчинен Правительству Санкт-Петербурга.

Перечень источников официального опубликования нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга определен постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 173 «О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также материалов иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, подлежащих официальному опубликованию в соответствии с действующим законодательством» (далее - постановление № 173) и от 29.06.2011 № 865  «О Порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (далее - постановление № 865).

В соответствии с пунктом 1.5 постановления № 173 официальным опубликованием нормативных правовых актов Комитета, информации о тарифах и надбавках, и иной информации, касающейся предметов ведения Комитета, признается публикация указанной информации в журнале «Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга», являющегося в силу закона средством массовой информации (Свидетельство о регистрации печатного издания № ТУ 78 00675 от 27.08.2010).

В соответствии с пунктами 2, 2.6 постановления № 865 источниками официального опубликования, для нормативных правовых актов Комитета по тарифам Санкт-Петербурга являются: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.gov.spb.ru), журнал «Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга».

В соответствии с  названными документами распоряжение Комитета размещено на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru 21.12.2016 и опубликовано в журнале «Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга», специальный выпуск № 5, от 27.12.2016. Кроме того, распоряжение Комитета опубликовано в Справочно-правовых системах (информационно-правовых системах) «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».

С учетом  изложенного распоряжение Комитета является нормативным правовым актом.

На основании пункта 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с этим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Из приведенной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что к подведомственности арбитражных судов отнесены лишь те дела об оспаривании нормативных правовых актов, которые отнесены к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Оспаривание нормативных правовых актов в иных сферах до 15.09.2015 производится по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а с 15.09.2015  производиться в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Единственное исключение из данного правила установлено частью 1 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 № 186-ФЗ, в соответствии с которой дела, указанные в пункте 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ, не рассмотренные на день вступления в силу данного Федерального закона, рассматриваются судами, принявшими их к производству, в соответствии с правилами, предусмотренными АПК РФ  и действовавшими на день принятия соответствующих дел к производству.

Федеральный закон от 28.06.2014 №186-ФЗ вступил в силу с 06.08.2014.

Следовательно, арбитражный суд может рассмотреть по существу дело об оспаривании нормативного правового акта только в том случае, если соответствующее заявление  принято к производству до 06.08.2014.

Согласно статье 20 КАС РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (статья 208 КАС РФ).

Как правильно установил суд первой инстанции, оспариваемое Распоряжение не относится к нормативным актам, поименованным в статье 29 АПК РФ.

Поддерживая выводы суда первой инстанции о наличии основания для прекращения производства по делу, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции учитывает и положения действующего законодательства о недопустимости рассмотрения дела судом, к подсудности или подведомственности которого оно не относится.

Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 24.05.2017 по делу №  А56-16625/2017   оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В. Савина

Судьи

Н.А. Мельникова

 О.В. Фуркало