ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
05 октября 2022 года
Дело №А56-16692/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 21.03.2022;
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 30.12.2021;
от 3-го лица: ФИО4 по доверенности от 21.03.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22764/2022) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сестрорецк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2022 по делу № А56-16692/2022, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сестрорецк"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
3-е лицо: Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сестрорецк» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – Инспекция) от 13.12.2021 № 12/21/625-Р.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга».
Решением суда от 31.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит обжалуемый судебный акт отменить. В обоснование жалобы податель ссылается на невозможность объединить арифметически показатели площади и объема тепловой энергии и автостоянки и жилой части МКД при расчете платы за отопление и ГВС, поскольку в отношении указанных объектов установлены разные тарифы, что обуславливает применение раздельного учета.
Податель жалобы считает, что объединение показателей площадей автостоянки и жилой части МКД приведет к необходимости применять к этой сумме только одно значение тарифа, что образует для Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 КоАП РФ в части завышения или занижения регулируемого государством тарифа.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представители Инспекции и Предприятия просили в удовлетворении жалоыб отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Как следует из материалов дела, на основании своего распоряжения от 08.12.2021
№ 12/21/625-Р Инспекция 13.12.2021 провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку в связи с поступившими в Инспекцию обращениями граждан от 23.11.2021 № ОБ-6099-2/21-0-0, от 19.11.2021 № ОБ-25732-1/21-0-0, от 16.11.2021 № ОБ-25541-1/21-0-0, от 03.09.2021 № ОБ-2150-8/21-0-0, от 29.11.21 № ОБ-7222-2/21-0-0 по вопросу соблюдения Обществом лицензионных требований, установленных действующим законодательством, при управлении многоквартирными домами, расположенными в Санкт-Петербурге по адресу: ул. Маршала Казакова, д. 70, корп. 1, строение 1 (далее – МКД 1), строение 2 (далее – МКД 2), по результатам которой 13.12.2021 составила акт № 12/21/625-Р.
В ходе проверки Инспекция выявила и зафиксировала в акте от 13.12.2021 №12/21/625-Р, что Общество при расчете собственникам помещений в МКД 1, МКД 2 при расчете платы за коммунальные услуги «Отопление», «Отопление на общедомовые нужды», «Горячее водоснабжение теплоноситель на общедомовые нужды», «Тепловая энергия на горячее водоснабжение на общедомовые нужды» в период с июля 2020 года учитывает площадь жилых помещений (квартир) в размере 45417, 80 кв. м и нежилых помещений 2194,20 кв. м без учета площади автостоянки (помещения № 1-Н) в размере 4742,90 кв. м.
Как указала Инспекция, такой расчет размера соответствующих платежей противоречит требованиям пунктов 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), а собственникам квартир № 120, 279, 924, 1124 в МКД 1, № 150 в МКД 2 расчет платы за коммунальные услуги «Отопление на общедомовые нужды», «Тепловая энергия на горячее водоснабжение на общедомовые нужды» за период с июля 2020 года по ноябрь 201 года должен быть произведен с учетом площади автостоянки (помещения № 1-Н).
По факту выявленного нарушения Инспекция 13.12.2021 выдала предписание
№ 12/21/625-Р, которым обязала Общество до 31.03.2022 определить собственникам квартир № 120, 279, 924, 1124 в МКД 1, № 150 в МКД 2 размер платы за «Отопление», «Отопление на общедомовые нужды», «Горячее водоснабжение теплоноситель на общедомовые нужды», «Тепловая энергия на горячее водоснабжение на общедомовые нужды», указанный в платежных документах за период с июля 2020 года по ноябрь 2021 года, с учетом площади автостоянки (помещение 1-Н).
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в удовлетворении которого судом отказано.
Выслушав представителей сторон и третьих лиц, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу подпункта «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1)плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Как указано в части 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных данными Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 указанных Правил.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению, произведенной и предоставленной с использованием тепловой энергии, поданной по централизованным системам теплоснабжения, и с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с использованием индивидуальных тепловых пунктов, вносит плату за отопление, рассчитанную в соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что начисление и расчет платы за коммунальные услуги «Отопление», «Отопление на ОДН», «ГВС теплоноситель на ОДН» и «Тепловая энергия на ГВС на ОДН» по МКД осуществляется по договору между ГУП «ТЭК СПб» и ООО «УК «Сестрорецк» от 01.04.2020 на основании актов поданной – принятой тепловой энергии, горчей воды и теплоносителя и счет – фактур.
Обществом не оспаривается, что при расчете платы по МКД за коммунальную услугу отопления в целях содержания общего имущества применяется формула №3(3) приложения № 2 к Правилам № 354. При расчете собственникам помещений в МКД 1, МКД 2 при расчете платы за коммунальные услуги «Отопление», «Отопление на общедомовые нужды», «Горячее водоснабжение теплоноситель на общедомовые нужды», «Тепловая энергия на горячее водоснабжение на общедомовые нужды» в период с июля 2020 года учитывается площадь жилых помещений (квартир) в размере 45417, 80 кв. м и нежилых помещений 2194,20 кв. м без учета площади автостоянки (помещения № 1-Н) в размере 4742,90 кв. м.
Общество ссылается на то, что система теплоснабжения автостоянок эксплуатируется отдельно от МКД 1, МКД 2, не зависит от теплоснабжения встроенных помещений в домах и их жилой части; система горячего водоснабжения в паркинге отсутствует, и соответствующая коммунальная услуга не предоставляется; учет потребляемой тепловой энергии в автостоянке осуществляется по индивидуальному прибору учета, не имеющему отношения к расчету за потребляемую тепловую энергию в МКД 1, МКД 2. Вместе с тем Инспекция обязывает Общество осуществлять расчет размера платы за коммунальные услуги «Отопление на общедомовые нужды», «Тепловая энергия на горячее водоснабжение на общедомовые нужды» с учетом площади помещения, в котором такие услуги не предоставляются.
Согласно абзацу пятому пункта 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к указанным Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3(3) приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил № 354 определяется по формуле:
.
В данной формуле Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, исходя из буквального содержания формулы объем (количество) потребленной тепловой энергии, который используется при расчете платы за отопление в многоквартирном доме в данном случае будет равен совокупному объему коммунального ресурса по показаниям всех узлов учета и при расчете платы используется площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, включая помещение 1-Н.
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, о площади нежилых помещений в многоквартирном доме отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации.
Согласно представленному Обществом в материалы дела техническому паспорту на МКД 1, автостоянка указана в составе нежилых помещений в доме (единственное помещение 1-Н) и ее площадь составляет 4 742,9 кв. м.
Вместе с тем, Инспекция установила и Обществом не оспаривается, что при расчете платы за отопление собственникам помещений в МКД 1, МКД 2 Общество не учитывает площадь паркинга, являющегося нежилым помещением в МКД, что противоречит пункту 3(3) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из указанной в нем формулы.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под нежилым помещением в многоквартирном доме понимается помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Абзац 3 пункта 43 Правил 354 устанавливает, что объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места, электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии - исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае, нежилое помещение 1-Н не является отдельным зданием, входит в состав нежилых помещений многоквартирного дома.
Согласно техническому паспорту, разрешениям на ввод объекта в эксплуатацию, спорное нежилое помещение 1-Н площадью 4742,9 кв.м, входит в состав многоквартирного дома, подключенного к централизованной системе теплоснабжения, в связи с чемплощадь паркинга подлежит учету при расчете платы за коммунальную услуги, в частности по лицевым счетам кв.120, 279, 936, 1124, стр.1 многоквартирного дома, а также кв.150, стр.2 многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маршала Казакова, д.70, корп. 1.
На основании изложенного, собственники помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, которые индивидуально эту услугу не потребляют, должны вносить плату только за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, применяемый Обществом порядок расчета не соответствует Правилам №354 и фактически необоснованно освобождает собственников нежилого помещения 1-Н (паркинга) от оплаты коммунальной услуги по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды.
Факт самостоятельного отопления паркинга при применении формулы 3(3) приложения № 2 к Правилам № 354 не имеет правового значения.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности предписания, которое содержит законные требования, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 мая 2022 года по делу № А56-16692/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сестрорецк» из федерального бюджета 1 500 рублей госпошлины по платежному поручению №736 от 29.06.2022.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
М.И. Денисюк
А.Б. Семенова