ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
05 декабря 2017 года
Дело №А56-1743/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца: ФИО2, по доверенности от 13.06.2017;
от ответчика: ФИО3, по доверенности от 23.03.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26629/2017) ME Harvest Trading FZC на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2017 по делу № А56-1743/2017 (судья Суворов М.Б.), принятое
по иску ME Harvest Trading FZC (адрес: Объединенные Арабские Эмираты, эмират Аджман, Р.О. Вох 932) представитель: общество с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Ремеди» (190000, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д.58, оф. 318)
к обществу с ограниченной ответственностью «Трансоптимал СПБ» (адрес: 197227, Санкт-Петербург, пр. Комендантский, д. 11, литера В, офис 28-Н, ОГРН: <***>)
о взыскании 11 883,59 долларов США,
установил:
ME Harvest Trading FZC обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Трансоптимал СПБ» 11 883,59 долларов США излишне уплаченного демереджа по договору морской перевозки грузов, Чартер партия от 18.12.2015.
Решением от 25.08.2017 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе ME Harvest Trading FZC просит решение от 25.08.2017 отменить, иск удовлетворить, поскольку в расчёте сталийного времени не были учтены периоды дождя, в течение которых погрузка не производилась, а течение сталийного времени должно было прерываться. В подтверждение данного обстоятельства компания ссылается на справку Астраханского центра по гидрометеорология и мониторингу окружающей среды №10-05/2305 от 29.12.2015, согласно которой по данным наблюдений метеостанции Астрахань в г. Астрахани 24.12.2015 в период с 14.00 до 22.05 и 25.12.2015 в период с 09.00 до 13.25 шёл дождь (л.д.30). Ответ ООО «Стивидорная компания «Стрелецкое» от 14.07.2017 на запрос ME Harvest Trading FZC о том, наблюдались ли периоды дождя в порту Астрахань 24 и 25 декабря 2015 года.
ООО «Трансоптимал СПБ» возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на недостоверность данных о дождях в период простоя судна под погрузкой.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2017 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между компанией ME Harvest Trading FZC и ООО «Трансоптимал СПБ» заключен договор морской перевозки грузов, Чартер партия от 18.12.2015 (далее - «Чартер»).
18.12.2015 ME Harvest Trading FZC направило ООО «Трансоптимал СПБ» оферту в электронном письме, содержащим условия Чартера (Приложение № 1). ООО «Трансоптимал СПБ» в своем электронном письме от 18.12.2015 (Приложение № 2) акцептовал условия оферты.
Чартер является заключенным на условиях текста Рекапа (mv Novopolye Clean Fixture Recap; далее «Рекап»), который содержится непосредственно в электронном письме (Приложение № 1).
В соответствии с пунктом 5 Рекапа ООО «Трансоптимал СПБ» приняло на себя обязательство доставить груз (2.600 метрических тонн ячменя (+/- 10% по выбору ответчика)) из порта Астрахань в порт на севере Ирана по выбору истца. Для исполнения Договора ООО «Трансоптимал СПБ» направило в порт Астрахани судно «Новополье» (Порт приписки: Большой порт Санкт-Петербург, PC: 904847, ИМО: 8869555; далее «т/х Новополье»).
24.12.2016 года т/х Новополье прибыл в порт Астрахани под погрузку в соответствии с пунктом 8 Рекапа. Погрузка т/х Новополье была завершена 03.01.2016 года в 20:00.
Условия погрузки были установлены в пункте 10 Рекапа. Погрузка осуществлялась по 1000 метрических тонн груза в погожий рабочий день, исключая субботы, воскресенья и праздничные дни (sshex) и периоды непогоды (дождя, снега и прочие). Всего было погружено 2 450,216 метрических тонн груза. После погрузки груза на борт т/х Новополье ответчиком был составлен расчет сталийного времени. Сталийное время (время на погрузку) составило 2,45022 дня, что равняется 2 дням 10 часам 48 минутам.
В свой расчет ответчик включил право на получение демереджа (платы за контрсталийное время) в порядке пункта 13 Рекапа, поскольку посчитал, что судно, начиная с 06:30 часов 30 декабря 2016 года, находилось на простое (начало течь контрсталийное время).
ООО «Трансоптимал СПБ» потребовало уплаты 11 883,59 долларов США в качестве демереджа. 12.01.2016 ME Harvest Trading FZC перечислило демередж, при этом находясь в убеждении, что в расчете сталийного времени не были учтены периоды дождя, в течение которых погрузка не производилась, а течение сталийного времени должно было прерываться. По этой причине ME Harvest Trading FZC обратилось в арбитражный с иском о взыскании с ООО «Трансоптимал СПБ» 11 883,59 долларов США излишне уплаченного демереджа по договору морской перевозки грузов.
Суд в иске отказал. Решение обжаловано.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене или изменению судебного решения на основании следующего.
В силу статьи 132 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее КТМ РФ) размер платы, причитающейся перевозчику за простои судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. В случае отсутствия таких ставок размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа.
Согласно пункту 1 статьи 130 КТМ РФ срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза, без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.
В соответствии со статьей 130 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации сталийное время определяется соглашением сторон как срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время). При отсутствии такого соглашения сталийное время определяется сроками, обычно принятыми в порту погрузки.
Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке груза.
В сталийное время не включается время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от перевозчика, либо вследствие непреодолимой силы или гидрометеорологических условий, создающих угрозу сохранности груза или препятствующих его безопасной погрузке.
ME Harvest Trading FZC представило контррасчет начисления демереджа, в котором из времени загрузки (разгрузки) судна исключено время, когда, согласно представленным справкам учреждения гидрометеорологии были атмосферные осадки в виде дождя, что, по его мнению, исключало возможность погрузки и разгрузки судна.
Также, по мнению истца, неблагоприятные погодные условия в виде дождя являются форс-мажором и следовательно время в течение которого выпадали осадки не должно учитываться при расчете демереджа за сверхнормативный простой судна.
Из ответа Астраханского центра по гидрометеорология и мониторингу окружающей среды № 10-05/16 от 11.01.2016 на запрос агента - ООО «Трансоптимал-Астрахань» о предоставлении информации о том, наблюдались ли осадки 24 и 25 декабря 2015 года в районе осуществления погрузки, следует, что метеорологические наблюдения в указанном районе не проводятся и Астраханский ЦГМС гарантированно сообщить достоверную информацию о наличии или отсутствии осадков не имеет возможности.
В соответствии с Правилами ведения журналов судов от 10.05.2011 № 133 в журнал вносятся сведения о погоде. Выписка из судового журнала в дело не представлена.
В дело представлен Таймшит (л.д. 24) из которого явствует, что 24 и 25 декабря 2015 года в месте нахождения судна не было садков. Таймшит удостоверен подписями капитана судна, агента судовладельца, а также ООО «Стивидорная компания «Стрелецкое» в качестве уполномоченного лица со стороны грузовладельца (фрахтователя, отправителя/получателя).
Невыгрузка грузов другими грузополучателями в сроки, предусмотренные договором морской перевозки груза, не освобождает истца от выполнения своих договорных обязательств и ответственности за их невыполнение, включая обязанность уплатить демередж.
В материалы дела представлена претензия судовладельцам т/х «Новополье» от 06.04.2016 (л.д. 26-29), в связи с чем не принят довод ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2017 по делу № А56-1743/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.И. Несмиян
Судьи
Т.В. Жукова
Н.М. Попова