ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-17838/17 от 31.08.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 сентября 2017 года

Дело № А56-17838/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Желтянникова В.И.

судей  Аносовой Н.В., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1,

при участии: 

от заявителя: ФИО2, по доверенности от  12.04.2017,

от ответчика: ФИО3, по доверенности от  26.12.2017,

от третьего лица: ФИО4, по доверенности от  19.12.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-18449/2017 ) Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга

на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2017 по делу № А56-17838/2017 (судья  Семенова И.С.), принятое

по иску общества с ограниченной ответственностью "СПБ. ЭЛМОНТ"

к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре

о признании и обязании,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СПб.Элмонт» (далее - ООО «СПб.Элмонт», Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга
и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным уведомления Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - Служба, заинтересованное лицо) от 27.01.2017 года № 07-05-500/17-0-1
об отказе Обществу в выдаче разрешения на строительство и об обязании Службы устранить допущенное нарушение и в течение 7 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о выдаче ООО «СПб.Элмонт» разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями в границах земельного участка по адресу: Санкт-Петербург,
ул. Одоевского, в 130 м к востоку от дома 23 по ул. Одоевского.

К участию в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечён Комитет по градостроительству
и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга (далее – КГА).

Решением от 02.06.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объёме.

Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо  обратилось
с апелляционной жалобой,  в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

23.08.2017 в канцелярию апелляционного суда от ООО «СПБ. Элмонт» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против доводов Службы, поддерживает решение суда, полагает его законным и обоснованным, вынесенным с учетом представленных в материалы дела доказательств и норм права, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

24.08.2017 в канцелярию апелляционного суда от Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Комитет поддержал доводы апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица  поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Третье лицо поддержало правовую позицию подателя жалобы.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.

ООО «СПб.Элмонт» является собственником земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, ул. Одоевского, в 130 м к востоку от дома 23 по ул. Одоевского, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права
от 06.04.2016.

На основании статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации  (далее - ГрК РФ) 18.01.2017 ООО «СПб.Элмонт» обратилось в Службу с заявлением о выдаче разрешения на строительство, что подтверждается распиской о приеме документов для предоставления государственной (муниципальной услуги)
№ 14187019 от 18.01.2017.

Уведомлением от 27.01.2017 № 07-05-500/17-0-1 Служба известила Общество об отказе в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием представленных документов разрешенному использованию земельного участка. Разрешенное использование земельного участка по адресу: Санкт-Петербург,
ул. Одоевского, в 130 м к востоку от дома 23 по ул. Одоевского (кадастровый номер 78:06:0002060:2273), установлено Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2008 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга
и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 26.06.2014 № 417-65). Информация о градостроительном регламенте, разрешенные виды использования земельного участка были определены в Приложении № 3 к Закону, которое утратило силу
с 15.01.2017. В дополнение Служба сообщила, что заявление о выдаче разрешения на строительство необходимо оформлять должным образом на бланке организации в соответствии с образцом, представленным в Приложении
№ 2 к Административному регламенту, утвержденному Распоряжением Службы
от 30.12.2016 № 9-р.

Посчитав, что указанный отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации, Общество в порядке, установленном пунктом 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает апелляционную жалобу  подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции - подлежащим отмене 
в связи со следующим.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)  (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (части 13 и 14 статьи 51 ГрК РФ).

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером: 78:06:0002060:2273 по адресу: Санкт-Петербург, улица Одоевского,
в 130 м к востоку от дома 23 по улице Одоевского в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 2106.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (далее — Правила) расположен
в границах территориальной зоны ТД 1-1  - общественно-деловая зона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории исторически сложившихся районов и исторической застройки пригородов, с включением объектов инженерной инфраструктуры.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2008 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных
на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях
к градостроительным регламентам в границах указанных зон» (далее - Закон
№ 820-7) (в ред. до 15.01 .2017) рассматриваемый земельный участок был расположен в границах зоны регулирования и хозяйственной деятельности ЗРЗ 3-1.

Статьей 1 Закона ЛФ 820-7 были утверждены градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории СанктПетербурга (далее градостроительные регламенты в границах зон охраны)
в составе Приложения № З к указанному Закону Санкт-Петербурга.

Распоряжением КГА от 01.12.2016 № 210-1546 утвержден градостроительный план № RU7811.1000-25611 рассматриваемого земельного участка.

В соответствии со статьями 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГРК РФ) градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из Правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики,
а лишь воспроизводит те из них, которые установлены в перечисленных актах
в отношении территории, на которой расположен данный конкретный участок.

Данный градостроительный план подготовлен КГА в соответствии
с требованиями статьи 44 ГРК РФ, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 № 400/пр. и содержит информацию о градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны, действие которого распространяется на указанный земельный участок.

Судом первой инстанции указано, что градостроительный регламент территориальной зоны ТД 1-1 применительно к рассматриваемому участку установлен Правилами и действует до настоящего времени, данный вывод является ошибочным по следующим основаниям.

Градостроительные регламенты в границах зон охраны утверждены Законом № 9 820-7.  Утверждение градостроительных регламентов в границах зон охраны в составе указанного Закона Санкт-Петербурга следовало из требований пункта l6 действовавшего на тот период времени Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 (далее — постановление № 315).

Согласно пункту 20 постановления № 315 утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в правилах землепользования и застройки. Таким образом, отображение утвержденных Законом № 820-7 градостроительных регламентов в границах зон охраны в Правилах также следовало из требований указанного постановления
№ 315.

В  соответствии с пунктом 1.1.1 Приложения № 3 к Правилам, Правилами в разделах 1 и 2 настоящего Приложения установлены градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также предельных (минимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, относящиеся ко всем территориальным зонам и(или) к группам территориальных зон и к отдельным территориальным зонам (за исключением территориальных зон в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга).

Законом Санкт-Петербурга от 07.07.2016 № 437-83 внесены изменения
в Закон № 820-7, согласно которому приложение № 3 к Закону № 820-7, в составе которого были утверждены градостроительные регламенты в границах зон охраны, признано утратившим силу с 15.01.2017. Следовательно, с 15.012017 градостроительные регламенты в границах зон охраны отсутствуют в связи
с утратой ими юридической силы. Отображение в Правилах градостроительных регламентов в границах зон охраны, ранее утверждённых Законом № 820-7, нельзя расценивать как сохранение за ними юридической силы после признания утратившим силу части Закона № 820-7, которой они были утверждены.

Приложение № 7 к Правилам, в составе которого отображены градостроительные регламенты в границах зон охраны, никогда не имело самостоятельной юридической силы, что также подтверждается положениями пунктов 1.3.1 и 1.3.2 Приложения 1 Правил, разграничивающих утверждаемую Правилами часть и отображаемую в Правилах. Таким образом, Правила
не утверждали (не устанавливали) градостроительные регламенты в границах зон охраны, соответственно не вводили их в действие, под которым следует понимать придание им юридической силы, что прямо следует из пункта .2.4 Приложения № 1 Правил. Кроме того, довод заявителя в рассматриваемой части противоречит пункту 5 статьи Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2016 437-83, которым градостроительные регламенты в границах зон охраны признаны утратившими силу.

Согласно пункту 2.2.3 Приложения Правил разрешенным использованием для земельных участков, объектов капитального строительства на территории Санкт-Петербурга, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, является такое использование, которое осуществляется в соответствии с указанными в градостроительных регламентах, в том числе, видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с Законом № 820-7 земельный участок расположен в границах ОЗРЗ-З(О6).

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 373-ФЗ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу указанного Федерального закона, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу Федерального закона, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается. Применение указанной нормы возможно только в совокупности с положениями статьи 51 ГРК РФ. Положения рассматриваемой нормы свидетельствуют о том, что проверка проектной документации осуществляется на соответствие требованиям, содержащимся в градостроительном плане земельного участка, на дату его выдачи. При этом Служба также должна осуществлять проверку допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием. земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

При этом разрешенное использование и ограничения должны быть действующими на дату выдачи разрешения на строительство, поскольку законодатель не предусматривает, что разрешенное использование и ограничения должны быть также установлены на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Согласно пункту 8 статьи Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Под зонированием территории законодатель понимает градостроительное зонирование зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Следоательно, с учетом положений части 11 статьи 51 ГрК РФ во взаимосвязи с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и соответствующими положениями ГРК РФ, Служба при проверке проектной документации на соответствие требованиям, указанным в представленном для получения разрешения на строительство градостроительном плане земельного участка, должна осуществлять проверку допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с действующими на момент выдачи разрешения на строительство Правилами землепользования и застройки СанктПетербурга и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 13 статьи 51 ГРК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство, в том числе: при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГРК РФ; при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обусловлен несоответствием представленных для выдачи разрешения на строительство документов действующим на дату рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство Правилам землепользования и застройки СанктПетербурга и ограничениям, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Отсутствие разрешенного использования, на соответствие которому Службе необходимо оценивать представленные к выдаче на строительство документы, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Учитывая изложенное, оспариваемое уведомление Службы, выданное по итогам рассмотрения проектной документации, соответствует положениям части 13 статьи 51 ГРК РФ. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции доводы подателя жалобы считает обоснованными.

Исходя из вышеназванных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемый отказ Службы является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований у суда первой инстанции не имелось.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной  жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять новый судебный акт. Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Общества не подлежащими удовлетворению как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 02.06.2017 по делу №  А56-17838/2017   отменить, в удовлетворении заявления ООО "СПБ. ЭЛМОНТ" отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.И. Желтянников

Судьи

Н.В. Аносова

 И.А. Тимухина