ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-18034/20 от 20.12.2021 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 декабря 2021 года

Дело №

А56-18034/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе            председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,

рассмотрев 13.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СоюзБалтКомплект» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021           по делу № А56-18034/2020,   

у с т а н о в и л :

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург,                Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «СоюзБалтКомплект», адрес: 196644, Санкт-Петербург, п. Саперный, терр. пр. «Балтика»,                               ОГРН 1027807972390, ИНН 7816151039 (далее - Общество), о взыскании                                        1 013 462 руб. 34 коп. задолженности по плате за негативное воздействие                          на окружающую среду (далее – НВОС) за 2016 год.

Решением суда первой инстанции от 16.03.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.09.2021 решение суда первой инстанции отменено в части взыскания задолженности в размере                                 128 136 руб. 99 коп., в указанной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь, в частности,  на пропуск Управлением срока исковой давности, неправомерность начисления платы за взвешенные вещества и невозможность заблаговременного согласования новых нормативов и лимитов на размещение отходов.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление по результатам проведенной проверки декларации о плате за НВОС за 2016 год, представленной Обществом от 08.03.2017, согласно пункту 46 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255                (далее - Правила № 255), произвело перерасчет с образованием задолженности в размере 1 013 462 руб. 34 коп. по следующим основаниям:

1. Обществом была ошибочно не исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ;

2. В отсутствие переоформленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Обществом не был применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы;

3. Фактическая масса размещенных отходов, указанная Обществом в декларации, не соответствует данным, указанным в копии первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне.

Управлением в адрес Общества был направлен акт от 28.08.2019                                 № 04-28/10143 проведения контроля за исчислением платы за НВОС с требованием о погашении задолженности в соответствии с пунктом 46 Правил № 255 на основании данных, содержащихся в декларации и приложенных к ней данных о фактическом НВОС, а также с учетом рассмотрения возражений Общества, представляемых им на основании пункта 41 Правил № 255.

Поскольку Общество в указанный срок задолженность в полном объеме                    не погасило, Управление обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции с учетом акта сверки взаимных расчетов отменил решение суда первой инстанции в части взыскания задолженности в размере 128 136 руб. 99 коп. и отказал в данной части требований, в остальной части оставил решение суда без изменения.   

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив  правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ                «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) НВОС является платным.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за НВОС взимается, в том числе, за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пункту 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом                     (пункт 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ). 

Согласно статье 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за НВОС.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016                  № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» изменен перечень веществ, по которым установлены ставки платы за НВОС, в том числе введены новые вещества (взвешенные частицы РМ10 и РМ2,5).

        С 01.03.2016 приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 04.12.2015 № 736 введен в действие Руководящий документ 52.04.830-2015 «Массовая концентрация взвешенных частиц  PM10 и PM2.5 в атмосферном воздухе. Методика измерений гравиметрическим методом» (далее - РД 52.04.830-2015), устанавливающий методику измерения гравиметрическим методом массовой концентрации взвешенных частиц в атмосферном воздухе при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха.

        Согласно пункту 3 РД 52.04.830-2015 взвешенные вещества классифицируется не по химическому составу взвешенных веществ, а по размеру частиц в атмосферном воздухе, при этом в соответствии с пунктом 6.2 РД 52.04.830-2015 гравиметрический метод измерений позволяет использовать фильтры с навеской для последующего определения химического состава взвешенных частиц.

        Согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, изложенным в письме от 16.01.2017 № АС-03-01-31/502, к веществам, у которых отсутствует отдельная ставка платы по наименованию, применяются ставки платы по взвешенным веществам или частицам в зависимости от размера частиц в воздухе указанных веществ.

При превышении выбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, применяется повышающий коэффициент.

В данном конкретном случае вещества, которые приводит Общество (пыль древесная, пыль фенолформальдегидной смолы резольного типа), включены в разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,             то есть были контролируемыми. При этом Общество не отрицало пояснения Управления, согласно которым спорные вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух,  являются не дифференцируемыми по составу. При этом сам ответчик включил спорные вещества в декларацию, однако применил к ним нулевую ставку,                        не представил результатов производственного контроля. В связи с указанным доводы Общества о произвольном взыскании платы за НВОС за выбросы веществ отклонены судами.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 255 при отсутствии действующих документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы должны использовать формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил.

Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998               № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

        Пунктом 14 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50, установлена обязанность по переоформлению утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в случае изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения. Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

        Согласно представленным сведениям и установленным судами обстоятельствам по размещению отходов на другом объекте (полигоне) указанные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение должны были быть переоформлены, с чем, как и с отсутствием такого документа на 2016 год, Общество не спорит. Управление исследовало первичные документы (в том числе акты приема-передачи отходов на размещение, приемосдаточные акты), сопоставило их с имеющимися нормативами по местам размещения и установило выявленное нарушение.   

По результатам сверки расчетов в апелляционный суд представлен акт сверки от 16.08.2021 № 247, согласно которому на 16.08.2021 задолженность Общества по плате за НВОС за 2016 год составляет 885 325 руб. 35 коп. Математически расчет указанной суммы Обществом не опровергнут.

Поскольку доказательств внесения платы за указанный период в размере                 885 325 руб. 35 коп. Обществом в материалы дела не представлено, требования Управления в указанной части правомерно удовлетворены судами.

Довод Общества о пропуске срока исковой давности по плате за НВОС за             2016 год был рассмотрен судами и правомерно отклонен с учетом приведенных выше положений пунктов 2 и 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ (плата за НВОС                        за отчетный период, каковым признается календарный год, - 2016 год должна              быть внесена не позднее 01.03.2017).  Управление обратилось в арбитражный суд              с заявлением в электронном виде 28.02.2020, то есть до истечения трехлетнего срока исковой давности.

Оценка доказательств произведена судом апелляционной инстанции с учетом требований статей 9, 65-71, 215 АПК РФ. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда              Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного                процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном  суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Поскольку постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, подлежит оставлению без изменения постановление суда апелляционной инстанции.  Основания для изменения либо отмены постановления суда апелляционной инстанции отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                             Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда                                   от 08.09.2021 по делу № А56-18034/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СоюзБалтКомплект» - без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

О.А. Алешкевич

Е.А. Аникина