ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
07 августа 2023 года
Дело №А56-18411/2020/тр.2
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Радченко А.В.
судей Герасимова Е.А., Кротов С.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Байшевой А.А.,
при участии:
лица, участвующие в деле не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (регистрационный номер 13АП-19573/2023) на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2023 по обособленному спору №А56-18411/2020/тр.2 (судья Лобова Д.В.), принятое по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области о включении требования в реестр требований кредиторов должника, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «ТЛК-ЛИДЕР»
установил:
Определением арбитражного суда от 14.04.2020 заявление общества с ограниченной ответственностью «КОМПАС» признано обоснованным; в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТЛК-ЛИДЕР» введена процедура банкротства – наблюдение. Временным управляющим утвержден член Ассоциации «Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Единство» ФИО1.
Решением арбитражного суда от 29.07.2020 года ООО «ТЛК-ЛИДЕР» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротства - конкурсное производство сроком на шесть месяцев, то есть до 26 января 2021 года. Конкурсным управляющим утвержден член СРО Ассоциации «Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Единство» ФИО1.
21.03.2023 в арбитражный суд от Управления ФНС по Ленинградской области (далее – кредитор) поступило заявление, согласно которому кредитор просит признать обоснованным и включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника требование заявителя в размере 2 500 руб.
Определением от 19.05.2023 суд отказал в удовлетворении заявления Управления ФНС по Ленинградской области о включении требования в реестр требований кредиторов должника.
Не согласившись с принятым судебным актом Управление ФНС по Ленинградской области обратилось с Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, об отмене определения суда от 19.05.2023 и принятии нового судебного акта о признании обоснованным требование налогового органа и включении требования в реестр требований кредиторов должника.
По доводам жалобы заявитель указывает, что в своем определении об отказе во включении требования уполномоченного органа в реестр требований кредиторов ООО «ТЛК-ЛИДЕР» арбитражный суд указывает на отсутствие доказательств направления в адрес должника уведомления, требования и решения, а также пропуск налоговым органом срока на принудительное взыскание. Однако данные доводы не соответствуют действительности по следующим основаниям. Согласно п. 2 ст. 126 и п. 1 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, в связи с чем, необходимость направления копии требования уполномоченного органа в адрес должника отсутствует. В связи с тем, что Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования №257S18220009750 был составлен 28.09.2022, то есть в период течения процедуры конкурсного производства в отношении ООО «ТЛК-ЛИДЕР», меры принудительного взыскания задолженности не применялись.
Определением от 29.06.2023 апелляционная жалоба принята к рассмотрению.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Копия определения направлена в адреса лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии с п. 1 ст. 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Как усматривается из материалов дела, требование об уплате финансовых санкций было направлено ПФ РФ в адрес должника.
Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении должника составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.09.2022 №257818220009750, на основании которого, пенсионным фондом выявлено нарушение по непредставлению сведений о страховом стаже по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год на 5 застрахованных лиц.
Решением от 01.11.2022 №257819220010726 пенсионным фондом установлено о привлечении ООО «ТЛК-ЛИДЕР» к ответственности предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" с установлением суммы штрафа в размере 2 500,00 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы и уполномоченный орган в подтверждение своих требований к должнику с обязаны приложить судебный акт или иные подтверждающие обоснованность указанных требований документов.
Согласно абзацам пятому и девятому статьи 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Уполномоченным органом признается - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно пунктам 2 и 3 Постановления Правительства РФ N 257 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Данным постановлением утверждено "Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве".
Основным нормативным документом, регулирующим систему налогообложения в Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации; с 2017 Налоговый кодекс Российской Федерации также регулирует уплату обязательных платежей в социальные фонды в виде страховых взносов (глава 34 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ВНиМ), на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Страховые взносы уплачиваются плательщиками отдельными платежными поручениями: на ОПС, ОМС и ВНиМ - в налоговые органы (пункт 3 статьи 8, пункт 1 статьи 30, пункты 3, 6 статьи 431, пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Как предусмотрено абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
При неисполнении требования в добровольном порядке налоговый орган вправе применить процедуру принудительного взыскания задолженности. Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Пунктом 2 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу пункта 3 статьи 46 НК РФ должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса
В силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ и Законом о страховых взносах. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
Исходя из положений пункта 1 статьи 47 НК РФ, срок на принудительное взыскание задолженности в судебном порядке и право на обращение в суд уполномоченного органа (в том числе в сфере страховых взносов) составляет 2 года со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор от 20.12.2016), утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными. При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом судом первой инстанции не учтены разъяснения, данные в абзаце 9 пункта 11 Обзора от 20.12.2016 указано, что в силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом о страховых взносах. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
Так судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном учете обязательного пенсионного страхования №257S18220009750 составлен 28.09.2022, первая процедура банкротства в отношении должника введена 14.04.2020, таким образом у налогового органа отсутствовала возможность принудительного взыскания задолженности. Учитывая, что в процедурах банкротства задолженность не может быть взыскана в принудительном порядке, в последующем она подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Таким образом, налоговым органом в обоснование требования о включении задолженности в реестр требований кредиторов в материалы дела представлены исчерпывающий перечень доказательств, свидетельствующих об обоснованности заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, довод апелляционной жалобы уполномоченного органа признаются судебной коллегией обоснованными в части обоснованности предъявленного требования.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Из материалов дела следует, что сообщение о признании должника банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства опубликовано 21.02.2020. Требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника поступило в арбитражный суд 20.05.2022.
Требования об уплате земельного налога за 2017 и 2018 гг. от 16.11.2021 N 40463 и от 16.03.2022 N 4067.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве, правила данного пункта не применяются в отношении требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок.
Из материалов дела следует, что процедура конкурсного производства в отношении должника введена 29.07.2020, сообщение об этом опубликовано в газете «Коммерсантъ» 08.08.2020. Требование налогового органа предъявлено в суд 21.03.2023 основанного на решении ОПФР от 01.11.2022, что свидетельствует о пропуске налоговым органом срока на предъявление требования в реестр требований кредиторов должника.
Учитывая изложенное, определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2023 по делу №А56-18411/2020/тр.2 подлежит отмене на основании 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в определении, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права., с принятием нового судебного акта, о признании обоснованным требование Управления ФНС по Ленинградской области в размере 2 500,00 рублей штрафа, как подлежащего удовлетворению за счет имущества оставшегося после удовлетворения требований кредиторов включенных в реестр требований.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2023 по делу № А56-18411/2020/тр.2 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать обоснованным требование Управления ФНС по Ленинградской области в размере 2 500,00 рублей штрафа, как подлежащего удовлетворению за счет имущества оставшегося после удовлетворения требований кредиторов включенных в реестр требований общества с ограниченной ответственностью «ТЛК-ЛИДЕР».
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
А.В. Радченко
Судьи
Е.А. Герасимова
С.М. Кротов