ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-18450/18 от 11.09.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 сентября 2018 года

Дело №А56-18450/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Лопато И.Б., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: Царегородцев Е.А.

при участии:

от заявителя: Кислова О.С. по доверенности от 28.12.2017, Мельников Н.Е. по доверенности от 28.12.2017

от заинтересованного лица: Любутина В.А. по доверенности от 25.12.2017

от 3-го лица - 2: Петровская Т.С. по доверенности от 26.12.2017

от 3-х лиц – 1, 3: не явились, извещены надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20263/2018) АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2018 по делу № А56-18450/2018 (судья Селезнёва О.А.), принятое

по заявлению АО "Теплосеть Санкт-Петербурга"

к Комитету по энергетике и инженерному обеспечению

3-и лица: 1) Комитет по тарифам Санкт-Петербурга; 2) Жилищный комитет Санкт-Петербурга; 3) Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга

об оспаривании распоряжения

установил:

акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга" (ОГРН 1107847010941, адрес: 196211, Санкт-Петербург, ул. Бассейная, д. 73, корп. 2, лит. А; далее - АО "Теплосеть Санкт-Петербурга", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по энергетике и инженерному обеспечению (ОГРН 1037843011931, адрес: 190000, Санкт-Петербург, пер. Антоненко, д. 4; далее – Комитет по энергетике, заинтересованное лицо) об оспаривании распоряжения от 05.12.2017 № 226 «О передаче в эксплуатацию акционерному обществу «Теплосеть Санкт-Петербурга» бесхозяйных тепловых сетей, расположенных в Выборгском районе Санкт-Петербурга» (далее - Распоряжение).

К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Комитет по тарифам (адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 14/52, лит. А; далее – третье лицо-1), Жилищный комитет (ОГРН 1047839009129, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11; далее – третье лицо-2), Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (ОГРН 1027801583743, адрес: 194100, Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр-кт, д. 86; далее – Администрация, третье лицо-3).

Решением от 16.07.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявления Обществу отказал, возвратил из федерального бюджета 3 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда, АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы, заявитель указывает на то, что объекты, указанные в Приложении к Распоряжению, не имеют непосредственного присоединения к тепловым сетям АО «Теплосеть Санкт-Петербурга», не являются бесхозяйными (либо имеют установленного балансодержателя, либо находятся в собственности города Санкт-Петербурга), являются системами теплоснабжения/горячего водоснабжения и не являются тепловыми сетями по смыслу законодательства о теплоснабжении.

В судебном заседании представители АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета по энергетике возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. Представитель Жилищного комитета поддержал позицию заинтересованного лица, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Комитет по тарифам Санкт-Петербурга и Администрация, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц - 1, 3 в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, Распоряжением Комитета от 05.12.2017 № 226 (далее - Распоряжение) Заявитель определен в качестве организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в соответствии с перечнем согласно приложению до признания права собственности на указанное бесхозяйное имущество.

Распоряжение издано на основании заявления, поступившего из Администрации Выборгского района, содержащего указание на тепловые сети, расположенные на территории Выборгского района и определенные Администрацией Выборгского района в качестве бесхозяйных. Управляющая организация не должна быть ответственной за эксплуатацию и потери тепла, которые происходят при транспортировке тепловой энергии до иных потребителей по «вторичным» сетям. «Вторичные» тепловые сети не входят в состав общедомового имущества многоквартирных домов, не находятся на балансе ресурсоснабжающей организации, а потому являются бесхозяйными. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы Заявителя на следующий период регулирования, в связи с чем выполнение Распоряжения не приведет к нарушению прав и интересов Заявителя.

Заявитель, не согласившись с Распоряжением, обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявления Обществу отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон и третьего лица-2, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи15 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Согласно пункту 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 28.02.2011 г. № 53-23 «О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере теплоснабжения» Правительство Санкт-Петербурга в сфере теплоснабжения осуществляет следующие полномочия: определяет до признания права собственности на выявленные бесхозяйные тепловые сети (тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации) теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

На основании пункта 3.29-12 Положения о Комитете по энергетике и инженерному обеспечению, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2004 № 757 «О Комитете по энергетике и инженерному обеспечению», Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, уполномочен определять до признания права собственности на выявленные бесхозяйные тепловые сети (тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации) теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Порядок принятия решения о передаче в эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей (далее - Порядок) утвержден Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2017 № 136.

Согласно пункту 2 Порядка администрация района Санкт-Петербурга, выявившая бесхозяйную тепловую сеть направляет в Комитет заявление о передаче в эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей и сведения о технических характеристиках и состоянии бесхозяйного имущества. Определение теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями (тепловыми сетями, не имеющими эксплуатирующей организации), или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, осуществляющей содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, осуществляется в соответствии со схемой теплоснабжения Санкт- Петербурга, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 6 Порядка).

Отдел имущественных отношений Комитета в пятнадцатидневный срок после определения организаций, указанных в пунктах 6.1 и 6.2 Порядка, осуществляет подготовку проекта распоряжения Комитета о передаче бесхозяйного имущества в эксплуатацию. Копия распоряжения Комитета не позднее следующего дня после его подписания направляется Техническим управлением Комитета Заявителю и эксплуатирующей организации, определенной распоряжением Комитета.

На основании поступившей от Администрации Выборгского района информации Комитет, руководствуясь изложенными выше правовыми актами, издал оспариваемое Распоряжение.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, объекты, указанные в Приложении к Распоряжению являются «вторичными», т.е. расположены после индивидуальных тепловых пунктов (тепловых центров) многоквартирных домов и обеспечивают снабжение тепловой энергии между многоквартирными домами, находящимися «на сцепке». При этом указанные объекты не имеют непосредственного присоединения к тепловым сетям АО «Теплосеть Санкт-Петербурга».

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона № 190-ФЗ теплосетевая организация может быть определена в качестве организации, обслуживающей бесхозяйные тепловые сети до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети, при условии наличия непосредственного присоединения таких бесхозяйных объектов к тепловым сетям теплосетевой организации.

Указанная норма Закона № 190-ФЗ является императивной, не содержит исключений, не позволяет определять в качестве теплосетевой организации, осуществляющей обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, теплосетевую организацию, тепловые сети которой не имеют непосредственного присоединения к бесхозяйным тепловым сетям.

В нарушении положения части 5 статьи 200 АПК РФ Комитет не доказал, что объекты, указанные в приложении к оспариваемому Распоряжению, действительно являются бесхозяйными.

Согласно пунктам 2 и 3Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление ВС РФ) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением 3 к Постановлению ВС РФ к объектом муниципальной собственности отнесены, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).

В силу пункта 5 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, утвержденного

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 N 15, объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Таким образом, обоснованным является довод заявителя о том, что поименованные в Распоряжении объекты в силу прямого указания закона, в том числе, если они не перешли на праве собственности к иным лицам, относятся к собственности Санкт-Петербурга и не являются бесхозяйными.
Согласно пункту 6.3. Положения о Федеральной Антимонопольной Службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФАС России имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России.

Заявителем в материалы дела представлено разъяснение ФАС России от 06.08.2018 исх. № Вк/61197/18 о рассмотрении обращения заявителя, согласно которому в силу части 6 статьи 15 Закона № 190-ФЗ критерием выбора органом местного самоуправления теплосетевой организации, на которую будут возложены обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей, является наличие непосредственного соединения тепловых сетей теплосетевой организации с указанными бесхозяйными тепловыми сетями.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что затраты на обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, подлежащих включению в тариф заявителя, не соответствует закону, поскольку в силу прямой нормы возмещению подлежат только затраты на эксплуатацию непосредственно присоединенных тепловых сетей.

Апелляционный суд соглашается с доводом заявителя о том, что в оспариваемом Распоряжении указаны недостоверные характеристики передаваемых объектов.

Согласно оспариваемому Распоряжению заявителю передаются в обслуживание / эксплуатацию индивидуально-определенные объекты, обладающие конкретными характеристиками (длина, диаметр, материал и т.д.). При этом у Комитета и Администрации, на основании заявления которой издано Распоряжение, отсутствуют документы, обосновывающие указанные в приложении к Распоряжению характеристики объектов (л.д.11-12).

Заявителем совместно с управляющей организацией ООО "Жилкомсервис №1 Выборгского района" проведены обследования объектов, о чем составлены акты от 30.01.2018, которыми установлены характеристики объектов, отличные от указанных в Распоряжении (л.д.45-59).

В отсутствие подтверждающих характеристики объектов документы, а так же с учетом произведенных заявителем обследований, невозможно установить какие именно объекты переданы в обслуживание заявителя, что создает правовую неопределенность.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене, а Распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 05.12.2017 № 226 признанию незаконным.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Комитета по энергетике и инженерному обеспечению в пользу Общества подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4500 руб., оплаченная при обращении в суд первой и апелляционной инстанций. Государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета как излишне уплаченная.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 июля 2018 года по делу № А56-18450/2018 отменить.

Признать недействительным распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 05.12.2017 № 226.

Взыскать с Комитета по энергетике и инженерному обеспечению в пользу акционерного общества «Теплосеть Санкт-Петербурга» государственную пошлину по первой инстанции и по апелляционной жалобе в сумме 4500 рублей.

Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу «Теплосеть Санкт-Петербурга» излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

И.Б. Лопато

Н.И. Протас