ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
18 сентября 2018 года
Дело №А56-18460/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Пряхиной Ю.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 (доверенность от 28.12.2017), ФИО3 (доверенность от 25.12.2017)
от заинтересованного лица: ФИО4 (доверенность от 25.12.2017)
от 3-их лиц: 1) не явился, извещено; 2) ФИО5 (доверенность от 26.12.2017); 3) не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20052/2018) АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2018 по делу № А56-18460/2018 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга"
к Комитету по энергетике и инженерному обеспечению
3-е лицо: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга; Жилищный комитет Санкт-Петербурга; Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга
о признании недействительным распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 05.12.2017 № 224 «О передаче в эксплуатацию акционерному обществу «Теплосеть Санкт-Петербурга» бесхозяйных тепловых сетей, расположенных в Василеостровском районе Санкт-Петербурга».
установил:
Акционерное общество «Теплосеть Санкт-Петербурга» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 05.12.2017 № 224 (далее - Распоряжение) «О передаче в эксплуатацию акционерному обществу «Теплосеть Санкт-Петербурга» бесхозяйных тепловых сетей, расположенных в Василеостровском районе Санкт-Петербурга».
Решением от 04.07.2018 заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, оспаривая вывод суда о бесхозяйном статусе тепловых сетей, в подтверждение ссылаясь на акты разграничения балансовой принадлежности и указав, что тепловые сети, указанные в приложении к оспариваемому распоряжению, находятся на обслуживании организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, и не имеют непосредственного присоединения к тепловым сетям АО «Теплосеть Санкт-Петербурга».
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал, представитель Комитета возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель жилищного комитета поддержал позицию заинтересованного лица.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, оспариваемым распоряжением АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» определено эксплуатирующей организацией, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей до признания права собственности на указанное бесхозяйное имущество.
Считая распоряжение от 05.12.2017 № 224 не соответствующим федеральному закону от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Принимая оспариваемое решение, суд исходил из того, что спорные тепловые сети являются бесхозяйными, в связи с чем их передача на содержание заявителя является законной и обоснованной.
Между тем суд не учел следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п.2 ст.22 Закона Санкт-Петербурга от 28.02.2011 г. № 53-23 «О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере теплоснабжения» Правительство Санкт-Петербурга в сфере теплоснабжения осуществляет следующие полномочия: определяет до признания права собственности на выявленные бесхозяйные тепловые сети (тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации) теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению в силу п.3.29-12 Положения о Комитете по энергетике и инженерному обеспечению, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2004 № 757 «О Комитете по энергетике и инженерному обеспечению», уполномочен определять до признания права собственности на выявленные бесхозяйные тепловые сети (тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации) теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Порядок принятия решения о передаче в эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей (далее - Порядок) утвержден Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2017 г. № 136. Согласно п.2 Порядка администрация района Санкт-Петербурга, выявившая бесхозяйную тепловую сеть направляет в Комитет заявление о передаче в эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей и сведения о технических характеристиках и состоянии бесхозяйного имущества. Определение теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями (тепловыми сетями, не имеющими эксплуатирующей организации), или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, осуществляющей содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, осуществляется в соответствии со схемой теплоснабжения Санкт- Петербурга, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации (п.6 Порядка). Отдел имущественных отношений Комитета в пятнадцатидневный срок после определения организаций, указанных в пунктах 6.1 и 6.2 Порядка, осуществляет подготовку проекта распоряжения Комитета о передаче бесхозяйного имущества в эксплуатацию. Копия распоряжения Комитета не позднее следующего дня после его подписания направляется Техническим управлением Комитета Заявителю и эксплуатирующей организации, определенной распоряжением Комитета.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Из заявления Администрации Василеостровского района, на основании которого издано оспариваемое Распоряжение, следует, что все объекты, указанные в Распоряжении, построены до 1991 года.
В соответствии с пп.2, 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением 3 к Постановлению к объектам муниципальной собственности отнесены, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Таким образом, указанные объекты в силу прямого указания относятся к собственности г.Санкт- Петербурга и не являются бесхозяйными.
Кроме того, все объекты, указанные в Распоряжении, не имеют непосредственного присоединения к сетям заявителя, что подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности, представленными в материалы дела (т.1 л.д. 71-409).
При таких обстоятельствах оспариваемое распоряжение противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, так как приводит к необоснованным расходам общества на содержание тепловых сетей, которые в силу закона являются муниципальной собственностью.
Учитывая изложенное апелляционный суд пришел к выводу о наличии в данном случае в совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания оспариваемого распоряжения недействительным, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2018 по делу № А56-18460/2018 отменить.
Признать недействительным распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 05.12.2017 № 224.
Взыскать с Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга в пользу акционерного общества «Теплосеть Санкт-Петербурга» 4500 руб. 00 коп. судебных расходов по государственной пошлине, в том числе 3000 руб. 00 коп. по заявлению, 1500 руб. 00 коп. по апелляционной жалобе.
Возвратить акционерному обществу «Теплосеть Санкт-Петербурга» из федерального бюджета 1500 руб. 00 коп. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С. Полубехина
Судьи
Ю.В. Пряхина
И.А. Тимухина