ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-1880/2023 от 06.02.2024 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 февраля 2024 года

Дело №

А56-1880/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент» Бобу Е.И. (доверенность от 09.01.2024),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу № А56-1880/2023,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент», адрес: 143409, Московская обл., г.о. Красногорск, <...>, пом. I, оф. 307, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Комитет), с заявлением о признании незаконными решений Комитета от 25.10.2022 № 05-26-39274/22-0-0, от 19.10.2022 № 05-26-38416/22-0-0 об отказе в заключении договоров на размещение антенно-мачтовых сооружений связи; обязании Комитета в течение 10 дней с даты вступления судебного акта в законную силу принять решение о заключении с Обществом без проведения аукциона договоров на размещение антенно-мачтовых сооружений связи согласно заявлениям Общества от 04.10.2022 № ЛД-627, от 23.09.2022 № ЛД-595.

Решением от 13.06.2023 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 данное решение оставлено без изменения.

Комитет в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в силу действующего законодательства Санкт-Петербурга, определяющего правовой режим территорий зеленых насаждений, размещение антенно-мачтовых сооружений связи на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), территориях зеленых насаждений общего пользования не допускается; использование земельных участков в испрашиваемых целях приведет к повреждению и уничтожению зеленых насаждений, нарушит режим использования территорий зеленых насаждений и градостроительные регламенты для соответствующих территорий; заявитель не представил доказательства согласования в установленном порядке размещения объектов в приаэродромной зоне, а также доказательства соответствия размещения оборудования сотовой связи в испрашиваемых местах санитарным правилам.

В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал, считая выводы судов правильными.

Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлениями о принятии решений о заключении договоров на размещение антенно-мачтовых сооружений связи высотой 30 м на территории города Санкт-Петербурга на срок пользования три года согласно прилагаемым схемам, в том числе:

- заявлением от 04.10.2022 № ЛД-627 в отношении земельного участка площадью 8 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, <...> юго-западнее дома 25, корпус 1, лит. А;

- заявлением от 23.09.2022 № ЛД-595 в отношении земельного участка площадью 7 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, севернее дома 84, лит. А.

Решениями Комитета от 25.10.2022 № 05-26-39274/22-0-0, от 19.10.2022 № 05-26-38416/22-0-0 Обществу отказано в заключении договоров на размещение антенно-мачтовых сооружений связи на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 № 521-118 «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» (далее - Закон № 521-118).

В решении Комитета по заявлению от 23.09.2022 № ЛД-595 указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения) по Муринской дороге, состоящей в Перечне зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения) по Муринской дороге, утвержденном распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 28.09.2021 № 291-р; в соответствии со статьей 17 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 396-88) и пунктами 2, 3 Правил охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 8 (далее - Правила), на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), не допускается размещение подобных сооружений связи.

В решении по заявлению от 04.10.2022 № ЛД-627 указано, что испрашиваемый земельный участок представлен газоном, расположен на территории общего пользования; согласно пунктам 2, 3 Правил на территории зеленых насаждений запрещаются хозяйственная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и нарушающая возможность использования данных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, а также повреждение и уничтожение зеленых насаждений.

Общество, считая, что оснований для отказа в размещении опор связи на испрашиваемых территориях не имелось, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута установлены Законом № 521-118.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 этого Закона сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.

Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона.

Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона № 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оспариваемые решения Комитета мотивированы нахождением испрашиваемых земельных участков в границах территорий зеленых насаждений.

Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом № 396-88.

Согласно статье 2 данного Закона территории зеленых насаждений подразделяются на виды, в том числе:

- территории зеленых насаждений общего пользования - находящиеся в различных территориальных зонах территории общего пользования, занятые зелеными насаждениями, используемые в рекреационных целях неограниченным кругом лиц;

- территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, - территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга.

Согласно статье 15 этого Закона перечень территорий зеленых насаждений общего пользования утверждается законом Санкт-Петербурга. Границы территорий зеленых насаждений общего пользования отображаются на картах (схемах) с точностью, соответствующей масштабу карты (схемы), на которой они отображены.

Правовой режим территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, определен статьей 17 Закона № 396-88, согласно пункту 1 которой на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), запрещается предоставление земельных участков для размещения автостоянок и объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, строительства, реконструкции, капитального ремонта киосков вентиляционных шахт метрополитена, сооружений инженерных сетей метрополитена. Перечень территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), утверждается исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

Во исполнение пункта 5 той же статьи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 8 утверждены Правила.

Пунктом 2 Правил установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей. В силу пункта 3 Правил на территориях зеленых насаждений запрещается размещать объекты капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством).

Нахождение участка, расположенного по ул. Освобождения в г. Красное село, в пределах территорий зеленых насаждений, на которые распространяется особый правовой режим, не подтверждено надлежащими доказательствами. Что касается территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), то приведенными выше положениями нормативных правовых актов непосредственно не установлен запрет на размещение антенно-мачтовых сооружений связи, не являющихся объектами капитального характера, на таких территориях.

Достаточные доказательства того, что размещение объектов, указанных в заявлениях Общества, на испрашиваемых территориях заявленной площадью и на определенных в заявлениях условиях окажет негативное воздействие на территории зеленых насаждений, а также приведет к невозможности использования соответствующих территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, Комитет вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ также не представил.

В ходе рассмотрения дела Комитет в обоснование невозможности размещения опор на спорных участках ссылался на то, что участки расположены в районе аэропорта «Пулково», планируемые места размещения антенн находятся на расстоянии от 26 м до 45 м до жилых зданий. Кроме того, испрашиваемая территория по Муринской дороге расположена в границах территории, в отношении которой осуществляется подготовка документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения «Улица от Муринской дороги до административных границ Санкт-Петербурга (ул. Новая Муринского городского поселения Ленинградской области)».

Однако на данные обстоятельства не было указано в оспариваемых решениях; каким образом размещение сооружений на участках с подобными характеристиками противоречит нормативным требованиям, Комитет не обосновал; на противоречие размещения объектов градостроительным регламентам для соответствующей территории в оспариваемых решениях Комитет не ссылался и в ходе рассмотрения дела невозможность размещения опор в связи с данными обстоятельствами также не доказал.

При таком положении суды правомерно пришли к выводу о незаконности оспариваемых отказов и удовлетворили заявленные требования.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.12.2023 по ходатайству Комитета исполнение обжалуемых судебных актов было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением данных судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу № А56-1880/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга – без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения от 13.06.2023 и постановления от 18.10.2023 по настоящему делу отменить.

Председательствующий

И.В. Сергеева

Судьи

М. В. Захарова

Т.И. Сапоткина