ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-19363/2023 от 07.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 декабря 2023 года

Дело №А56-19363/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Денисюк М.И.

судей Зотеевой Л.В., Титовой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: предст. ФИО2 – доверенность от 08.07.2023

от заинтересованных лиц: 1) предст. ФИО3 – доверенность от 27.10.2023,

2) не явился (извещен)

от третьего лица: предст. ФИО4 – доверенность от 23.04.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32443/2023) Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2023 по делу № А56-19363/2023 (судья Лебедева И.В.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Икапласт»

к 1) Северо-Западной электронной таможне; 2) Северо-Западному таможенному управлению

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Импорт Экспорт»

об оспаривании

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Икапласт» (далее – заявитель, Общество, ООО «Икапласт») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором просило:

- признать незаконным требование Северо-Западной электронной таможни (далее – таможенный орган, Таможня, СЗЭТ) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 05.12.2022 в отношении ДТ № 10228010/051222/3398943;

- признать незаконным требование СЗЭТ о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 06.12.2022 в отношении ДТ № 10228010/051222/3398953;

- обязать СЗЭТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Икапласт» путем внесения в ДТ №№ 10228010/051222/3398943, 10228010/051222/3398953 необходимых изменений (корректировки) и возврата в виде зачета излишне уплаченных сумм антидемпинговой пошлины по ДТ №10228010/051222/3398943 в размере 437424,77 руб., по ДТ №10228010/051222/3398953 в размере 437424,77 руб., всего в общей сумме 874849,54 руб. в авансовые платежи на единый лицевой счет Общества.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Северо-Западное таможенное управление (далее – СЗТУ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Импорт Экспорт» (далее – ООО «Импорт Экспорт»).

Решением суда от 08.08.2023 заявленные Обществом требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, СЗЭТ направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 08.08.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что представленный Обществом при таможенном декларировании сертификат о происхождении товара от 10.11.2022 № 99 2022 120850 выдан уполномоченным органом Королевства Бельгии (Торговая палата в г.Антверпене), то есть страны, отличной от страны вывоза или страны происхождения товаров, что является нарушением положений пункта 1 статьи 31 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), следовательно, указанный сертификат не может быть использован в качестве документа, подтверждающего происхождение товаров. Податель жалобы ссылается на то, что исходя из положений статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат должен быть выдан не просто торгово-промышленной палатой страны, входящей в группу стран (Европейского Союза), а уполномоченным органом такого союза; в рассматриваемом случае Торговая палата в г. Антверпене, являясь уполномоченной организацией (уполномоченным органом) Королевства Бельгии, не является уполномоченной организацией (уполномоченным органом) на выдачу сертификатов о происхождении товаров от имени Европейского Союза (далее – ЕС). Как указывает податель жалобы, в ЕС отсутствует международный орган, уполномочивающий компетентные ведомства государств-членов ЕС (торгово-промышленные палаты и др.) на выдачу сертификатов о происхождении товаров; международный орган ЕС, уполномоченный выдавать сертификаты о происхождении товаров, в ЕС также отсутствует. Податель жалобы также указывает на то, что в силу положений пункта 6 статьи 29 ТК ЕАЭС коммерческие и транспортные документы, а также письмо поставщика товаров – компании «SABIC Sales Europe B.V» не являются документами, подтверждающими происхождение товаров, равно как и документами, подтверждающими, что Торговая палата Королевства Бельгии является уполномоченной организацией ЕС на выдачу сертификатов о происхождении товаров.

В судебном заседании 07.11.2023 представитель СЗЭТ поддержал доводы апелляционной жалобы, представители ООО «Икапласт» и ООО «ИмпортЭкспорт» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

СЗТУ извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направило. От СЗТУ поступили письменная позиция на апелляционную жалобу, в которой также содержится ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей СЗТУ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Икапласт» (декларант) в рамках исполнения внешнеэкономического договора поставки от 09.06.2016 №SABIC-РМ/2216 (с учетом дополнительного соглашения от 08.11.2022 № 192), заключенного с компанией «SABIC Sales Europe B.V.» (Королевство Нидерландов), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и представило для таможенного декларирования по ДТ №10228010/051222/3398943 и ДТ №10228010/051222/3398953 с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар: полиэтилен высокой плотности, с удельным весом 0,959, применяется для изготовления труб для газопроводов, не для хозяйственно-питьевого водоснабжения, не для пищевых продуктов, не для медицинских целей, марка SABIC® HDPE P6006AD 10000, производитель Yanbu National Petrochemical Company (Yansab); заявленный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 3901209009, заявленная страна происхождения товара – Саудовская Аравия.

При таможенном декларировании в целях подтверждения заявленных сведений о происхождении товаров Обществом представлен сертификат общей формы о происхождении товара от 10.11.2022 № 99 2022 120850, выданный уполномоченным органом Королевства Бельгии (Торговая палата Антверпен-Ваасланд).

В соответствии с информацией, указанной в графе 15 ДТ №10228010/051222/3398943, №10228010/051222/3398953, в международных товарно-транспортных накладных (CMR) от 30.11.2022 № 310984304, № 310984305 страна вывоза товара (страна отправления) - Эстонская Республика, указанная в графе 34 ДТ страна происхождение товара - Саудовская Аравия.

Таможенный орган посчитал, что сертификат о происхождении товаров от 10.11.2022 № 99 2022 120850 выдан страной, отличной от страны отправления и страны происхождения товаров, что является не соблюдением положений пункта 1 статьи 31 ТК ЕАЭС, в связи с чем указанный сертификат не может быть принят в качестве документального подтверждения страны происхождения товара, задекларированного по ДТ №10228010/051222/3398943, №10228010/051222/3398953.

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Обществу требований от 05.12.2022 и от 06.12.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10228010/051222/3398943, 10228010/051222/3398953, до выпуска товаров с уплатой антидемпинговой пошлины по каждой ДТ в размере 437424,77 руб. (в общей сумме 874849,54 руб.)

По требованиям таможенного органа в ДТ №№ 10228010/051222/3398943, 10228010/051222/3398953 были внесены соответствующие изменения и произведена оплата антидемпинговой пошлины в размере 437424,77 руб. по каждой ДТ, всего на общую сумму 874849,54 руб., после чего товар был выпущен в в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Не согласившись с требованиями от 05.12.2022 и от 06.12.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 10228010/051222/3398943, 10228010/051222/3398953, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы СЗЭТ и отмены решения суда первой инстанции от 08.08.2023 в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора.

Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.01.2022 № 17 (далее - Решение № 17) применяется антидемпинговая мера посредством введения антидемпинговой пошлины в размерах согласно Приложению № 1 к Решению № 17 в отношении ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС первичного полиэтилена в твердых первичных формах с удельным весом 0,94 г/см3 и более, происходящего из Республики Узбекистан и классифицируемого кодом 3901 20 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, установив срок действия данной антидемпинговой меры 5 лет.

Как установлено таможенным органом и судом, задекларированный Обществом по ДТ №№ 10228010/051222/3398943, 10228010/051222/3398953 товар представляет собой полиэтилен высокой плотности в первичных формах, с удельным весом 0,959, а следовательно попадает под действие Решения № 17.

В пункте 1 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В целях проверки соблюдения законодательства государства - члена Евразийского экономического союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства - члена ЕАЭС вправе требовать в случае и в порядке, определенных законодательством этого государства - члена ЕАЭС, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС в другое государство - член ЕАЭС (пункт 5 статьи 29 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара и сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.

Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров - страны вывоза товара.

Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров) (далее – Правила № 49), утверждены Решением Совета Евразийской экономической Комиссии от 13.07.2018 № 49.

Пунктом 25 Правил № 49 установлено, что в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая, подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).

Согласно подпункту 2 пункта 21 Правил № 49 сертификат о происхождении товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению к Правилам (далее - Требования).

Как предусмотрено пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров. Аналогичное правило закреплено в пункте 34 Правил № 49.

Пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

Согласно пункту 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:

1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;

2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;

3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;

4) государственным органом оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.

Пунктом 34 Правил № 49 предусмотрено, что происхождение товаров считается неподтвержденным в случаях, установленных пунктом 5 статьи 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также в следующих случаях:

1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров невозможно установить подлинность сертификата и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации;

2) не представлен сертификат по требованию таможенного органа государства-члена в случаях, предусмотренных пунктом 24 и абзацем вторым пункта 26 настоящих Правил;

3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров невозможно идентифицировать товар, указанный в документе о происхождении товара, с товаром, указанным в таможенной декларации.

В силу пункта 3 Правил № 49 товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары:

1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;

2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 - 8 настоящих Правил.

В рассматриваемом случае в целях подтверждения заявленных сведений о стране происхождения товара (Саудовская Аравия) при декларировании товара по спорным ДТ Обществом был представлен сертификат о происхождении товаров общей формы от 10.11.2022 № 99 2022 120850, выданный уполномоченным органом Королевства Бельгии (Торговая палата Антверпен-Ваасланд).

При этом, в соответствии с информацией, указанной в графе 15 ДТ №10228010/051222/3398943, №10228010/051222/3398953, в международных товарно-транспортных накладных (CMR) от 30.11.2022 № 310984304, № 310984305 страна вывоза товара (страна отправления) - Эстонская Республика, указанная в графе 34 ДТ страна происхождения товара - Саудовская Аравия.

Представленный Обществом сертификат от 10.11.2022 № 99 2022 120850, содержит все обязательные реквизиты, указанные в пункте 5 Требований.

В силу положений пункта 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара должен быть выдан уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

Таким образом, вопреки позиции таможенного органа, положения данной статьи ТК ЕАЭС четко и однозначно определяют, что под страной происхождения, страной вывоза товара следует понимать не только страну (государство), но и группу стран либо таможенный союз стран.

Следовательно, сертификат происхождения согласно статье 31 ТК ЕАЭС может быть выдан не только уполномоченным органом (уполномоченной организацией) определенной страны – страны производства или вывоза, но в случае, если производство товара или вывоз товара осуществляется с территории группы стран (таможенного союза стран), то сертификат может быть выдан любым уполномоченным органом (уполномоченной организацией) в рамках данной группы стран, независимо от того в какой конкретно стране данной группы стран товар произведен или из какой конкретно страны вывезен, поскольку по смыслу статьи 31 ТК ЕАЭС данная группа стран рассматривается как страна, как единая территория.

Согласно представленному Обществом при таможенном декларировании сертификату о происхождении товара от 10.11.2022 № 99 2022 120850, а также иным сведениям, содержащимся в коммерческих и грузовых сопроводительных документах, по ДТ № 10228010/051222/3398943 и ДТ № 10228010/051222/3398953 продавцом/отправителем товара является компания «SABIC Sales Europe B.V.» (Королевство Нидерландов), страной происхождения товаров является Саудовская Аравия, производителем товара является компания Yanbu National Petrochemical Company (Yansab) Саудовская Аравия; продавец товара и завод-производитель входят в корпорацию SABIC, товар был отгружен в направлении Российской Федерации с территории Эстонии, грузоотправителем товара является компания Katoen Natie Eesti AS (Эстония) со склада свободной зоны по поручению «SABIC Sales Europe B.V.» (Королевство Нидерландов)

Уполномоченный орган, выдавший сертификат от 10.11.2022 № 99 2022 120850 (Торговая палата г.Антверпен), находится в Бельгии.

Эстония, Нидерланды, Бельгия входят в Европейский Союз, который представляет собой экономическое и политическое объединение группы из 27 европейских государств, и также входят в таможенный союз Европейского Союза.

Таким образом, вывоз товара по спорным ДТ осуществлен из Европейского Союза, территория которого является единой таможенной территорией.

Европейский Союз, как интеграционное образование группы стран (таможенного союза стран), является самостоятельным членом публичного права, на территории стран которого создан общий рынок, гарантирующий свободное передвижение (движение) людей, товаров, капитала и услуг.

Представленный Обществом сертификат о происхождении товара от 10.11.2022 № 99 2022 120850 выдан уполномоченным органом (Торговой палатой г. Антверпен, Королевство Бельгия) в рамках группы стран, представляющих собой политический и экономический союз (Европейский Союз), государствами-членами которого являются непосредственно страна вывоза товара, страна выдачи сертификата, страна отправителя товара, что соответствует статье 31 ТК ЕАЭС и положениям Правил № 49.

Выводы таможенного органа о том, что исходя из положений статьи 31 ТК ЕАЭС, сертификат должен быть выдан не просто торгово-промышленной палатой страны, входящей в группу стран (в данном случае Европейского Союза), а уполномоченным органом такого союза, основаны на расширительном толковании понятия «уполномоченного органа (организации)» в рамках группы стран или таможенного союза стран, без учета положений международных конвенций, без учета правового статуса такой группы стран как Европейский Союз, действующих в нем норм и правил.

Согласно определению, содержащемуся в пункте 2 Правил № 49 «уполномоченный орган» - орган (организация), уполномоченный в соответствии с законодательством третьей страны на выдачу сертификатов о происхождении товара.

При этом наделение полномочиями органа третьей стороны (страны, группы стран, таможенного союза стран) на выдачу сертификата либо установление каких-либо требований о наличии единого уполномоченного органа в рамках группы стран (в контексте статьи 31 ТК ЕАЭС) не входит в сферу регулирования таможенного законодательства ЕАЭС.

Европейский Союз основывается на Договоре о Европейском Союзе и Договоре о функционировании Европейского Союза. Указанные учредительные договоры ЕС исходят из делегированной компетенции Европейского Союза, т.е. все полномочия Европейского Союза передаются ему государствами-членами. Согласно статье 5 Договора о Европейском Союзе любая компетенция, не отнесенная Союзу в Договорах, принадлежит государствам членам. Таким образом, именно государства-члены ЕС передают свои полномочия и наделяют ЕС какими-либо компетенциями.

При этом, в рамках ЕС сформирован единый рынок, представляющий собой пространство без внутренних границ и функционирующий как национальный внутренний рынок, гарантирующий и обеспечивающий свободное передвижение товаров, услуг, лиц (трудящихся, граждан, компаний) и капиталов, свободу учреждений (обществ, компаний).

Регулятором внутреннего рынка ЕС является совокупность принципов и норм, регламентирующих функционирование единого внутреннего рынка ЕС. Договором о Европейском союзе, Договором о функционировании Европейского союза, Директивой 2006/123/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 12.12.2006 «Об услугах на внутреннем рынке» закреплены принципы недискриминации, равенства, прозрачности, пропорциональности, взаимного признания, в том числе взаимного признания документов. Данные принципы имеют прямое действие на всей территории ЕС и призваны обеспечить подлинное равенство между участниками трансграничных отношений независимо от гражданства, места жительства, места осуществления предпринимательской или иной законной деятельности (статьи 18, 20, 26, 28, 29, 30,32, 49, 53, 54 Договора о функционировании Европейского союза).

В связи изложенным торговые палаты (торгово-промышленные палаты) стран – членов ЕС, наделенные национальным законодательством полномочиями на выдачу сертификатов происхождения товара, признаются учрежденными на территории ЕС, признаются равноправными и наделенными компетенциями в рамках ЕС, сертификаты происхождения, выданные такими палатами являются равнозначными; основываясь на положениях законодательства ЕС и интеграции стран-членов ЕС, такие сертификаты происхождения считаются выданными Европейским Союзом.

При этом сертификаты происхождения выдаются в Европейском Союзе торговыми палатами стран-членов по единым норам, правилам и стандартам.

Таким образом, в рамках ЕС сертификат ТПП Бельгии будет равнозначен сертификату выданному ТПП Эстонии, или ТПП Нидерландов либо ТПП иной страны-члена ЕС, такие сертификаты будут выданы по единым правилам, требованиям, критериям, форме.

Учитывая изложенное, торговая палата (торгово-промышленная палата) любого государства-члена ЕС является уполномоченной организацией в рамках Европейского Союза (в качестве группы стран в контексте статьи 31 ТК ЕАЭС) на выдачу сертификатов происхождения товара.

Следовательно, представленный Обществом сертификат о происхождении товара от 10.11.2022 № 99 2022 120850 выдан уполномоченным органом (Торговой палатой г. Антверпен, Королевство Бельгия) в рамках группы стран, представляющих собой политический и экономический союз (Европейский Союз), государствами-членами которого являются непосредственно страна вывоза товара, страна выдачи сертификата, страна отправителя товара, что соответствует статье 31 ТК ЕАЭС и положениям Правил № 49.

Таким образом, следует признать, что ООО «Икапласт» надлежащим образом подтверждено, что ввозимый товар произведен в Саудовской Аравии, вывозится из Европейского Союза (Эстония) по поручению компании-продавца Европейского Союза (Нидерланды) и его происхождение подтверждено уполномоченным органом в рамках Европейского Союза (Бельгия).

Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, помимо сертификата от 10.11.2022 № 99 2022 120850, в подтверждение того, что страной происхождения товара является Саудовская Аравия, Обществом представлены при таможенном оформлении также коммерческие и грузовые сопроводительные документы: договор поставки от 09.06.2016 №SABIC-PM/2216 с дополнительным соглашением от 08.11.2022 № 192, форма заказа (order input form) от 07.11.2022, подтверждение заказа (order confirmation) от 24.11.2022 № 4309343, проформа инвойс (Proforma invoice) от 08.11.2022 № 202051991 к заказу № 4309343, письмо компании-продавца SABIC Sales Europe B.V от 16.11.2022 об оформлении на партию товара по заказу №4309343 и проформе инвойсу №2025191 сертификата происхождении товара № 99 2022 120850.

Согласно представленному договору поставки от 09.06.2016 №SABIC-PM/2216 с дополнительным соглашением от 08.11.2022 № 192 Компания SABIC Sales Europe B.V. (Королевство Нидерланды), являясь продавцом, осуществляет поставки в адрес ООО «Икапласт» полиэтилена торговой марки SABIC® HDPE P6006AD 10000.

В соответствии с дополнительным соглашением от 08.11.2022 № 192 непосредственным производителем полиэтилена марки SABIC® HDPE P6006AD 10000 по партии товара, задекларированного по ДТ №№ 10228010/051222/3398943, 10228010/051222/3398953, является завод, входящий в состав корпорации SABIC - Yanbu National Petrochemical Company (Yansab) и находящийся в Янбу, Саудовская Аравия.

В сертификате о происхождении товара от 10.11.2022 № 99 2022 120850 имеется ссылка на номер заказа 4309343 (графа 5).

В проформе инвойсе от 08.11.2022 № 202051991 к заказу № 4309343 также содержится указание на страну происхождения товара - Саудовская Аравия.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, сертификат о происхождении товара от 10.11.2022 № 99 2022 120850 и иные предоставленные при таможенном декларировании по спорным ДТ сведения и документы достоверно подтверждают как происхождение товара в Саудовской Аравии, так и производителя полиэтилена марки SABIC® HDPE P6006AD 10000 - компания Yanbu National Petrochemical Company (Yansab) Саудовская Аравия, входящая, наравне с продавцом товара - компанией SABIC Sales Europe B.V. Нидерланды, в корпорацию SABIC.

Указанные в сертификате о происхождении товара от 10.11.2022 № 99 2022 120850 сведения полностью корреспондируются с иными коммерческими и грузовыми сопроводительными документами, предоставленными Обществом при таможенном декларировании и позволяют однозначно идентифицировать товар, задекларированный по спорным ДТ, и страну его происхождения, а также однозначно сделать вывод, что страной происхождения товара является не Республика Узбекистан, а Саудовская Аравия.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание, что Таможня в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара, не обращалась в компетентный орган страны, выдавшей сертификат, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что таможенным органом не доказано наличие установленных пунктом 5 статьи 314 ТК ЕАЭС и пунктом 34 Правил № 49 оснований считать происхождение товаров по ДТ №№ 10228010/051222/3398943, 10228010/051222/3398953 неподтвержденным.

Таким образом, оснований для начисления в отношении товара по ДТ №№10228010/051222/3398943, 10228010/051222/3398953 антидемпинговой пошлины в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.01.2022 № 17 и подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС у таможенного органа не имелось.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования, признав оспариваемые требования СЗЭТ от 05.12.2022 и от 06.12.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 10228010/051222/3398943, 10228010/051222/3398953,, недействительным, а также в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества обязал Таможню внести необходимые изменения (корректировки) в спорные ДТ и возвратить Обществу путем зачета излишне уплаченную антидемпинговую пошлину по спорным ДТ в общей сумме 874849,54 руб. (спор по сумме дополнительно уплаченных таможенных платежей между сторонами отсутствует).

Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 08.08.2023 не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 августа 2023 года по делу № А56-19363/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

М.Г. Титова