ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
16 февраля 2024 года
Дело №А56-19414/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей М. Г. Титовой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. С. Хариной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39437/2023) ООО «ОМ» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2023 по делу № А56-19414/2023, принятое
по заявлению ООО «ОМ»
к 1) Межрайонной ИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу
2) УФНС России по Санкт-Петербургу
О признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 03.03.2023)
от ответчиков: 1) ФИО2 (доверенность от 09.01.2024); 2) ФИО3 (доверенность от 26.07.2023)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ОМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – заявитель, общество, налогоплательщик), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило:
- признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Санкт-Петербургу (далее – инспекция, налоговый орган) от 26.05.2022 № 1677 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- признать незаконным бездействие Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее – управление), выразившееся в непринятии в установленный срок решения по результатам рассмотрения жалобы и ненаправлении в адрес заявителя в установленный срок решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы.
Решением суда от 27.09.2023 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, судом необоснованно отклонены доводы общества о нарушении инспекцией процедуры проведения камеральной налоговой проверки.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, представитель управления поддержал позицию инспекции.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 1 квартал 2021 года, представленной обществом в налоговый орган 07.06.2021.
По результата проверки инспекцией составлен акт от 21.10.2021 №3877 и вынесено решение от 26.05.2022 №1677 о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения. Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в сумме 3 485 940 руб. 20 коп. Заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 17 429 701 коп. и пени в сумме 3 181 513 руб. 97 коп.
Основанием для доначисления спорных сумм НДС послужил вывод инспекции о том, что обществом не соблюдены требования пункта 1 статьи 54.1, статей 169, 171, 172 НК РФ для принятия к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО «РУАЛ», ООО «ЛАЙТ», ООО «ЭЛКОН», ООО «ГИДРОСТАР», ООО «ТКТ».
Решение инспекции от 26.05.2022 №1677 обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Не согласившись с законностью вынесенного инспекцией решения от 26.05.2022 №1677, а также указывая на допущенное управлением бездействие, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по результатам рассмотрения жалобы и ненаправлении в адрес заявителя в установленный срок решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Установив, что документы, представленные обществом в обоснование вычетов по НДС не соответствуют критериям статей 171, 172 НК РФ и Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в связи с чем, они не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих вычеты, суд признал обоснованным решение инспекции и отказал обществу в удовлетворении заявления, отклонив доводы заявителя о нарушении инспекцией процедуры проведения камеральной налоговой проверки.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Довод заявителя о существенном нарушении налоговым органом процедуры проведения камеральной налоговой проверки правомерно отклонен судом.
В обоснование апелляционной жалобы обществом указывает, что 19.10.2021 заявителем подана уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2021 года с иными показателями, в связи с чем, по мнению заявителя, в соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка ранее поданной уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2021 года должна была быть прекращена и начата проверка вновь поданной декларации.
Указанные доводы правомерно отклонены судом.
Как следует из материалов дела, 07.06.2021 обществом в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2021 года, 07.06.2021 инспекцией начата камеральная налоговая проверка общества по вопросу исчисления и уплаты НДС за период с 01.01.2021 по 31.03.2021.
В силу пункта 1 статьи 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральной налоговой проверки, данная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (за исключением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса).
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ (пункт 5 статьи 88 НК РФ).
Решением инспекции от 09.08.2021 № 18 камеральная налоговая проверка продлена до 3 месяцев, поскольку до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.
Решение от 09.08.2021 №18 о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки направлено налогоплательщику по ТКС 09.08.2021.
Согласно квитанции о приеме электронного документа, решение о продлении срока камеральной налоговой проверки получено налогоплательщиком 12.08.2021.
Из второго абзаца пункта 1 статьи 100 НК РФ следует, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
В пункте 5 статьи 100 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено этим пунктом.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 НК РФ).
По результатам проверки инспекцией составлен акт налоговой проверки от 21.09.2021 № 3877, который с сопроводительным письмом от 21.10.2021 №20-14/17944 направлен обществу 22.10.2021 заказным письмом (почтовый идентификатор 80097265760554) по адресу места нахождения общества, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц. Как указывает общество, акт вручен заявителю 08.11.2021.
Камеральная налоговая проверка представленной обществом 07.06.2021 уточненной декларации по НДС за 1 квартал 2021 года проведена инспекцией в период с 07.06.2021 по 07.09.2021, то есть с соблюдением сроков, установленных статьей 88 НК РФ.
После получения акта проверки 08.11.2021, в течение срока, установленного пунктом 6 статьи 100 НК РФ, общество не представило возражения на акт проверки.
Довод общества о подаче им 19.10.2021 уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2021 года, правомерно отклонен судом.
Пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ определено, что если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 3 статьи 100 НК РФ даты начала и окончания проверки указываются в акте проверки.
Судом установлено, что уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2021 года представлена в инспекцию 19.10.2021, то есть после окончания камеральной проверки представленной 07.06.2021 уточненной декларации. Дата окончания проверки – 07.09.2021.
На основании изложенного, довод подателя жалобы о том, что уточненная налоговая декларация по НДС (корректировка №2) представлена до окончания налоговой проверки, в связи с чем, у налогового органа в силу пункта 9.1 статьи 88 НК РФ возникла обязанность прекратить камеральную налоговую проверку ранее поданной уточненной декларации, начать проверку уточненной декларации (корректировка №2) и принять решение по ней, правомерно отклонен судом как несоответствующий нормам материального права.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности вынесенного судом решения, подателем жалобы не приведено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2023 по делу № А56-19414/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
ФИО4
Судьи
М.Г. Титова
ФИО5