ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-19418/2021 от 14.02.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 февраля 2022 года

Дело №

А56-19418/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,

рассмотрев 14.02.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу № А56-19418/2021,

у с т а н о в и л:

Публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго», адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по
Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление), от 12.02.2021 № 078/04/9.21-1696/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 110 000 руб.

Решением суда первой инстанции от 15.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.12.2021, оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.

Управление не согласилось с принятыми судебными актами, ссылаясь на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным, обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать.

В кассационной жалобе Управление указало на значительное нарушение Обществом срока, установленного пунктом 40 (9) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), при согласовании опосредованного присоединения. Податель жалобы полагает необоснованным применение судом первой инстанции положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения в рассматриваемом случае.

В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления и Общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес Управления поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Гермес» (далее - ООО «Гермес») от 10.12.2020 с жалобой на действия (бездействие) ПАО «Россети Ленэнерго», содержащее сведения о нарушении Обществом Правил № 861 при согласовании опосредованного присоединения энергопринимающих устройств ООО «Гермес» (собственника помещения, расположенного по адресу: <...> 3Н; далее - объект) к принадлежащим товариществу собственников недвижимости (далее - ТСН) «Мехобит» объектам электросетевого хозяйства, находящихся по адресу: Санкт-Петербург, квартал 32, Шувалово-Озерки.

Проанализировав поступившее обращение и приложенные к нему документы, а также дополнительно запрошенные у Общества пояснения и документы, Управление пришло к выводу о нарушении Обществом сроков, установленных пунктом 40 (9) Правил № 861, при согласовании опосредованного присоединения, а также нарушении пункта 11 Правил № 861, выразившемся в истребовании непредусмотренных Правилами № 861 документов.

По результатам административного расследования уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 29.01.2021 № 078/04/9.21-1696/2020 об административном правонарушении.

Постановлением Управления от 12.02.2021 по делу
№ 078/04/9.21-1696/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 110 000 руб. штрафа.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, вместе с тем посчитал возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления от 12.02.2021.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами № 861, в соответствии с пунктом 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Пунктом 3 Правил № 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В силу пункта 11 Правил № 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 40 (4) Правил № 861 владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (далее - владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств), по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее - опосредованное присоединение). Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 1 января 2015 г.

При этом положениями пункта 40 (5) Правил № 861 предусмотрено, что при опосредованном присоединении владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств перераспределяет максимальную мощность принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу энергопринимающих устройств иного лица. При технологическом присоединении энергопринимающих устройств иного лица к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств осуществляет деятельность по технологическому присоединению, руководствуясь положениями настоящих Правил, предусмотренными в отношении сетевых организаций.

Согласно пункту 40 (6) Правил № 861 для согласования с сетевой организацией опосредованного присоединения владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств и лицо, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, являющиеся сторонами опосредованного присоединения, направляют подписанное ими уведомление об опосредованном присоединении сетевой организации, содержащее следующие сведения о сторонах опосредованного присоединения:

а) для юридических лиц - основной государственный регистрационный номер в Едином государственном реестре юридических лиц и дата внесения в реестр, для индивидуальных предпринимателей - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) наименование и местонахождение энергопринимающих устройств сторон опосредованного присоединения.

В соответствии с пунктом 40 (7) Правил № 861 к уведомлению об опосредованном присоединении, предусмотренному пунктом 40.6 настоящих Правил, прилагаются:

а) копия технических условий, выданных владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

б) копия технических условий, выданных владельцем ранее присоединенных энергопринимающих устройств лицу, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

в) копия заключенного между сторонами опосредованного присоединения соглашения о перераспределении мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами в рамках опосредованного присоединения.

Согласно пункту 40 (9) Правил № 861 сетевая организация осуществляет согласование опосредованного присоединения в течение 3-х рабочих дней со дня получения уведомления об опосредованном присоединении и документов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между ООО «Гермес» и ТСН «Мехобит» заключено соглашение о перераспределении максимальной мощности в рамках опосредованного технологического присоединения от 23.09.2020 № 001/2020 (далее - Соглашение), в соответствии с которым ТСН «Мехобит» перераспределяет 49 кВ в отношении ООО «Гермес» из присоединенных ранее в 2005 году 373,1 кВ в границах земельного участка здания, расположенного по адресу: <...>.

Уведомление об опосредованном присоединении от 29.09.2020
№ 20-529582 (далее - Уведомление) 29.09.2020 направлено в адрес Общества. В соответствии с требованиями пункта 40 (7) Правил № 861 приложены следующие документы: копия справки на мощность от 26.02.2005, копия технических условий от 23.09.2020 № 001, выданных ООО «Гермес», копия соглашения о перераспределении максимальной мощности, доверенность представителя.

Письмами от 02.10.2020 № ЭСКЛ/16-01/21088, от 03.12.2020
№ ЭСКЛ/16-01/25361 Общество потребовало предоставления дополнительных документов, подтверждающих право собственности на объекты ТСН «Мехобит» и ООО «Гермес».

Принимая во внимание изложенное правовое регулирование, установив, что представление в сетевую организацию вместе с уведомлением об опосредованном присоединении затребованных Обществом документов пунктом 40 (7) Правил № 861 не предусмотрено, а опосредованное присоединение по уведомлению от 29.09.2020 должно было быть согласовано не позднее 02.10.2020, Управление пришло к выводу о нарушении Обществом пунктов 11, 40 (9) Правил № 861.

При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что действия ПАО «Россети Ленэнерго», выразившиеся в нарушении пунктов 11 и 40 (9) Правил № 861, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Признавая наличие вины заявителя в совершенном правонарушении, суды в соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ исходили из того, что Обществом не были приняты все необходимые меры для исполнения требований законодательства, при этом не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм.

С учетом изложенного вывод судов о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является обоснованным.

Судами также установлено, что процедура и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.

Вместе с тем, оценив степень общественной опасности правонарушения и характер вины нарушителя, суд первой инстанции обоснованно и мотивированно указал на возможность признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным, применить положения статьи 2.9 КоАП РФ. С таким выводом согласился апелляционный суд.

Освобождая ПАО «Россети Ленэнерго» от административной ответственности, суды руководствовались положениями пунктов 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума № 10).

Выводы судов о возможности квалификации правонарушения как малозначительного в силу статьи 286 АПК РФ и абзаца четвертого пункта 18.1 постановления Пленума № 10 не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу № А56-19418/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич

И.Г. Савицкая