ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
25 января 2022 года
Дело №А56-20810/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1, на основании доверенности от 01.04.2021,
от заинтересованных лиц: 1. представитель ФИО2, на основании доверенности от 03.08.2021, 2. представитель ФИО3, на основании доверенности от 17.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38806/2021) общества с ограниченной ответственностью «НЭК Кингисепп» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2021 по делу № А56-20810/2021, принятое по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью «НЭК Кингисепп» (адрес: Россия, 188300, Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Гатчинское городское поселение, <...>, помещение А-2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 13.08.2018, ИНН: <***>)
заинтересованные лица: 1. Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (адрес: Россия, 191311, Санкт-Петербург, Проспект Суворовский, дом 67, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.01.2003, ИНН: <***>); 2. Правительство Ленинградской области (адрес, 191124, Санкт-Петербург, улица Лафонская, дом 6, литера А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 04.02.2003, ИНН: <***>)
о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «НЭК Кингисепп» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Правительства Ленинградской области (далее – Правительство) и Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (далее – Комитет), выразившегося в неосуществлении определения вида фактического использования объекта и невключении принадлежащего заявителю на праве собственности нежилого здания Торгово-развлекательного центра с кадастровым номером 47:20:0908002:286 общей площадью 12 348 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Кингисеппское городское поселение, <...> строение 42 (далее – Объект), в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, утвержденным Правительством (далее – Перечень); обязании Правительства восстановить нарушенные права и законные интересы Общества путем включения нежилого здания объекта в Перечень и направления последнего в налоговый орган по месту нахождения спорного объекта с его последующим размещением на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Решением от 12.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, считая решение незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального и процессуального права; считает, что суд необоснованно отклонил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Ленинградской области и ходатайство о вызове Росреестра в качестве свидетеля; ссылается на то, что документы, представленные Комитетом в материалы дела, не позволяют однозначно установить то, что в информации, направленной Росреестром, действительно отсутствовало спорное здание; спорный объект был поставлен на кадастровый учет 29.01.2020, до получения Комитетом сведений из Управления Росреестра (01.03.2020), следовательно, информация о нем на дату получения в Едином государственном реестре недвижимости содержалась, но бездействие Комитета привело к нарушению прав заявителя и необходимости оплачивать налог на имущество в размере, превышающем 2 000 000 руб.
В судебном заседании Общество поддержало доводы апелляционной жалобы, а Комитет и Правительство просили в ее удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзывах.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителю принадлежит на праве собственности нежилое здание Торгово-развлекательного центра с кадастровым номером 47:20:0908002:286 общей площадью 12 348 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Кингисеппское городское поселение, <...> строение 42, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 29.01.2020 сделана запись № 47:20:0908002:286-47/018/2020-1.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Рроссийской Федерации (далее - НК РФ) в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом Налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном интернет-сайте или на официальном интернет-сайте субъекта Российской Федерации.
Частью 4 статьи 3.1 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2003 № 98-ФЗ «О налоге на имущество организаций» установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Во исполнение пункта 7 статьи 378.2 НК РФ постановлением Правительства Ленинградской области 21.12.2020 № 846 «Об определении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее - Перечень) определен перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Заявитель в ходе рассмотрения дела указал на то, что 30.12.2020 Общество обратилось в Комитет о включении здания в указанный перечень. Письмом от 04.02.2020 Обществу было отказано во включении данного объекта в вышеуказанный перечень в связи с тем, что здание не было постановлено на государственный кадастровый учет. При этом, в письме от 04.02.2020 указано на то, что если здание будет поставлено на государственный кадастровый учет, объект будет включен в перечень на 2021 год.
Согласно выписке из ЕГРН от 26.02.2021 здание торгово-развлекательного центра с кадастровым номером 47:20:0908002:286 общей площадью 12 348 кв.м, расположенное по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Кингисеппское городское поселение, <...> строение 42, поставлено на государственный кадастровый учет, вместе с тем, в указанный Перечень включено не было.
Заявитель, полагая, что невключение в Перечень спорного здания не соответствует закону, действующим нормативным правовым актам и нарушает права заявителя в предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В силу положений статей 197, 198, 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, в декабре 2019 года Общество обратилось в Правительство (письмо от 30.12.2019 № 134/19-3) по вопросу включения здания в Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) и помещений в них определяется как кадастровая стоимость имущества, с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В силу статьи 3.1 областного закона Ленинградской области от 25.11.2003 № 98-оз «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объекте общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 26.01.2016 № 6, в целях определения необходимости проведения мероприятий по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также в целях подготовки к их проведению, Комитет использует сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации) и иных документах, ежегодно получаемых в установленном порядке от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В частности, в целях формирования на очередной налоговый период Перечня расположенных на территории Ленинградской области зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, Комитет ежегодно в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает необходимую информацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Росреестр по Ленинградской области).
При формировании Перечня на 2020 год Комитетом использовались сведения, официально предоставленные Росреестром по Ленинградской области.
В полученных из Росреестра по Ленинградской области в 2020 году данных сведения о постановке на государственный кадастровый учет спорного объекта недвижимости отсутствовали.
В январе 2020 года, в ходе рассмотрения обращения Общества, Комитетом было дополнительно установлено отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о постановке на государственный кадастровый учет данного объекта недвижимости (выписка из ЕГРН от 29.01.2020 № 99/2020/309780606).
В этой связи, по результатам рассмотрения обращения в адрес Общества направлен ответ от 04.02.2020 № 13-757/2020 об отсутствии оснований для включения указанного объекта недвижимости в Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Кроме того, согласно положениям пункта 10 статьи 378.2 НК выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не включенные в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень, определяемый уполномоченные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.
При этом в 2020 году, в ходе формирования Перечня зданий (строений сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, сведения о постановке на государственный кадастровый учет спорного объекта недвижимости из Росреестра по Ленинградской области, а также от Общества в Комитет не поступали, в связи с чем у Комитета отсутствовали правовые основания для рассмотрения вопроса о включении указанного объекта недвижимости в Перечень на 2021 год.
Как видно из материалов дела, только 01.03.2021, то есть после даты, до которой должен быть определен Перечень (1-е числа очередного налогового периода), Общество обратилось с заявлением в адрес Комитета, в котором указало, что 29.01.2020 объект поставлен на кадастровый учет.
Статьей 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов. Напротив, пунктом 10 статьи 378.2 НК РФ прямо предусмотрено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, соответствующие установленным требованиям, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, законодатель допускает выявление в течение налогового периода объектов, соответствующих признакам для включения в Перечень, но с учетом особенностей налоговых правоотношений прямо указывает на включение таких объектов в перечень на очередной налоговый период - 2022 год.
При таком положении суд пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного объекта в Перечень зданий (строений сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Заявленное Обществом ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Ленинградской области, не подлежало удовлетворению в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 51 АПК РФ.
Обществом не приведено доводов о том, каким образом принятый судебный акт влияет на права или обязанности Управления Росреестра по отношению к одной из сторон.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции судебного акта.
Апелляционный суд признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела (при отсутствии помимо прочего и оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ), а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2021 по делу № А56-20810/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
К.В. Галенкина
Судьи
Ю.С. Баженова
Н.С. Полубехина