ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-21169/2022 от 06.12.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 декабря 2023 года

Дело №А56-21169/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фуркало О.В.

судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.,

при участии:

от истца: Саподжян Е.В., по доверенности от 13.10.2022; Галкина Д.А., по доверенности от 17.10.2022;

от ответчика: Лесных В.А., по доверенности от 17.10.2022; Шишканов А.О., по доверенности от 17.10.2022;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22248/2023) Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.05.2023 по делу А56-21169/2022 (судья Карманова Е.О.) , принятое

по иску Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

к Государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга"

о взыскании,

и по встречному иску Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"

об обязании,

установил:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением (уточненным) к Государственному унитарному предприятию «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – ответчик, Предприятие) о взыскании 28 759 161 руб. 47 коп.

Предприятие подало встречный иск об обязании Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования возвратить излишне уплаченную платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 6 135 144, 11 руб.

Решением суда от 09.05.2023 суд первой инстанции первоначальные исковые требования удовлетворил. В удовлетворении встречных исковых требований отказал.

Предприятие, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы податель сослался на неверное указание судом первой инстанции размера задолженности с учетом уточнения истцом исковых требований, а именно вместо суммы 22 624 047 руб. 36 коп. судом указано о взыскании с ответчика 28 759 161 руб. 47 коп. Считает, что судом первой инстанции неверно применена методологи расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в отношении загрязняющих веществ, указанных в перечне, но не обладающих ставкой платы за негативное воздействие на окружающую среду применяется нулевая ставка. В расчетах массы сброса в водные объекты подлежит применению не Приказ Минприроды России от 14.06.2018 №261, а Приказ Минприроды России от 08.07.2009 №205.

Также податель жалобы считает, что Предприятием соблюден срок исковой давности подачи встречного иска с учетом практики судов Северо – Западного Федерального округа по данной категории дел (№А56-110333/2021).

Предприятие представило дополнения к апелляционной жалобе.

Определением от 20.09.2023 судом первой инстанции вынесено определение об исправлении опечатки, в котором резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: Взыскать с Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» в пользу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 22 624 047 руб. 36 коп. Взыскать с Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» в доход федерального бюджета 136 120 руб. государственной пошлины. В удовлетворении встречного иска отказать.».

Определением от 27.09.2023 суд апелляционной инстанции назначал сверку расчетов между сторонами.

От сторон поступили дополнительные документы.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель истца просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Управление наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.03.2021 №148 «Об утверждении Положения о Северо-Западном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования».

Согласно полномочиям администратора доходов бюджета (статья 160.1 Федерального закона № 145-ФЗ от 31.07.1998), Управление имеет право осуществлять начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, в том числе штрафов; взыскивать задолженности по платежам в бюджет, в том числе штрафы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Управление, по результатам проведенной проверки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, представленной Предприятием (DDHNHVDT от 07.03.2019), согласно пункту 46 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, совершило перерасчет по следующим основаниям:

- ошибочно не исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ.

- фактическая масса сброса, указанная в декларации, не соответствует произведенному расчету массы сброса загрязняющих веществ на основании приложенных копий первичных документов.

- неправомерно не учтены сведения о других производственных площадках.

Управлением в адрес Предприятия был направлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду с приложенным требованием о погашении задолженности в соответствии с пунктом 46 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» на основании данных содержащихся в декларации и приложенных к ней данных о фактическом негативном воздействии на окружающую среду, а также с учетом рассмотрения возражений Предприятия, представляемых на основании пункта 41 Правил исчисления и взимания платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №255 от 03.03.2017.

Управление также уведомило Предприятие о необходимости исчисления пени и уплаты пени на дату погашения указанной задолженности в соответствии с пунктом 33 Правил исчисления платы.

Предприятие в указанный срок задолженность и пени не оплатило, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик подал встречный иск об обязании Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования возвратить излишне уплаченную платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 6 135 144, 11 руб.. ссылаясь на акт сверки между сторонами от 19.12.2022 №265.

В обоснование встречного иска Предприятие указало, что согласно акту сверки между сторонами от 19.12.2022 №26, у Предприятия имеется переплата по плате НВОС за 2018 год в размере 6 135 114 руб. 11 коп.

Письмом от 27.02.2020 №00125/013 Предприятие обратилось в Учреждение с требование о возврате указанной суммы, однако Управлением было принято решение об отказе в возврате переплаты.

Не согласившись с указанным отказом, Предприятие обратилось со встречным иском.

Суд первой инстанции первоначальные исковые требования удовлетворил в полном объеме (с учетом определения от 20.09.2023 об исправлении опечатки). В удовлетворении встречного иска отказал.

Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ размещение отходов производства и потребления отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду.

Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду", далее - Постановление N 255).

Законом N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 указанного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Отчетным в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Согласно ст. 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В пункте 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0 "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вред того воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Данные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами, носят индивидуально возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

Согласно части 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ в несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" изменен перечень веществ, по которым установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе введены новые вещества (Взвешенные частицы РМ10 и РМ2,5). С 01.03.2016 года Приказом Росгидромета от 04.12.2015 N 736 введен в действие руководящий документ (далее РД 52.04.830-2015), устанавливающий методику измерения гравиметрическим методом массовой концентрации взвешенных частиц в атмосферном воздухе при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха. Согласно пункту 3 РД 52.04.830-2015 взвешенные вещества классифицируется не по химическому составу взвешенных веществ, а по размеру частиц в атмосферном воздухе, при этом в соответствии с пунктом 6.2 РД 52.04.830-2015 гравиметрический метод измерений позволяет использовать фильтры с навеской для последующего определения химического состава взвешенных частиц. Согласно данным разъяснениям Росприроднадзором в письме от 16 января 2017 г. N АС-03-01-31/502, к веществам, у которых отсутствует отдельная ставка платы по наименованию, применяются ставки платы по взвешенным веществам или частицам в зависимости от размера частиц в воздухе указанных веществ.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» изменен перечень веществ, по которым установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе введены новые вещества (Взвешенные частицы Р М 10 и РМ2,5).

С 01.03.2016 года Приказом Росгидромета от 04.12.2015 ТЧ 736 введен в действие руководящий документ (далее РД 52.04.830-201 5), устанавливающий методику измерения гравиметрическим методом массовой концентрации взвешенных частиц в атмосферном воздухе при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха. Согласно пункту З РД52.04.830-2015 взвешенные вещества классифицируется не по химическому составу взвешенных веществ, а по размеру частиц в атмосферном воздухе, при этом в соответствии с пунктом 6.2 РД 52.04.830-2015 гравиметрический метод измерений позволяет использовать фильтры с навеской для последующего определения химического состава взвешенных частиц. Согласно данным разъяснениям Росприроднадзором в письме от 16.01.2017 ТЧ АС-03-01-31/502, к веществам, у которых отсутствует отдельная ставка платы по наименованию, применяются ставки платы по взвешенным веществам или частицам в зависимости от размера частиц в воздухе указанных веществ.

Расчет массы сбросов должен производиться на основе данных производственного экологического контроля в соответствии с Правилами исчисления платы (п. 9), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255.

В соответствии с пунктом 7 Приказа Минприроды России от 09.01.2017 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» в случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов размещения отходов производства и потребления, то представляется одна декларация о плате.

Согласно Приказу Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (ред. от 30.12.2019) «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» декларация о плате формируется лицами, обязанными вносить плату, путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п. 4 Порядка).

В случае, если объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, объекты размещения отходов производства и потребления находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация о плате.

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов размещения отходов производства и потребления, то представляется одна декларация о плате (п.7 Порядка).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 07.03.2019 Предприятием через электронный сервис была предоставлена подписанная электронной цифровой подписью декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, зарегистрированной в «Личном кабинете» под № DDHNHVDT.

Указанная декларация не содержала в себе данные об объектах, расположенных на территории Ленинградской области.

Истцом было направлено требование о предоставлении пояснений № 04-20/13207 от 27.11.2019, в котором была указана необходимость подтвердить расчет фактической массы сброса первичными документами, а также предоставить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду со всеми объектами.

В ответ на требование Управления ответчик направил возражения письмом №Исх-06838 от 12.12.2019 (Вх№19540 от 12.12.2019) и приложения к ним форму 3,3 за каждый квартал 2018 года по оспариваемым объектам и также указал, что декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду была предоставлена в полном объеме в электронном виде через личный кабинет.

Вместе с тем, ответчик предоставил полный расчет по отходам производства и потребления на основании чего были скорректированы исковые требования только при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

С 25 марта 2019 года Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 на природопользователей возложена обязанность по предоставлению в адрес Управления по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Вместе с тем, Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» предусмотрено, что при периодическом анализе количество сбрасываемых загрязняющих веществ определяется как произведение средней концентрации данного ингредиента и общего объема сброшенных за отчетный период сточных вод и (или) дренажных вод.

Таким образом, данные о массах загрязняющих веществ, сброшенных в составе сточных вод природопользователем за отчетный год, должны соответствовать данным таблицы 3.3. отчета ПЭК, в которой отражены:

- протоколы концентраций загрязняющих веществ после очистке в составе сточных вод,

- годовой и среднесуточный объемы сточных вод, сбрасываемых после очистки.

Судом установлено, что ответчиком в ответ на требование о предоставлении пояснений не были предоставлены данные о других отборах проб, совершенных в течение 2018 года, которые он мог предоставить в составе возражений на требования согласно пункту 41 Правил.

Также данные не были предоставлены в составе корректировочной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, которую природопользователь мог направить в течение 15 календарных дней с момента получения требования Управления о погашении задолженности в нарушении п. 49 Правил.

Массы загрязняющих веществ, сброшенные в водные объекты и заявленные в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, со стороны ответчика протоколами отбора проб не подтверждены.

Таким образом, ответчик не предоставил первоначальных протоколов анализов сточных вод, подтверждающих расчет ответчика, предоставленного в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Управление, по результатам проведенной сверки за 2018 год, выявило задолженность со стороны ответчика в размере 28 759 161 руб. 47 коп. и кредиторскую задолженность в размере 6 135 114 руб. 11 коп.

Указанные обстоятельства послужили основанием для применения истцом положений статьи 49 АПК РФ и снижения размера исковых требований до 22 624 047 руб. 36 коп.

Поскольку ответчик доказательств оплаты 22 624 047 руб. 36 коп. задолженности не представил, мотивированных возражений на акт № 265 от 19.12.2022 или контррасчета задолженности не представил, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.

Судом первой инстанции также правомерно отклонены доводы Предприятия относительно применения данных из формы 3.3

Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» форма 3.3 является ежеквартальной отчетностью, предоставляемой в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов, а производственным экологическим контролем является журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод (далее форма 2.2). Форма 2.2 применяется всеми водопользователями, имеющими сбросы сточных вод и (или) дренажных вод, а также передающих воды в городскую канализацию, для учета количества ингредиентов, поступающих в водные объекты в составе сточных вод и (или) дренажных вод на каждом выпуске.

Журнал заполняется по результатам анализа сточных вод и (или) дренажных вод в сроки, определяемые периодичностью проведения анализов сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод. При ежедневном анализе сточных вод и (или) дренажных вод количество сбрасываемых с ними загрязняющих веществ определяется как произведение концентрации соответствующего ингредиента на суточный расход сточных вод и (или) дренажных вод, и результаты заносятся в графу 5. При периодическом анализе количество сбрасываемых загрязняющих веществ определяется как произведение средней концентрации данного ингредиента и общего объема сброшенных за отчетный период сточных вод и (или) дренажных вод. 6 А При этом суммарное количество сброшенных загрязняющих веществ за месяц, квартал и в целом за год проставляется в графе 5 в килограммах, а для ВПК ноли, нефтепродуктов, взвешенных веществ, сухого остатка, сульфатов, хлоридов, фосфатов, азота - в тоннах с точностью до трех знаков после запятой. Поскольку Предприятие не предоставило данные формы 2.2, а предоставило только отчетность, содержащую средние концентрации загрязняющих веществ (форма 3.3), Управление совершило расчет массы на основании данных протоколов анализов сточных вод, заявленных в отчете ПЭК в таблице 3,3.

В разрешении на сброс указываются три величины: допустимая концентрация загрязняющего вещества на выпуске сточных вод и (или) дренажных вод в пределах норматива допустимых сбросов (НДС), мг/куб. дм, расход сточных и (или) дренажных вод поквартально и за год в тыс. м/куб. и максимально разрешенная масса т/год. В соответствии с пунктом 25 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.12.2007 № 333, при исчислении массы сброса загрязняющих веществ в пределах установленного норматива существует необходимость увязывать сброс массы вещества, соответствующей НДС, с расходом сточной, в том числе дренажной воды, так как в противном случае уменьшение расхода при сохранении величины НДС будет приводить к концентрации вещества в водном объекте, превышающей предельно допустимые концентрации, что противоречит подпункту 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ). Статьей 60 ВК РФ определено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно пункту 10 Правил исчисления платы, утвержденных Постановлением Правительства № 255, при определении платежной базы должен учитываться: объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (подпункт «а»); объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (подпункт «б»); объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» настоящего пункта (подпункт «в»); лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (подпункт «г»).

Вместе с тем согласно Приказу Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (ред. от 26.08.2015) «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» допустимая концентрация i-го вредного (загрязняющего) вещества в пределах норматива допустимого (предельно допустимого) сброса или лимита на сбросы при его наличии для организаций, осуществляющих водоотведение в соответствии с Федеральным законом «"О водоснабжении и водоотведении», вносящих плату за негативное воздействие на окружающую среду, применяется с коэффициентом, равным 1,4 (кроме случаев аварийного и залпового сброса сточных вод).

В случае применения расчета ответчика при превышении нормативов допустимого сброса до 40% ущерб природопользователю не исчисляется.

Таким образом, компенсация государству в соответствии с основными принципами охраны окружающей среды, утвержденными ст. 3 Закон об охране окружающей среды, происходит только через плату за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом при превышении концентраций более чем на 40% двойного начисления платы не происходит, так как согласно п. 12. Методики, утвержденного Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87, размер вреда, исчисленный согласно пункту 11 настоящей Методики, уменьшается на величину фактической оплаты сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ, которая рассчитывается исходя из массы вредных (загрязняющих) веществ, учитываемых за период времени, принятый при оценке вреда.

Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований суд первой инстанции со ссылками на статьи 196, 199, 2000 ГК РФ пришел к обоснованному выводу об истечении срока на обращения с настоящим встречным иском в суд.

Статьей 40.1 БК РФ предусмотрено, что заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Платежные поручения за 2018 год поступили на счет Управления до 01.03.2019, следовательно, срок исковой давности истек 02.03.2022.

Доказательств, что у Предприятия отсутствовала возможность выявить наличие переплаты по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за спорный период 2018 года не представлено.

Согласно пункту 10 Порядка зачета и возвратов, утвержденного приказом Росприроднадзора №334 от 20.06.2019, переплата по плате за НВОС, может быть оформлена администратором платы как зачет имеющейся задолженности. Выявленная переплата была зачтена Управлением при расчете задолженности (уточнение исковых требований).

Таким образом, выявленная переплата за размещение отходов не может быть возвращена ответчику, поскольку зачтена в счет погашения задолженности.

В целом доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.

В связи с изложенным арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.05.2023 с учетом определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2023 по делу № А56-21169/2022 об исправлении опечатки оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Н.А. Мильгевская

А.Б. Семенова