ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-23087/03 от 19.02.2004 АС Северо-Западного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего  Изотовой С.В.,  судей   Афанасьева С.В. и Кустова А.А., при участии от ОАО «Ленэнерго» ФИО1  (доверенность от 01.01.2004), ФИО2   (доверенность от  01.01.2004), от ОАО «Курортэнерго»  ФИО3 (доверенность от 14.09.2003), ФИО4 (доверенность от 14.09.2003),

            рассмотрев 16.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2003 по делу № А56-23087/03 (судья Тимухина И.А.),

                                                              у с т а н о в и л :

Открытое акционерное общество «Ленэнерго» (далее – ОАО «Ленэнерго») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу «Курортэнерго» (далее – ОАО «Курортэнерго») о   взыскании   с  ответчика  62 538 947 руб. 06 коп. задолженности   за поставленную по договору     энергоснабжения  от 01.01.98  №   10337-1  электроэнергию    за период с декабря 2000 года по февраль 2001 года.

Решением от 14.10.2003 в иске отказано.

В апелляционном порядке решение не пересматривалось.

В кассационной жалобе на решение от 14.10.2003 ОАО «Ленэнерго» просит  решение отменить, исковые требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, в связи с тем, что постановлением Федеральной энергетической комиссии России (далее - ФЭК) от 19.10.2000 № 58/1 были установлены тарифы  для всех покупателей, приобретающих электрическую энергию у ОАО «Ленэнерго», утратили силу тарифы, утвержденные постановлением Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга (далее – РЭК), в том числе и индивидуальные тарифы, установленные приложением 9 к названному постановлению РЭК. Поскольку после установления тарифов ФЭК заинтересованные лица не обращались к РЭК для установления индивидуального тарифа в виде скидки со среднеотпускного тарифа, ответчик не вправе производить расчеты с истцом по индивидуальному тарифу. Как указано в жалобе, суд не исследовал вопрос о формировании тарифов, установленных ФЭК.

            В отзыве на кассационную жалобу ОАО «Курортэнерго» просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу ОАО «Ленэнерго» - без удовлетворения, указывая, что скидки со среднеотпускного тарифа для других энергоснабжающих организаций не являлись предметом разногласий, поэтому ФЭК не привлекало ОАО «Курортэнерго» к их рассмотрению; только РЭК может отменить или изменить установленные скидки; ОАО «Курортэнерго» не является потребителем электрической энергии; скидки со среднеотпусконого тарифа установлены РЭК в соответствии с Инструкцией о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию, утвержденной Минтопэнерго России и Госкомцен России от 30.11.93 № ВК-7539, 01-17/1443-11, которая действовала в спорный период.

В судебном заседании представители ОАО «Ленэнерго» поддержали доводы кассационной жалобы. Представители ОАО «Курортэнерго», ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Законность  обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом,  01.01.98 между ОАО «Ленэнерго»  и ОАО «Курортэнерго» заключен договор № 10337-1, в соответствии с пунктом 1.1 которого ОАО «Ленэнерго» обязалось через присоединенную сеть подавать ОАО «Курортэнерго» электрическую энергию  определенной договором мощности, а ОАО «Курортэнерго» - оплачивать потребляемую энергию и мощность, а также соблюдать режим потребления энергии и мощности, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей, исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.

Согласно пункту 4.1 договора расчеты за энергию и мощность должны  производиться по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством.

ОАО «Ленэнерго», полагая, что оплату отпущенной ОАО «Курортэнерго» электрической энергии следует производить по тарифам, утвержденным постановлением ФЭК от 19.10.2000 № 58/1, обратилось с иском о взыскании задолженности.

Суд указал, что оплата электрической энергии по договору производилась ОАО «Курортэнерго» с учетом установленных приложением  9 постановления РЭК от 31.05.2000 № 20 скидок с фактически сложившегося среднеотпускного тарифа на электрическую энергию для энергоснабжающих организаций, отнесенных к тарифной группе «Оптовые потребители-перепродавцы». Названные скидки установлены РЭК в соответствии с ее компетенцией, истец не доказал, что эти скидки отменены постановлением ФЭК от 19.10.2000 №58/1, в связи с чем суд признал правомерной оплату потребленной энергии с применением установленных РЭК скидок и отказал в иске.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Статьей 1 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию определяются как система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.

Согласно статье 6 названного Закона к органам государственного регулирования тарифов относятся ФЭК (федеральный орган исполнительной власти) и региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

В соответствии со статьей 12 этого же Закона к полномочиям РЭК относятся:

установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, имеющих доступ на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), а также размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям (регулирование тарифов региональными энергетическими комиссиями осуществляется на основании положений, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, и исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации);

разработка предложений по целевым программам развития электроэнергетики, принимаемым федеральными органами государственной власти и затрагивающим интересы субъектов Российской Федерации;

согласование предложений о размещении и расширении предприятий и объектов электроэнергетики независимо от форм собственности, деятельность которых затрагивает интересы соответствующих субъектов Российской Федерации;

проверка хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, для которых тарифы устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию;

участие в формировании балансов электрической энергии (мощности);

иные полномочия в области государственного регулирования тарифов, не отнесенные к полномочиям ФЭК.

Как следует из материалов дела, постановлением РЭК от 31.05.2000 № 20 «О тарифах на электрическую и тепловую энергию»  установлены и введены в действие с 01.06.2000 тарифы на электрическую энергию (приложение 1), тарифы на тепловую энергию (приложения 2, 3, 4, 5), предельные тарифы на тепловую энергию ведомственных источников теплоснабжения Санкт-Петербурга (приложение 6), индивидуальные тарифы на электрическую и тепловую энергию для энергоснабжающих организаций (приложения 7, 8), скидки с фактически сложившегося среднеотпускного тарифа на электрическую энергию для оптовых потребителей-перепродавцов (приложение 9).

В рамках рассмотрения разногласий, связанных с  государственным регулированием тарифов по вопросу величины тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Ленэнерго» потребителям Санкт-Петербурга, постановлением ФЭК от 19.10.2000 № 58/1 утверждены предельные минимальные тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Ленэнерго» для конечных групп потребителей. 

Постановлениями РЭК от 01.11.2000 № 41 и 42 в связи с принятием постановления ФЭК от 19.10.2000 № 58/1 признаны утратившими силу тарифы, установленные согласно приложениям 1 и 2 постановления РЭК от 31.05.2000 № 20, тарифы, установленные названным постановлением ФЭК, распространены на потребителей, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» ФЭК наделяется полномочиями рассматривать разногласия, возникающие между региональными энергетическими комиссиями, потребителями, энергоснабжение которых осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), и электроснабжающими организациями по их просьбе, и принимать решения по рассматриваемым разногласиям с установлением предельных величин тарифов на электрическую и тепловую энергию для конечных потребителей, обязательных для применения.

Суд, полно и всесторонне исследовав материалы дела, пришел к правильному выводу о том, что по характеру деятельности ответчик не является потребителем в том смысле, который заложен в статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 1 Федерального закона Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и постановлении Правительства Российской Федерации от 04.02.94 № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию».

При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда о том, что установление скидок с фактически сложившегося среднеотпускного тарифа на электрическую энергию для энергоснабжающих организаций, отнесенных к тарифной группе «Оптовые потребители-перепродавцы», относится к полномочиям РЭК.

Данное решение РЭК не было признано недействительными в установленном порядке.

Как указано в решении суда, истец не доказал, что установленные приложением 9 постановления РЭК от 31.05.2000 № 20 скидки со среднеотпусконого тарифа являлись предметом рассмотрения ФЭК.           Доводы, приведенные ОАО «Ленэнерго» в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что в силу статей 286 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции и не соответствует его полномочиям. При этом подателем жалобы не приведены новые доводы со ссылками на находящиеся в деле, но не исследованные судом материалы.

Письмом ФЭК от 06.12.2000 № ВО-2735/17 (л. д. 50) подтверждается, что скидки, утвержденные приложением 9 постановления РЭК от 31.05.2000 № 20, действуют, а изменение отпускного тарифа для оптовых покупателей-перепродавцов относится к компетенции РЭК.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287,  289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2003 по делу № А56-23087/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Ленэнерго» - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                                             С.В. Изотова

Судьи                                                                                                                               С.В. Афанасьев

                                                                                                                    А.А. Кустов