ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-23256/2021 от 14.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 декабря 2021 года

Дело №А56-23256/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Горбачевой О.В., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.

при участии:

от заявителя: Максоцкий Р.А. по доверенности от 29.12.2020

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33041/2021) ФГБОУ ВО "СПбГУ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2021 по делу № А56-23256/2021, принятое

по заявлению ФГБОУ ВО "СПбГУ"

к УФАС по Санкт-Петербургу

3-е лицо: ООО "Управляющая компания Регион Климат"

об оспаривании решения и предписания

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (ОГРН: 1037800006089, адрес: 199034, Санкт-Петербург, наб. Университетская, д. 7/9, далее – заявитель, Учреждение, ФГБОУ ВО "СПбГУ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 15.12.2020 по делу № Т02-967/20.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион Климат" (ОГРН: 1117746550118, адрес: 111250, Москва, проезд Завода Серп и Молот, д. 3, корп. 2, комн. 2-7, 11, 12, эт. 7; далее - ООО "Управляющая компания Регион Климат", Общество, третье лицо).

Решением от 19.08.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, ФГБОУ ВО "СПбГУ" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению Университета, лицензия, которая содержит недостоверные сведения, приравнивается к предоставлению недействительной лицензии или лицензии, срок действия которой истек.

В судебном заседании представительФГБОУ ВО "СПбГУ" поддержал доводы апелляционной жалобы.

УФАС по Санкт-Петербургу и ООО "Управляющая компания Регион Климат", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, 20.11.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) опубликовано извещение №32009705752 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по поддержанию в рабочем состоянии и техническому обслуживанию систем охранной безопасности и контроля, систем пожарной безопасности и контроля, систем поддержания заданных климатических параметров, систем внутреннего противопожарного водопровода в зданиях СПбГУ на 2021-2023 гг, включая документацию о Закупке (далее — Документация).

Начальная (максимальная) цена - 11 952 759, 96 руб.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (далее - Положение о закупках), версия 9 от 11.02.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

ООО «Управляющая компания Регион Климат» обратилось в УФАС с жалобой от 07.12.2020 вх. №44396-ЭП/20 на действия комиссии организатора торгов СПБГУ при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по поддержанию в рабочем состоянии и техническому обслуживанию систем охранной безопасности и контроля, систем пожарной безопасности и контроля, систем поддержания заданных климатических параметров, систем внутреннего противопожарного водопровода в зданиях СПбГУ на 2021-2023 г.г. (извещение №32009705752, далее - Закупка).

В жалобе ООО «Управляющая компания Регион Климат» оспаривало действия закупочной комиссии Организатора торгов по отклонению его заявки от участия в Закупке.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Управляющая компания Регион Климат» антимонопольным органом вынесено решение от 15.12.2020 по делу № Т02-967/20, в рамках которого УФАС решило:

1.Признать жалобу ООО "Управляющая компания Регион Климат" на действия комиссии организатора торгов СПБГУ при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по поддержанию в рабочем состоянии и техническому обслуживанию систем охранной безопасности и контроля, систем пожарной безопасности и контроля, систем поддержания заданных климатических параметров, систем внутреннего противопожарного водопровода в зданиях СПбГУ на 2021-2023 гг. (извещение№32009705752) обоснованной.

2. Признать в действиях комиссии организатора торгов СПБГУ при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по поддержанию в рабочем состоянии и техническому обслуживанию систем охранной безопасности и контроля, систем пожарной безопасности и контроля, систем поддержания заданных климатических параметров, систем внутреннего противопожарного водопровода в зданиях СПБГУ на 2021-2023 гг. (извещение №32009705752) нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона №223-Ф3, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограниченна конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении требований, не соответствующих документации, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «Управляющая компания Регион Климат» от участия в Закупке согласно Протоколу № 688(223-Э-МП(2)) рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме от 02.12.2020 в порядке, не соответствующем документации.

3. Организатору торгов СПБГУ и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по поддержанию в рабочем состоянии и техническому обслуживанию систем охранной безопасности и контроля, систем пожарной безопасности и контроля, систем поддержания заданных климатических параметров, систем внутреннего противопожарного водопровода в зданиях СПбГУ на 2021-2023 г.г. (извещение №32009705752) путем отмены протокола рассмотрения вторых частей заявок и итогового протокола, повторного рассмотрения заявок на участие в Закупке с учетом мотивировочной части настоящего решения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках СПБГУ и нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Не согласившись с решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на наличие у антимонопольного органа правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемых решения и предписания.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Университета, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

Учреждение относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно подпунктам 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

В силу части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).

Часть 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ).

В соответствии с пп. 1.1 пункта 17 части II Документации участники закупки должны обладать действующей лицензией на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 1225 от 30.12.2011 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее – Постановление № 1225), и включающей следующие виды работ:

п. 1 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

п. 2 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

п. 5 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Согласно пункту 9.1.1 части III Документации в состав заявки на участие в Закупке должна входить копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной на основании Постановления № 1225, и включающей следующие виды работ:

п. 1 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

п. 2 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

п. 5 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Пунктом 15.4 части I Документации установлено, что Комиссия рассматривает вторые части заявок на предмет соответствия требованиям документации о закупке, а также осуществляет оценку и сопоставление заявок по нестоимостным критериям оценки. При этом оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе в электронной форме по критерию «Качество товара (работ, услуг)» (при наличии такого критерия) осуществляется на основании информации о поставляемом товаре, выполняемой работе или оказываемой услуге, содержащейся в первых частях заявок на участие в конкурсе в электронной форме.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно Протоколу № 688(223-Э-МП(2)) рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме от 02.12.2020, закупочной комиссией Организатора торгов принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО "Управляющая компания Регион Климат" со следующим пояснением:

«Не допустить к участию в конкурсе ООО «Управляющая компания Регион Климат», т. к. представленная в составе заявки лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 1225 от 30.12.2011 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» не соответствует требованиям документации о закупке, указанным на стр. 17 в графе 17 части II «Информационная карта» и в п.п. 9.1.1. п. 9 части III «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» на стр. 27 документации о закупке (Основание: п.п. 1 п. 8.2 раздела 8 части I Положения о закупках от 21.12.2018 г. и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ)» (л.д.86-91).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №99-ФЗ) лицензия подлежит переоформлению, в том числе в случае изменения адреса места нахождения, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Податель апелляционной жалобы указывает на то, ООО «Управляющая компания Регион Климат» заявило о том, что документы для переоформления лицензии направлены в адрес ГУ МЧС России по г. Москве и приняты, при этом Общество не указывает, когда именно им направлено соответствующее уведомление в ГУ МЧС России по г. Москве.

По мнению Университета, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что лицензия, которая содержит недостоверные сведения, приравнивается к предоставлению недействительной лицензии или лицензии срок действия которой истек.

Вместе с тем, заявителем не учтено, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 названной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 этой статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии (часть 2 статьи 18 Закона о лицензировании).

Согласно Реестру лицензий МЧС России в области пожарной безопасности, находящемуся в открытом доступе в сети Интернет https://digital.mchs.gov.ru/fgpn , лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 01.04.2016 №77-5/03518 ООО «Управляющая компания Регион Климат» является действующей.

Согласно положениям Закона N 99-ФЗ лицензия, заявление о переоформлении которой и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, не признается недействующей.

Таким образом, Комиссией УФАС по результатам изучения заявки ООО «Управляющая компания Регион Климат» установлено, что в составе заявки Общества представлена надлежащая действующая лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 01.04.2016 №77-Б/03518, соответствующая требованиям Документации.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что УФАС правомерно установлено, что решение закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении от участия в Закупке заявки ООО «Управляющая компания Регион Климат» согласно Протоколу № 688(223-Э-МП(2)) рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме от 02.12.2020 принято в порядке, противоречащем условиям Документации.

Учитывая изложенное, довод заявителя о том, что решение УФАС в части пункта 4, которым решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении конкурсной комиссии заказчика, надлежит признать незаконным, также подлежат отклонению апелляционным судом.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 августа 2021 года по делу № А56-23256/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" - без удовлетворения.

Произвести зачет государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., уплаченной платежным поручением от 18.11.2019 № 829921.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

О.В. Горбачева

О.В. Фуркало