ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
15 декабря 2021 года
Дело №А56-23442/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Горбачевой О.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 10.06.2021
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 31.10.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35881/2021) Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2021 по делу № А56-23442/2021, принятое
по заявлению ООО УК "Диал"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Диал" (ОГРН: <***>, адрес: 188666, <...>, пом. 3-Н; далее – ООО УК "Диал", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (ОГРН: <***>, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; далее – Комитет, административный орган) об оспаривании постановления от 02.03.2021 № 02-21(ЭА), которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде 125 000 руб. штрафа.
Решением от 16.08.2021 суд первой инстанциипостановление Комитета от 02.03.2021 № 02-21(ЭА) о назначении административного наказания признал незаконным и отменил.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, ходатайствовал о приобщении к материалам дела копий материалов административного дела №02-21(ЭА), представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалы административного дела №02-21(ЭА) приобщены апелляционным судом к материалам настоящего дела на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании обращений гр. ФИО4 от 22.12.2020 № гжи-08-14887, от 13.01.2021 № гжи-08-240 Комитетом в отношении ООО «УК «Диал» проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения от 19.01.2021 № 2-21(ЭА) по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...> (далее - МКД) на предмет соблюдения Обществом лицензионных требований, установленных частью 2 статьи 162, частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при расчете платы за коммунальные ресурсы.
В ходе проверки Комитетом установлено, что в МКД отсутствует общедомовой прибор учета водоотведения (сточных вод) из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при этом Обществом начисляется плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества без учета норматива отведения сточных вод в размере, определенном Постановлением Правительства Ленинградской области от 06.06.2017 N 199 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области и признании утратившим силу абзаца третьего пункта 2 постановления Правительства Ленинградской области от 11 февраля 2013 года N 25" (далее – Постановление № 199), согласно которому в период с 13.06.2017 по 02.08.2020 норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД для категорий жилых помещений 1-3 принимался равным 0.
Выявленные нарушения зафиксированы Комитетом в акте проверки от 16.02.2021 № 02-21 (ЭА).
Усмотрев по данному факту признаки правонарушения в действиях Общества, должностным лицом Комитета 16.02.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 2-21(ЭА).
02.03.2021 Комитетом вынесено постановление N 2-21(ЭА) о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьей 14.1.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, в связи с недоказанностью административным органом события и состава вмененного Обществу административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнительно представленные Комитетом доказательства, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами правонарушения выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление названного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионными требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 9.1. статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии общедомового прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Указанный норматив потребления утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по тарифам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.3 статьи 156 ЖК РФ, в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 26.12.2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. следовало утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию (далее - Правила N 306).
В соответствии с абзацем 3 пункта 10 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества.
Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 Правил N 306 определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что содержание общего имущества в многоквартирном доме в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
В Приложении к Постановлению Правительства Ленинградской области N 199 утверждены нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в значениях для категорий жилых помещений 1 - 3 в зависимости от этажности: 0,026, 0,019, 0,015, 0,011, 0,032, 0,025, 0,013 в месяц на квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При таком положении определение в пункте 2 Примечания к Приложению Постановления Правительства Ленинградской области N 199 норматива потребления сточных вод равным 0 в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не соответствует формуле его определения, установленной в пункте 29 Правил N 306, как сумме нормативов потребления холодной и горячей воды.
По мнению Комитета, Обществом необоснованно не применены Положения примечания 2 к Приложению Постановления Правительства Ленинградской области N 199 в редакции, действовавшей до 03.08.2020.
В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона № 247-ФЗ от 31.07.2020 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Обществом при определении норматива отведения сточных вод обоснованно применяло при начислении платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, имеющим большую юридическую силу по сравнению с Постановление Правительства Ленинградской области от 06.06.2017 № 199.
Кроме того, из материалов дела следует, не оспаривается Комитетом и отражено в оспариваемом постановлении, что в МКД помещениями с оборудованной системой водоотведения предназначенной для содержания общего имущества МКД являются: два помещения уборочного инвентаря (далее - ПУИ), в которых установлены один душевой поддон и одна мойка. Согласно поэтажному плану подвала и ведомости помещений и их площадей, данные ПУИ (пом. 7-Н, 11-Н) расположены в подвальном помещении; мусороприемные камеры, где установлены канализационные сливы, в которые сливается вода после мытья мест общего пользования в парадных. Согласно поэтажному плану 1-го этажа и ведомости помещений и их площадей данные мусороприемные камеры (17-Н, 19-Н, 20-Н, 23-Н) расположены на первом этаже МКД. Указанное обстоятельство подтверждается также фотоматериалами, представленными в материалы дела.
Довод Комитета об отсутствии в МКД общедомового прибора учета водоотведения (сточных вод), подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку, как указывалось выше, согласно пункту 29 Правил N 306 норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Апелляционный суд учитывает также то обстоятельство, что постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2020 N 534 внесены изменения в постановление Правительства Ленинградской области N 199. Приложение изложено в новой редакции. В пункте 2 Примечания к Приложению "Нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области" утверждены нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в значениях для категорий жилых помещений 1 - 3 в зависимости от этажности: 0,052, 0,038, 0,03, 0,022, 0,032, 0,025, 0,013 куб. м в месяц на квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. В пункте 2 Примечания к Приложению указано, что в соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ нормативы отведения сточных вод применяются при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего коммунального ресурса при содержании общего имущества.
Таким образом, апелляционным судом установлено, что заявитель производил начисление платы за отведение сточных вод в МКД в соответствии с положениями Постановления N 306, имеющем большую юридическую силу, путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В силу статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, постановление Комитета от 02.03.2021 № 02-21(ЭА) в любом случае подлежит признанию незаконным и отмене. Принятое по делу решение отмене не подлежит.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 августа 2021 года по делу № А56-23442/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б. Семенова
Судьи
О.В. Горбачева
О.В. Фуркало