ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-23604/2021 от 14.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 марта 2022 года

Дело №А56-23604/2021

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Баженовой Ю.С.

судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.

при участии:

от заявителя: представитель Иванова А.А. по доверенности от 29.12.2020;

от ответчика: представитель Зинеева В.М. по доверенности от 02.02.2022;

от третьих лиц: 2 – представитель Смирнова А.А. по доверенности от 28.12.2021;

1, 3 – не явились, извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании 03.03.2022 апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38372/2021) общества с ограниченной ответственностью «Усть-Лужский Водоканал» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2021 по делу № А56-23604/2021, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Усть-Лужский Водоканал» (188480, Ленинградская область, город Кингисепп, улица Жукова, 10В, ОГРН: 1134707000780, ИНН: 4707035319)

к Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом (191124, Санкт-Петербург, улица Лафонская, дом 6, литера А, ОГРН: 1037843029498, ИНН: 4700000483)

третьи лица: 1) государственное унитарное предприятие «Водоканал Ленинградской области»; 2) Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области; 3) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области

о признании недействительным распоряжения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Усть-Лужский Водоканал» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом (далее – Ответчик, Областной комитет) о признании недействительным распоряжение от 23.12.2020 № 1875-р «О закреплении государственного имущества казны Ленинградской области на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием «Водоканал Ленинградской области», изданное Комитетом; об обязании Комитета в течение 30 календарных дней с даты оглашения решения суда принять меры по исключению из Единого государственного реестра недвижимости записей о праве хозяйственного ведения Государственного унитарного предприятия «Водоканал Ленинградской области» в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в распоряжении от 23.12.2020 № 1875-р «О закреплении государственного имущества казны Ленинградской области на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием «Водоканал Ленинградской области».

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное унитарное предприятие «Водоканал Ленинградской области» (далее – Предприятие), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (далее – Комитет по хозяйству), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – Управление Росреестра).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ее податель указывает на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не учел, что Общество представляло в суд первой инстанции доказательства продления договоров аренды, а также то, что законы Ленинградской области, которыми перераспределены полномочия от муниципалитета к Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения, противоречат федеральным законам. Общество считает, что суд первой инстанции ошибочно установил, что обжалуемое распоряжение не затрагивает прав Общества, распоряжение противоречит федеральным законам, поскольку полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения не перешли от муниципалитета к Ленинградской области. Кроме того, Общество считает, что распоряжение №1875 в части передачи имущества в хозяйственное ведение противоречит федеральным законам, поскольку объекты водоснабжения и водоотведения могут быть переданы из публичной собственности только в аренду или концессию, действия органов власти Ленинградской области выходят за пределы ограничения права собственности.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до момента вступления в законную силу судебных актов по делу №А56-107408/2021 и по делу №А56-107756/2021.

Представители Областного комитета и Комитета по хозяйству возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на нее, возражали против удовлетворения ходатайства Общества о приостановлении производства по настоящему делу.

Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

В рамках дела №А56-107756/2021 рассматриваются исковые требования ООО «Усть-Лужский Водоканал» к ГУП «Водоканал Ленинградской области» об обязании заключить договор аренды имущества водоснабжения на срок с 01.12.2021 по 04.02.2024 на условиях, изложенных в прилагаемом проекте договора аренды; о признании уведомления государственного унитарного предприятия «Водоканал Ленинградской области» от 27.07.2021 о невозобновлении договора аренды на новый срок недействительным, а в рамках дела №А56-107408/2021 - исковые требования ООО «Усть-Лужский Водоканал» к ГУП «Водоканал Ленинградской области» об обязании заключить договор аренды имущества водоотведения на срок с 01.12.2021 по 25.03.2024 на условиях, изложенных в прилагаемо проекте договора аренды.

Апелляционным судом отказано в удовлетворении ходатайства Общества., поскольку с учетом предмета иска по настоящему дела решения судов по делам № А56-107756/2021 и № 107408/2021 не будут иметь существенное значение для рассмотрения настоящего дела, в связи с чем, отсутствуют предусмотренные ст.143 АПК РФ основания для приостановления производства по настоящему делу.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей Общества, Областного комитета и Комитета по хозяйству, апелляционный суд установил следующее.

Между Обществом и Администрацией МО «Усть-Лужское сельское поселение» 09.09.2013 были заключены договоры аренды № 0909/13-19 (объектов водоотведения) и № 0909/13-20 (объектов водоснабжения) для организации выполнения работ по предоставлению услуг водоотведения населению, проживающему на территории МО «Усть-Лужское сельское поселение».

Постановлением Администрации муниципального образования «Усть-Лужское сельское поселение» от 01.04.2014 № 60 Общество определено гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Усть-Лужское сельское поселение».

На основании Распоряжения Правительства Ленинградской области от 10.12.2020 № 930-р, изданного со ссылкой на часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и Закон № 153-оз, утвержден прилагаемый перечень муниципального имущества казны муниципального образования «Усть-Лужское сельское поселение» МО Кингисеппский муниципальный район, принимаемого в государственную собственность Ленинградской области и имущество принято безвозмездно в государственную собственность Ленинградской области с момента подписания Акта приема-передачи имущества. В указанный перечень имущества вошло имущество, используемое для организации водоснабжения и водоотведения поселения Усть-Луга. Акт приема-передачи имущества подписан 14.12.2020.

После передачи имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения поселения Усть-Луга в государственную собственность, Областным комитетом издано распоряжение от 23.12.2020 № 1875 (далее – Распоряжение № 1875) о его закреплении на праве хозяйственного ведения за Предприятием. Имущество передано Предприятию по акту от 23.12.2020.

Распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.12.2020 № 987-р Предприятие наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Усть-Лужское сельское поселение».

Считая, что Распоряжением № 1875 нарушено его право на осуществление деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в отношении муниципального образования «Усть-Лужское сельское поселение», Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что Общество, не являясь субъектом вещного права и не заявляя такого рода правопритязаний на спорное имущество, Общество не имеет юридического интереса в оспаривании возникновения такого вещного права у иных лиц..

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных районов отнесены, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ установлено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Названная норма корреспондирует с пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ), согласно которому законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления
и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают
в силу с начала очередного финансового года.

Статья 6.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении
и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) предусматривает, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные Законом № 416-ФЗ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном
частью 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ.

На основании изложенных норм в целях перераспределения полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления, в том числе Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, принят Областной закон Ленинградской области от 29.12.2015 № 153-оз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» (далее – Закон № 153-оз).

В соответствии со статьей 1 Закона № 153-оз к полномочиям Правительства Ленинградской области или уполномоченных им органов исполнительной власти Ленинградской области относятся полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений, в том числе Кингисеппского муниципального района Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Законом № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 4 Закона № 153-оз (в редакции, действующей до 01.01.2022) полномочия, указанные в статье 1 Закона № 153-оз, перераспределяются между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления, в том числе сельских поселений Кингисеппского (за исключением Нежновского сельского поселения) муниципального района Ленинградской области со дня передачи имущества, находящегося в собственности указанных поселений и используемого для осуществления таких полномочий, в государственную собственность Ленинградской области, но не позднее 31.12.2020.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 153-оз, Закон № 153-оз вступает в силу с 01.01.2016 (то есть с начала очередного финансового года), что полностью отвечает требованиям части 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, а также пункта 6.1 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ.

Вопрос законности Закона № 153-оз был предметом рассмотрения по делу № 3а-260/2021, рассмотренному Ленинградским областным судом. Решением по указанному делу суд признал положения Закона № 153-оз в оспариваемой части соответствующими требованиям федерального законодательства.

Порядок передачи муниципального имущества в собственность Ленинградской области установлен частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации № 374 от 13.06.2006 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» (далее – Постановление № 374).

22.03.2019 принято решение совета депутатов от № 295 «О передаче имущества муниципального образования «Усть-Лужское сельское поселение» объектов водоснабжения и водоотведения в государственную собственность Ленинградской области» (с изменениями, внесенными решением от 23.10.2020 № 97).

Письмом от 09.09.2020 № 1618/02 администрация муниципального образования, руководствуясь частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, Постановлением № 374 направила в комитет документы, необходимые для передачи имущества из муниципальной собственности муниципального образования в государственную собственность Ленинградской области.

Учитывая изложенное, 10.12.2020 Правительством Ленинградской области принято распоряжение от 10.12.2020 № 930-р «О принятии в государственную собственность Ленинградской области муниципального имущества казны муниципального образования «Усть-Лужское сельское поселение» муниципального образования Кингисеппский муниципальный район Ленинградской области» (далее – распоряжение № 930-р).

По смыслу пункта 8 статьи 85 Закона № 131-ФЗ, пункта 11 стать 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти, является основанием для возникновения у соответствующего субъекта права собственности на имущество, находящееся в муниципальной или государственной собственности, необходимое для реализации полученных полномочий. Основанием возникновения права собственности являются решения о передаче имущества.

Таким образом, с момента издания Распоряжения № 930-р и передачи муниципального имущества, используемого для водоснабжения и водоотведения поселения «Усть-Луга» в государственную собственность Ленинградской области, указанных субъект федерации приобрел право распоряжения им в порядке статьи 209 ГК РФ.

Следует отметить, что имущество в пользу Предприятия передано на вещном праве – праве хозяйственного ведения, тогда как использование имущества Обществом имело место в рамках обязательственных правоотношений – основании договора аренды.

В соответствии с п.1 ст. 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что, не являясь субъектом вещного права и не заявляя такого рода правопритязаний на спорное имущество, Общество не имеет юридического интереса в оспаривании оснований возникновения такого вещного права у иных лиц, поскольку непосредственно права Общества, при этом, не затрагиваются.

Положения статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ, на которые ссылается заявитель, регулируют предоставление прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в рамках обязательственных правоотношений, которые, как верно отметило Общество, подлежат оформлению договорами аренды или концессии.

В то же время, указанное регулирование не ограничивает полномочия государственного собственника по распоряжению вещными правами на указанное имущество, в частности, передачу его на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, оспариваемое распоряжение соответствует правовым актам и не нарушает прав заявителя.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2021 по делу № А56-23604/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

К.В. Галенкина

Н.С. Полубехина