ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-24016/2021 от 08.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 декабря 2021 года

Дело №А56-24016/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полубехиной Н.С.

судей Баженовой Ю.С., Нестерова С.А.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от истца: ФИО2 (доверенность от 29.12.2020)

от ответчика: ФИО3 (доверенность от 24.11.2021)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-33371/2021, 13АП-33372/2021) ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет", ООО "Альтернатива" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2021 по делу № А56-24016/2021 (судья Нетосов С.В.), принятое по иску ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" к ООО "Альтернатива" о взыскании,

установил:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (далее – истец, Университет) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (далее – ответчик, Общество) о взыскании 708 921,95 руб. задолженности по договору аренды № 105 от 26.12.2017 за период с апреля 2020 г. по август 2020 г., 61319,93 руб. задолженности по арендной плате по договору №109 от 26.12.2017 за период с апреля по август 2020, 39 134,01 руб. задолженности по арендной плате от 01.11.2018 № 123 за период с апреля 2020 г. по август 2020 г. 121 472,95 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды № от 23.08.2019 № 140 за период с апреля 2020 по август 2020 г.

Решением от 23.08.2021 иск удовлетворен частично. Суд взыскал с Общества в пользу Университета 465 424,42 руб., из расчета: 354 460,97 руб.- по договору аренды от 26.12.2017 № 105, 30 659,96 руб.- по договору аренды от 26.12.2017 № 109, 19 659,96 руб.- по договору аренды от 01.11.2018 № 123, 60 736,47 руб.- по договору аренды от 23.08.2019 № 140, 10 809 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Не согласившись с решением, стороны обратились с апелляционными жалобами.

Университет просит отменить решение и удовлетворить иск в полном объеме, полагая, что оснований для уменьшения размера арендной платы не имеется, поскольку Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 №670-р «О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» не предусматривает освобождение арендатора от арендной платы по договорам, заключенным с государственными учреждениями. Указанное распоряжение обязывает истца предоставить рассрочку арендных платежей.

Общество просит уменьшить арендную плату на 90% по сравнению с установленной в договорах, ссылаясь на ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между сторонами заключены следующие договоры аренды:

- от 26.12.2017 № 105;

- от 26.12.2017 № 109;

- от 01.11.2018 № 123;

- от 23.08.2019 № 140.

Задолженность по арендной плате по указанным договорам составила 930 848,84 руб., из расчета: 708 921,95 руб.- по договору аренды от 26.12.2017 № 105 за период с апреля 2020 г. по август 2020 года; 61 319,93 руб.- по договору аренды от 26.12.2017 № 109 за период с апреля 2020 г. по август 2020 года; 39 134,01 руб.- по договору аренды от 01.11.2018 № 123 за период с апреля 2020 г. по август 2020 г.; 121 472,95 руб.- по договору аренды от 23.08.2019 № 140 за период с апреля 2020 года по август 2020 г.

Ввиду оставления претензии без удовлетворения истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалоб, апелляционный суд признал жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Требования истца обоснованы ст. ст. 309, 310, 606, 614 ГК РФ и подтверждаются материалами дела.

Вместе с тем частью 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ установлено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу положений пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" федеральные органы исполнительной власти, а также государственные предприятия и государственные учреждения, находящиеся в их ведении, по договорам аренды федерального имущества, которые заключены до 01.04.2020 и арендаторами по которым являются субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции обязаны обеспечить предоставление отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, уведомление арендаторов в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу указанного распоряжения о возможности заключения соответствующих дополнительных соглашений.

При этом условия таких дополнительных соглашений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 704 "О заключении дополнительных соглашений к договорам аренды федерального недвижимого имущества" не подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя федерального государственного учреждения, или Управлением.

В соответствии с положениями части 2 статьи 19 Закона N 98-ФЗ размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года. Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ).

Постановлением N 121 на территории Санкт-Петербурга введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; запрещена (временно приостановлено) на территории Санкт-Петербурга работа объектов розничной торговли, за исключением аптечных учреждений, объектов розничной продажи моторного топлива, заправочных электростанций для зарядки электрических транспортных средств, а также объектов розничной торговли в части реализации исключительно непродовольственных товаров первой необходимости и (или) продовольственных товаров, а впоследствии за исключением объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи, в том числе мобильных средств связи, объектов розничной торговли периодическими печатными изданиями, объектов розничной торговли табачной продукцией, объектов розничной торговли семенами и удобрениями, объектов розничной торговли автотранспортными средствами (по предварительной записи), специализированных объектов розничной торговли мебелью (за исключением объектов розничной торговли, находящихся в зданиях торгово-развлекательных центров (комплексов), торговых центров), специализированных торговых центров, в которых осуществляется исключительно розничная торговля мебелью.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.03.2020 N 161 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121" Постановление N 121 дополнено пунктом 2.3.2, согласно которому с 28.03.2020 запрещена работа объектов розничной торговли, за исключением аптечных учреждений, объектов розничной продажи моторного топлива, заправочных электростанций для зарядки электрических транспортных средств, а также объектов розничной торговли в части реализации исключительно непродовольственных товаров первой необходимости и(или) продовольственных товаров.

Указанный запрет был снят с 08.06.2020 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2020 N 384.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в разделе II (вопрос N 5) Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

При этом арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы. Указанные выше положения не предусматривают возможность полного освобождения арендатора от обязательства по внесению арендной платы, не возлагают на арендодателя обязанность освободить арендатора от внесения арендной платы в полном размере, уменьшив ее размер на 100%, однако такое соглашение может быть достигнуто между сторонами и нормам законодательства оно не противоречит.

Вопреки доводам Университета положения пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" во взаимосвязи с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 704 "О заключении дополнительных соглашений к договорам аренды федерального недвижимого имущества" не исключают возможности уменьшения арендной платы за период 2020 года.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, в связи с чем принадлежность переданного в аренду имущества к федеральной собственности, не исключает применение к отношениям сторон положений части 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ.

Доказательства использования Обществом помещений по изначально согласованному назначению в период действия соответствующего запрета Университетом в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены.

Доводы Общества о недостаточности уменьшения размера арендной платы судом первой инстанции противоречат сложившейся судебной практике, не основаны на нормах права, документально не обоснованы.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

В апелляционных жалобах не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2021 по делу № А56-24016/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

Ю.С. Баженова

С.А. Нестеров