ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-24221/17 от 26.10.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 ноября 2017 года

Дело № А56-24221/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   ноября 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Сомовой Е.А., Юркова И.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Климцовой Н.А.,

при участии: 

от истца (заявителя): Василевского С.А. по доверенности от 12.02.2017;

от ответчика (должника): Ефименко А.П. по доверенности от 01.08.2016;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-21753/2017 ) ФГКОУ "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2017 по делу № А56-24221/2017 (судья Селезнёва О.А.), принятое

по заявлению ФГКОУ "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации"

к Комитету по образованию Санкт-Петербурга

об оспаривании возвращения заявления о переоформлении лицензии (письмо от 28.03.2017 № 03-21-902/17-0-1); об обязании

установил:

федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН 1037828008206, место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, Петроградская наб., д. 2-4, лит. А; далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по образованию (ОГРН 1027810356485, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, переулок Антоненко, дом 8, далее – Комитет) об оспаривании уведомления от 28.03.2017 № 03-21-902/17-0-1 (далее - Уведомление) о возвращении заявления и приложенных к нему документов, поданных с целью переоформления лицензии на право осуществления образовательной деятельности в филиалах Учреждения в городах Владивосток и Севастополь; также заявитель просил обязать Комитет переоформить лицензию.

Решением суда от 25.07.2017 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Учреждение просит отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Комитет в силу статьи 91 Закона об образовании обязан рассмотреть заявление Училища о переоформлении лицензии и выдать соответствующие приложения к действующей лицензии.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Комитета просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 и частью 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) Комитет уведомлением от 28.03.2017 возвратил заявление и комплект документов, представленные Учреждением в лицензирующий орган для переоформления лицензии на право осуществления образовательной деятельности в филиалах организации, созданных в установленном порядке в городе Владивосток и Ставрополь.

Основанием для отказа в переоформлении лицензии Комитет указал то, что лицензирование образовательной деятельности филиалов организации в городах Владивосток и Ставрополь в соответствии с Законом № 273-ФЗ не отнесено к компетенции Комитета.

Полагая, что отказом Комитета в переоформлении лицензии нарушаются его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, не усмотрел правовых оснований для его удовлетворения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) указанным Законом регулируются отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

В соответствии со статьей 3 Закона № 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу пункта 1 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензированием является деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с вышеуказанным Законом, а также в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензирующими органами являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование.

Определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 5 Закона № 99-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Из содержания Закона № 273-ФЗ следует, что в зависимости от основания переоформления лицензии она переоформляется полностью или в части соответствующего приложения (часть 6 статьи 91).

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Частью 3 статьи 91 Закона № 273-ФЗ закреплены полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление переданного Российской Федерацией полномочия в сфере образования – лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 данного Закона) в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 данного Закона.

Согласно части 4 статьи 91 Закона № 27-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также – лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью.

В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Доводы Учреждения, изложенные в жалобе, по сути сводятся к нарушению интересов заявителя в отношении его намерения переоформить действующую лицензию на право осуществления образовательной деятельности, выданную ранее Комитетом, а не получить новую – по месту нахождения филиала Организации, осуществляющего такую деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации.

До 01.09.2013 на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон № 3266-1).

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 указанного Закона лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, были отнесены к полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 225 «О Комитете по образованию» утверждено «Положение о Комитете по образованию» (далее – Положение № 225). В соответствии с пунктом 3.22 названного Положения Комитет был наделен полномочиями проводить в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации лицензирование образовательной деятельности.

 Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 № 28 внесены изменения в Положение № 225: Комитет был наделен полномочиями: «проводить лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, дополнительного образования к общему образованию, профессиональной подготовки, начального профессионального образования, среднего профессионального образования педагогического профиля, за исключением указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» полномочий федеральных органов государственной власти по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений».

Для реализации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных органам государственной власти Санкт-Петербурга, 08.07.2011 Губернатором Санкт-Петербурга принято Постановление № 37-пг «Об утверждении административных регламентов Комитета по образованию» (утратившее силу с 24.01.2014), которым утвержден административный регламент Комитета по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

Также до 06.11.2013 действовало «Положение о лицензировании образовательной деятельности», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174 (далее – Положение № 174), в соответствии с которым орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – лицензирующий орган субъекта Российской Федерации), был наделен полномочием осуществлять лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 28.1 Закона № 3266-1 (то есть, образовательных учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 4 Положения № 174 лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой в филиале организации, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации, осуществлялось лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, к компетенции которого отнесено лицензирование образовательной деятельности этой организации.

Таким образом, в соответствии с вышеперечисленными нормативными правовыми актами, в период до 01.09.2013 Комитет осуществлял лицензирование образовательной деятельности в филиале организации, расположенном на территории других субъектов Российской Федерации в случае, если юридическое лицо имело лицензию на осуществление образовательной деятельности, предоставленную Комитетом.

Между тем, с 01.09.2013 вопросы лицензирования образовательной деятельности в Российской Федерации регламентируются статьей 91 Закона № 273-ФЗ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Закона № 273-ФЗ (в редакции, действующей в рассматриваемом периоде) органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», принятым в соответствии с Законом № 99-ФЗ, утверждено «Положение о лицензировании образовательной деятельности» (далее – Положение № 966), подпунктом «б» пункта 2 которого предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, осуществляют лицензирование в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

С целью приведения полномочий Комитета в соответствие с Законами № 273-ФЗ и № 99-ФЗ Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 11.12.2013 № 972 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 225».

Пункт 3.22 Положения № 225 изложен в новой редакции: в соответствии с внесенным изменением «Комитет проводит лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Санкт-Петербурга» (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи Закона № 273-ФЗ).

Названное постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 972 является действующим нормативным правовым актом и подлежит применению на территории Санкт-Петербурга.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 № 244 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности» (зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2015 за № 38014) утвержден названный Административный регламент, в соответствии с пунктом 2 которого заявителями на предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели осуществляющие образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время порядок лицензирования образовательной деятельности в Российской Федерации регламентируется Законом № 99-ФЗ, статьей 91 Закона № 273-ФЗ, Положением № 966.

Пунктом 10 Положения № 966 установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Закона № 99-ФЗ, а также необходимые документы (копии документов) и сведения, в том числе копию положения о филиале, если соискатель намерен осуществлять в нем образовательную деятельность (подпункт «с» пункта 10 Положения № 966).

Лицензия переоформляется в случае если лицензиат намерен осуществлять лицензируемую деятельность в филиале, не указанном в лицензии (пункт 16 Положения № 966).  В заявлении о переоформлении лицензии указываются места осуществления образовательной деятельности, планируемые к реализации образовательные программы, а также представляются документы (копии документов) и сведения, указанные в пункте 16 названного Положения.

Для переоформления лицензии лицензиат представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (часть 3 статьи 18 Закона № 99-ФЗ).

Частью 4 статьи 91 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются, в числе прочего адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием наименования и места нахождения такого филиала.

Исходя из совокупности и системной оценки названных действующих правовых норм, следует, что при намерении осуществлять образовательную деятельность в филиале, расположенном на территории Санкт-Петербурга, организация, имеющая лицензию, выданную Комитетом, представляет заявление о переоформлении лицензии в Комитет, на основании данного заявления лицензирующий орган оформляет по филиалу приложение к ранее выданной лицензии.

При намерении организации осуществлять образовательную деятельность в филиале, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации, организация вправе обратиться с заявлением о предоставлении лицензии в лицензирующий орган соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям лицензирующих органов относится, в том числе полномочие на утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов.

Между тем, Положением № 966 лицензирующему органу субъекта Российской Федерации, к компетенции которого отнесено лицензирование образовательной деятельности головной организации, не предоставлено право на осуществление лицензирования деятельности, осуществляемой филиалом организации, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации.

Таким образом, применительно к рассматриваемым спорным правоотношениям сторон и исходя из положений действующих норм права, лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой филиалом Организации, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации (в городе Каспийске Республики Дагестан) Комитет производить не вправе.

Такая же правовая позиция относительно лицензирования образовательной деятельности на территории субъекта Российской Федерации субъектом Российской Федерации указана в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2015 № 74-АПГ15-11, которым предусмотрено, что «частью 3 статьи 91 Закона об образовании закреплены полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление переданного Российской Федерацией полномочия в сфере образования - лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 данного Закона) в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 данного Закона.

В подпункте «б» пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» во исполнение требований Закона о лицензировании, указано на то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, осуществляют лицензирование в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации».

В силу пункта 12 статьи 91 Закона № 273-ФЗ лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата при наличии одного из следующих оснований: 1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не отнесено к компетенции лицензирующего органа; 2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не вправе реализовывать; 3) наличие в соответствии с положением о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

Согласно пункту 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В данном случае Комитет правомерно на основании подпункта 1 пункта 12 статьи 91 Закона № 273-ФЗ принял решение о возврате Учреждению заявления и прилагаемых к нему документов, обосновав в уведомлении от 28.03.2017 № 03-21-902/17-0-1 основания такого возврата.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Учреждением требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 июля 2017 года по делу N А56-24221/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Е.А. Сомова

 И.В. Юрков