ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-25383/2023 от 19.12.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 декабря 2023 года

Дело №А56-25383/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Денисюк М.И.

судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: Устимчук М.В. по доверенности от 22.12.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37836/2023) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2023 по делу № А56-25383/2023, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Концепт»

к Санкт-Петербургской таможне

об оспаривании постановлений

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Концепт» (ОГРН 1127747112877, ИНН 7733821201; далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Санкт-Петербургской таможни (далее – Таможня, таможенный орган) от 15.03.2023 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях №№10210000-897/2023, 10210000-898/2023, 10210000-899/2023, 10210000-900/2023, 10210000-901/2023, 10210000-902/2023, 10210000-903/2023, 10210000-904/2023, 10210000-905/2023, 10210000-906/2023, которыми Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 02.10.2023 суд первой инстанции признал незаконными и отменил постановления от 15.03.2023 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях №№10210000-898/2023, 10210000-899/2023, 10210000-900/2023, 10210000-901/2023, 10210000-902/2023, 10210000-903/2023, 10210000-904/2023, 10210000-905/2023, 10210000-906/2023, в удовлетворении остальной части требований отказал.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила отменить обжалуемое решение суда от 02.10.2023, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что документы отчетов ДО-1 и ДО-2, фигурирующие в различных делах об административных правонарушениях, не сравнивались между собой и не анализировались в совокупности, т.е. в отношении каждого документа отчета применялась отдельная форма таможенного контроля в виде проверки документов и сведений; Таможней проводилось сравнение и сопоставление данных, указанных в конкретной отчетности, с иными сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа (декларация на товары, информация грузополучателя, данных программных средств и т.д.). Таким образом, в рассматриваемом случае административные правонарушения выявлены в результате самостоятельных контрольных мероприятий, совершение каждого отдельного административного правонарушения явилось следствием нарушения Обществом действующего таможенного законодательства, допущенного в отношении отдельного документа отчета, результаты проверок не фиксировались каким-либо актом. Таким образом, по мнению Таможни, в настоящем деле положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не подлежат применению.

Обществом представлен отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в зону таможенного контроля склада временного хранения (далее - СВХ) Общества, действующего на основании свидетельства от 16.09.2015 № 10210/160915/10114/1 о включении в реестр складов временного хранения, в сентябре 2021 года прибыли различные товары, перемещаемые в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в адрес грузополучателей – ООО «Гэллакс», ООО «НТ ВЭЛВ», ООО «Бельхоф», ООО «Рудетранссервис», ООО «НОРО», ООО «Паурз».

Общество по факту размещения товаров на временное хранение представило 08.09.2021, 14.09.2021, 15.09.2021, 16.09.2021, 21.09.2021, 22.09.2021, 28.09.2021, на Новгородский таможенный пост Таможни отчетность при принятии товаров на хранение по форме ДО-1.

По факту выдачи товаров с территории СВХ Общество 15.09.2021, 16.09.2021, 17.09.2021, 23.09.2021, 24.09.2021, 29.09.2021 представило в таможенный орган отчеты по форме ДО-2, содержащие сведения о выдаче товара, ранее размещенного на временное хранение.

В ходе проведения проверочных мероприятий на предмет достоверности информации, содержащейся в отчетности по форме ДО-2, представляемой владельцами СВХ при выдаче товаров, установлено, что Обществом предоставлены отчеты ДО-2, содержащие недостоверные сведения в графе «Дата и время выдачи со склада» в части указания времени выдачи товаров со склада, а именно:

15.09.2021 Обществом на Новгородский таможенный пост представлена отчетность о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 от 15.09.2021 № 1603 (peг. №10210260/150921/0000424), содержащая недостоверные сведения о времени выдачи товара с СВХ грузополучателю товара ООО «Гэллекс» (дело об административном правонарушении № 10210000-897/2023).

16.09.2021 Обществом на Новгородский таможенный пост представлена отчётность о выдаче товаров с временного хранения (форма ДО-2) от 16.09.2021 №1606 (peг. №10210260/160921/0000428), содержащая недостоверные сведения о времени выдачи товара с СВХ грузополучателю товара ООО «НТ ВЭЛВ» (дело об административном правонарушении № 10210000-898/2023).

16.09.2021 Обществом на Новгородский таможенный пост представлена отчетность о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 от 16.09.2021 № 1607 (peг. №10210260/290623/0000429), содержащая недостоверные сведения о времени выдачи товара с СВХ грузополучателю товара ООО «Бельхоф» (дело об административном правонарушении № 10210000-899/2023).

17.09.2021 Обществом на Новгородский таможенный пост представлена отчетность о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 от 17.09.2021 № 1610 (peг. №10210260/170921/0000432), содержащая недостоверные сведения о времени выдачи товара с СВХ грузополучателю товара ООО «Бельхоф» (дело об административном правонарушении № 10210000-900/2023).

23.09.2021 Обществом на Новгородский таможенный пост представлена отчетность о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 от 23.09.2021 №1612 (peг. №10210260/230921/0000436), содержащая недостоверные сведения о времени выдачи товара с СВХ грузополучателю товара ООО «Рудетранссервис» (дело об административном правонарушении № 10210000-901/2023).

24.09.2021 Обществом на Новгородский таможенный пост была представлена отчетность о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 от 24.09.2021 № 1617 (рег.№10210260/240921/0000441), содержащая недостоверные сведения о времени выдачи товара с СВХ грузополучателю товара ООО «НОРО» (дело об административном правонарушении № 10210000-902/2023).

24.09.2021 Обществом на Новгородский таможенный пост была представлена отчетность о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 № 1619 от 24.09.2021 (peг. №10210260/240921/0000443), содержащая недостоверные сведения о времени выдачи товара с СВХ грузополучателю товара ООО «Геллакс» (дело об административном правонарушении № 10210000-903/2023).

24.09.2021 Обществом на Новгородский таможенный пост была представлена отчетность о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 № 1620 от 24.09.2021 (peг. №10210260/240921/0000444), содержащая недостоверные сведения о времени выдачи товара с СВХ грузополучателю товара ООО «Геллакс» (дело об административном правонарушении № 10210000-904/2023).

29.09.2021 Обществом на Новгородский таможенный пост была представлена отчетность о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 № 1624 от 29.09.2021 (peг. №10210260/290921/0000447), содержащая недостоверные сведения о времени выдачи товара с СВХ грузополучателю товара ООО «НТ ВЭЛВ» (дело об административном правонарушении № 10210000-905/2023).

29.09.2021 Обществом на Новгородский таможенный пост была представлена отчетность о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 № 1627 от 29.09.2021 (peг. №10210260/290921/0000450), содержащая недостоверные сведения о времени выдачи товара с СВХ грузополучателю товара ООО «Паурз» (дело об административном правонарушении № 10210000-906/2023).

По фактам предоставления Обществом в таможенный орган документов - отчетов по форме ДО-2 с недостоверно заявленной в графе «дата и время выдачи со склада» информацией (недостоверных сведений о времени выдачи) Таможней в отношении Общества возбуждены дела об административных правонарушениях по статье 16.15 КоАП РФ и 08.02.2023 составлены протоколы об административном правонарушении по каждому из указанных фактов предоставления отчетности о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2.

Постановлениями Таможни от 15.03.2023 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях №№10210000-897/2023, 10210000-898/2023, 10210000-899/2023, 10210000-900/2023, 10210000-901/2023, 10210000-902/2023, 10210000-903/2023, 10210000-904/2023, 10210000-905/2023, 10210000-906/2023 Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб. по каждому постановлению.

Не согласившись с указанными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ. Вместе с тем, установив, что совершенные Обществом правонарушения были выявлены таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия, суд, применив положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, признал законным и оставил в силе одно из оспариваемых постановлений административного органа по делу № 10210000-897/2023, и отменил девять последующих постановлений по делам №№10210000-898/2023, 10210000-899/2023, 10210000-900/2023, 10210000-901/2023, 10210000-902/2023, 10210000-903/2023, 10210000-904/2023, 10210000-905/2023, 10210000-906/2023.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 02.10.2023 в связи со следующим.

Согласно статье 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 345 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств - членов о таможенном регулировании.

В силу статьи 410 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения осуществляет хранение на СВХ товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены названным Кодексом.

Согласно статье 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на СВХ, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом.

Порядок предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, утвержден приказом Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 № 444 (далее – Порядок).

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что для помещения товаров на временное хранение уполномоченное лицо представляет таможенному посту, в регионе деятельности которого планируется временное хранение указанных товаров (далее - таможенный пост), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, при условии, что такая предварительная информация содержит сведения, необходимые для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение

Согласно пункту 10 Порядка лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, находящихся на временном хранении, вправе совершать с такими товарами операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения.

Условия выдачи товаров с СВХ установлены в пункте 11 Порядка.

В пункте 12 Порядка указано, что таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения), на котором размещены подлежащие выдаче и вывозу товары, в течение 1 часа с момента оформления документов в соответствии с целями, указанными в пункте 11 Порядка, направляет владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) уведомление, являющееся разрешением на выдачу товаров (части товаров) с СВХ (иного места временного хранения), в котором, в частности, сведения о товарах, подлежащих выдаче (наименование товаров, код товара, количество грузовых мест, вес брутто/нетто, стоимость товаров, буквенный код валюты, номер транспортного (коммерческого) документа, порядковые номера декларируемых товаров).

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 5 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 № 444 владельцы складов временного хранения (далее - СВХ) и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения № 4 к названному приказу, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение; ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения); ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него.

Согласно пункту 6 Приложения № 5 к Приказу ФТС России № 444 заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ.

Таким образом, Общество, представив в таможенный орган документы отчетов по форме ДО-2 с недостоверно заявленной в графе «дата и время выдачи со склада» информацией, заявило в указанном отчете ДО-2 недостоверные сведения о времени выдачи, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьями 16.15 КоАП РФ.

Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия заявителем необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Вместе с тем, по итогам рассмотрения спора суд первой инстанции посчитал, что в рассматриваемом случае по результатам одного проверочного мероприятия Таможней в отношении Общества 15.03.2023 принято десять постановлений о привлечении к административной ответственности. С учетом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ суд первой инстанции указал, что у таможенного органа не имелось оснований для вынесения отдельных постановлений о привлечении к административной ответственности за представление в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения, указали на необходимость привлечения к административной ответственности за одно правонарушение.

Согласно общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу данной нормы за совершение одинаковых противоправных деяний в отношении различных предметов административных правонарушений виновное лицо подлежит административной ответственности за каждое такое деяние; это регулирование гарантирует равенство всех перед законом (определения от 26.03.2019 № 824-О, от 25.04.2019 № 884-О и от 26.04.2021 № 614-О).

Вместе с тем часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная Федеральным законом от 23.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в качестве исключения из приведенного правила предусматривает, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Как обоснованно отметил суд первой инстанции, приведенные положения статьи 4.4 КоАП РФ применяются ко всем видам государственного и муниципального контроля, иное противоречило бы принципу справедливости и равенства всех перед законом.

Вопреки позиции Таможни, из материалов настоящего дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Общества к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ и вынесении в отношении него 15.03.2023 десяти постановлений, выявлены в результате одного контрольного мероприятия.

В оспариваемых постановлениях и протоколах об административных правонарушениях от 08.02.2022 отражено, что ввиду незначительного промежутка между датой (временем) представления отчета ДО-2 в таможенный орган и датой (временем) фактической выдачи товара с СВХ Таможня с целью уточнения заявленных сведений провела мероприятия, направленные на их уточнение. В частности, таможенный орган проанализировал имеющиеся в его распоряжении заявления грузополучателей о вывозе товара, сведения о дате и времени окончания таможенного оформления принятого на хранение товара, данные журналов учета прохода (проезда) посетителей и транспортных средств. В протоколах об административных правонарушениях от 08.02.2022 также указано, что с целью уточнения корректности внесения записей о времени въезда транспортных средств 31.10.2022 были получены объяснения должностных лиц ФГУП «Охрана» Росгвардии по Новгородской области, осуществлявших контроль за соблюдением пропускного режима на территории Новгородского таможенного поста.

Кроме того, вывод суда первой инстанции о том, что постановления вынесены по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, усматривается из письма от 06.12.2022 № 40-77/01132 (т. 1, л.д. 79) об уведомлении Общества о дате и месте составления протоколов об административном правонарушении. В этом письме Общество поставлено в известность о выявлении таможенным органом факта представления отчетности о выдаче товара со СВХ по форме ДО-2, содержащей недостоверные сведения, одновременно по всем спорным отчетам

Таким образом, исходя из материалов дел об административных правонарушениях, мероприятия, направленные на уточнение заявленных Обществом сведений отчетов ДО-2, были проведены таможенным органом одновременно в ходе документального таможенного контроля по всем спорным отчетам формы ДО-2.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что совершенные Обществом правонарушения были выявлены таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия, в связи с чем, применив положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно признал законным и оставил в силе одно из оспариваемых постановлений таможенного органа по делу № 10210000-897/2023 и отменил девять последующих постановлений по делам №№ 10210000-898/2023, 10210000-899/2023, 10210000-900/2023, 10210000-901/2023, 10210000-902/2023, 10210000-903/2023, 10210000-904/2023, 10210000-905/2023, 10210000-906/2023.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 02.10.2023 не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 октября 2023 года по делу № А56-25383/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

Н.И. Протас