ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-26038/17 от 20.11.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 ноября 2017 года

Дело №А56-26038/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Юркова И.В.

судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.

при участии:

от заявителя: Муравьев А.О. по доверенности от 30.12.2016;

от заинтересованного лица: Рябенко Г.О. по доверенности от 18.01.2017;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24105/2017) публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2017 по делу
№ А56-26038/2017 (судья Гуляев С.Б.), принятое

по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

о признании незаконным постановления

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Ленэнерго» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Управление) от 30.03.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 30-05-Ш/17.

Решением от 22.08.2017 арбитражный суд изменил оспариваемое постановление Управления снизив размер штрафа до 300 000 руб. В остальной части заявленных требований отказал.

В апелляционной жалобе ПАО «Ленэнерго» просит отменить решение суда в связи с тем, что судом не обоснованы выводы:

- о необходимости гражданина проводить работы за пределами его участка;

- о том, что точка присоединения расположена за границами участка гражданина;

- о том, что в технических условиях отсутствует место расположения точки присоединения.

Согласно отзыву Управлениепротив удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела видно, что основанием для привлечения ПАО «Ленэнерго»административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее – КоАП РФ),послужило выявление в договоре от 06.12.2016 № ОД-ГтЭС-19197-16/28201-Э-16 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям нарушений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – правил).

Нарушения выразились в неурегулировании вопроса установления точки присоединения энергопринимающих устройств объекта Матвеевой Н.В. к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» при заключении договора от 06.12.2016
№ ОД-ГтЭС-19197-16/28201-Э-16 в соответствии с пунктом 25(1) правил, ущемлении интересов Матвеевой Н.В. и нарушении порядка технологического присоединения к электрическим сетям установленного правилами.

В отношении ПАО «Ленэнерго» составлен протокол об административном правонарушении от 22.03.2017.

Оспариваемым постановлением ПАО «Ленэнерго» привлечено к административной ответственности в виде 600000 руб. штрафа.

Не согласившись с указанным постановлением Управления ПАО «Ленэнерго» обратилось в арбитражный суд.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что включение в технические условия Матвеевой Н.В. условия о размещении точки присоединения за пределами границ ее участка является нарушением подпункта «а» пункта 25(1) правил.

По мнению арбитражного суда, в рассматриваемой ситуации гражданин не мог выполнить пункт 11.1 технических условий, поскольку оно содержит требования не соответствующие правилам. Гражданин не обязан выполнять работы за пределами границ своего участка и нести дополнительные затраты, указанные в пункте 11.1 (провод СИП 4х16).

Апелляционная коллегия полагает выводы суда первой инстанции ошибочными исходя из следующего.

Нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ).

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).

Заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию (пункт 16.1 правил).

Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (пункт 16.3 правил).

В технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства; обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств; требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности; распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией) (пункт 25(1) правил).

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных правил и наличии технической возможности технологического присоединения (пункт 3 правил).

Договор должен содержать, в том числе, перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (пункт 16 "а" правил).

Спорные технические условия содержат следующее:

- пункт 7 - Точка присоединения: на контактах присоединения ВЛ-0,4 кВ заявителя к ВЛ-0,4 кВ от новой ТП на ближайшей опоре;

- пункт 11.1 (мероприятия, выполняемые заявителем) – монтаж вводного распределительного устройства (ВРУ) в границах земельного участка. Для ответвления применить проводом СИП сечением не менее 4х16 мм2, длинной достаточной для подключения к опоре ВЛ-0,4 кВ. В ВРУ установить автоматический выключатель с номинальным током (ток установки) не более 25 А.

В ответ на обращение Матвеевой Н.В. ПАО «Ленэнерго» (письмо от 13.10.2016 №012-06/1519) сообщило, что в соответствии с условиями договора от 06.12.2016 № ОД-ГтЭС-19197-16/28201-Э-16 сетевое предприятие обеспечивает точку присоединения не далее 25 метров от границы участка заявителя, обязанность заявителя сводится к выполнению работ на территории своего участка и подготовке провода (ответвления) до точки присоединения.

Для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий (подпункт «д» пункта 18, пункт 85 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861).

Матвеева Н.В. обязуется выполнить возложенные на нее мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, и после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий (пункт 8 договора от 06.12.2016 № ОД-ГтЭС-19197-16/28201-Э-16).

На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что технические условия следует признать соответствующими требованиям пункта 25 (1) правил (точки присоединения могут располагаться в пределах 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя).

При этом, исходя из логического толкования пунктов 16.1, 16.3 и 25.1 правил следует, что установление точки присоединения не влияет на обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, установленные в пункте 16.3 указанных правил. Согласно правилам заявитель исполняет обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, а сетевая организация исполняет обязательства до границ участка. При этом независимо от того, где будет определена точка присоединения.

Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то обстоятельство, что вменяя ПАО «Ленэнерго» в вину установление точки присоединения не в соответствии с правилами, Управление не исследовало вопрос о том, находится ли установленная в технических условиях, выданных Матвеевой Н.В., точка присоединения в допустимой названными Правилами 25-метровой зоне.

Таким образом, Управление не представило в материалы дела надлежащие и допустимые доказательства наличия в действиях ПАО «Ленэнерго» события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и согласно части 2 статьи 211 АПК РФ влечет отмену оспариваемого постановления.

На основании изложенного решение арбитражного суда от 22.08.2017 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным постановления Управления от 30.03.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 30-05-Ш/17.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2017 по делу № А56-26038/2017 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30.03.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 30-05-Ш/17.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.

Председательствующий

И.В. Юрков

Судьи

Л.В. Зотеева

Е.А. Сомова