ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-2646/2023 от 24.10.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

31 октября 2023 года

Дело №А56-2646/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 22.12.2022

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32782/2023) СПбГУ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2023 по делу № А56-2646/2023, принятое

по заявлению СПбГУ

к УФАС по Санкт-Петербургу

3-е лицо: ООО "ПСК "Гарант"

об оспаривании решения, предписания

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (ОГРН: <***>, адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9, далее – Учреждение, Университет, СПбГУ, заявитель, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 27.06.2022 по жалобе № Т02-329/22 (далее – Решение) и предписания от 27.06.2022 (далее – Предписание).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Петербургская строительная компания "Гарант" (ОГРН: <***>, адрес: 197136, Санкт-Петербург, ул. Газовая, д. 10, лит. Б, пом. 3б, оф. 23, далее – ООО "ПСК "Гарант", Общество, третье лицо, Участник).

Решением от 15.08.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.

Не согласившись с решением суда, СПбГУ обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Университет ссылается на противоречивые выводы УФАС, согласно которым Управление, с одной стороны, указало на необоснованный допуск заявки ООО "ПСК "Гарант" ввиду несоблюдения требований конкурсной документации, с другой стороны, усмотрело в действиях закупочной комиссии ненадлежащий расчет рейтинга заявок участников закупки, в том числе ООО "ПСК "Гарант". Кроме того, Университет указывает на то, что ошибочное умножение критерия «Квалификация участников закупки» на коэффициент 0,7 у всех участников закупки не повлекло ненадлежащего расчета рейтинга, что свидетельствует об отсутствии нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

В судебном заседании представитель СПбГУ поддержал доводы апелляционной жалобы.

Управление и Общество, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме (на выполнение работ по текущему ремонту стандартных жилых блоков зданий) размещено заказчиком 11.05.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 32211288502. Начальная (максимальная) цена контракта – 56 510 311,20 руб.

ООО "ПСК "Гарант" обратилось с жалобой в УФАС, в которой указывает на ненадлежащее, по его мнению, проведение процедуры оценки заявок на участие в закупке.

УФАС признало жалобу обоснованной, признало в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках, Закон №223-ФЗ), а также выдало Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Не согласившись с решением и предписанием УФАС, Заказчик обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии с п.п. 1, 4 части 10 статьи 3 Закона №223-Ф3 любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

Заказчик относится к бюджетным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 6 статьи 3 Закона №223-Ф3, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно части 5 статьи 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 статьи 3.2 Закона №223-Ф3 предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона №223-Ф3 заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании п.п. 13, 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке приведены в п. 18 Информационной карты Документации.

Согласно п. 18.2 Информационной карты Документации Заказчиком определено, что оценка заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участника закупки» осуществляется с применением следующих показателей:

показатель 1НЦБi «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)» - значимость показателя - 45%.

Количество баллов, присуждаемых по показателю 1НЦБ1, определяется по формуле:

1НЦБi = КЗ х 100 х (Ki / Kmax), где:

КЗ - коэффициент значимости показателя (К3=0,45); Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (оценивается по информации представленной участником закупки); Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.

Показатель 2НЦБ1 «Общее количество исполненных контрактов (договоров)».

Значимость показателя - 25%

Количество баллов, присуждаемых по показателю 2НЦБ1, определяется по формуле:

2НЦБi = КЗ х 100 х (Ki / Кпред), где:

КЗ - коэффициент значимости показателя (К3=0,25), Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (оценивается по информации представленной участником закупки), Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик (установлено: 15 контрактов (договоров)).

Показатель ЗНЦБi «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов (договоров)». Значимость показателя - 30%

Количество баллов, присуждаемых по показателю ЗНЦБi, определяется по формуле:

ЗНЦБi = КЗ х 100 х (K / Kmax), где:

КЗ - коэффициент значимости показателя (К3=0,30), Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (оценивается по информации представленной участником закупки), Кmах - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.

Количество баллов, присуждаемых по критерию «Квалификация участников закупки» НЦБi, определяется по формуле:

НЦБi= 1НЦБi + 2НЦБi + 3НЦБi, где:

1НЦБi - количество баллов, присуждаемых по показателю «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)»;

2НЦБi - количество баллов, присуждаемых по показателю «Общее количество исполненных контрактов (договоров)»;

3НЦБi - количество баллов, присуждаемых по показателю «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов (договоров)».

В разделе 1 ч. III Документации указано, что вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике конкурса, информацию о его соответствии требованиям (если такие требования установлены в документации о закупке) и об иных условиях исполнения договора.

Согласно разделу 2 ч. III Документации вторая часть заявки на участие в конкурсе оформляется по форме «Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки. Форма второй части заявки на участие в конкурсе» (Приложение 1 к документации).

Особенности участия коллективного участника в конкурсе в электронной форме и дополнительные требования к такому коллективному участнику и предоставляемым таким участником документам установлены в разделе 17 части I «Общие положения», пункте 17 части II «Информационная карта» настоящей конкурсной документации.

Разделом 17 ч. I Документации определен порядок участия в Закупке коллективного участника.

Кроме того в п. 17 части II «Информационная карта» Документации указано, что в случае, если участие в закупке принимает коллективный участник в соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ и пунктом 1.5 части 1 настоящей документации, то требования, предусмотренные подпунктами 17.1 - 17.10 пункта 17 настоящей информационной карты, предъявляются к каждому участнику коллектива.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 07.06.2022 № 227(223-3(2)) к участию в Закупке допущено 4 заявки, включая коллективную заявку ООО "ПСК «Гарант".

Закупочная комиссия заказчика осуществила оценку и сопоставление заявок по критериям оценки, отразив результаты, в частности, следующим образом

ООО «ФОКУС» 43,67+25+30= 69,07

ООО «ВенецияСтрой» 7,86+16,66+3,86= 19,87

ООО «ЛЕНПРОФМОНТАЖ» 39,21+25+19,91= 58,88

ООО «ПСК «Гарант» 45+13,33+20,96= 55,50

В апелляционной жалобе Университет указывает на то, что ошибочное умножение критерия «Квалификация участников закупки» на коэффициент 0,7 у всех участников закупки не повлекло ненадлежащего расчета рейтинга, что свидетельствует об отсутствии нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Указанный довод подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку в рассматриваемом случае заявки участников должны оцениваться в строгом соответствии с требованиями части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и положениями документации о закупке.

В обоснование апелляционной жалобы Университет также ссылается на то, что Управление вышло за пределы рассмотрения жалобы Участника и указало на необоснованный допуск заявки ООО "ПСК "Гарант" ввиду несоблюдения требований конкурсной документации.

Вместе с тем, ни резолютивная часть решения УФАС, ни предписание не содержат выводов и не предписывают Университету отклонить заявку ООО "ПСК "Гарант".

Университету предписано лишь устранить нарушения при проведении открытого конкурса в электронной форме, путем отмены протокола рассмотрения вторых частей заявок и итогового протокола, ввиду ненадлежащего расчета рейтинга участников закупки.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 августа 2023 года по делу № А56-2646/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.А. Мильгевская

О.В. Фуркало