ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-26568/2022 от 07.08.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 августа 2023 года

Дело №

А56-26568/2022

Арбитражный суд Северо-западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Нева Тафт» Ожерельевой М.А. (доверенность от 31.07.2023), Предатко О.В. (доверенность от 12.09.2022), от Проценко В.Н. – Шульгиной Е.Н. (доверенность от 25.07.2022), от общества с ограниченной ответствеенностью «ЛААТТА» Шульгиной Е.Н. (доверенность от 25.07.2023), от Северо-Западного управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мозгунова В.С. (доверенность от 17.03.2023),

рассмотрев 01.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 по делу № А56-26568/2022,

у с т а н о в и л:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Нева Тафт», ажрес: 197348, Санкт-Петербург, Коломяжский проспект, дом 10, литера Т, помещение 1Н, 3Н, ОГРН 1027812400890, ИНН 7827002656 (далее - Общество) о взыскании экологического сбора за 2018 год в размере 73 150, 67 руб.

Определением суда от 22.03.2022 иск принят к рассмотрению по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.

Определением арбитражного суда от 17.05.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «ЛААТТА», индивидуальный предприниматель Проценко Валерий Николаевич.

Решением суда первой инстанции от 23.09.2022 с общества с ограниченной ответственностью «Нева Тафт» в пользу Управления взыскано
73 150,67 руб. экологического сбора за 2018 год.

Постановлением апелляционного суда от 03.04.2023 указанное решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представители Общества, ООО «ЛААТТА» и Проценко В.В. просили в удовлетворении жалобы Управления отказать по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность судебного акта проверена в кассационном порядке

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество в адрес Управления направило декларацию о количестве выпущенных товаров на территории Российской Федерации, в том числе упаковки за 2018 год, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2018 год и расчет суммы экологического сбора за 2018 год.

Управлением осуществлена процедура контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью ее внесения в отношении документации по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2018 год (акт контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения от 06.04.2021 № АЭС-522-2018).

В результате контроля было установлено, что Общество осуществляет передачу отходов на утилизацию ООО «ЛААТТА» и Проценко Валерию Николаевичу, что подтверждается актами утилизации отходов приложенные к отчетности за 2018 год.

ООО «ЛААТТА» и Предприниматель не заявляли мощности своего оборудования по утилизации отходов и не подавали данные о наличии площадки сбора отходов в ЕГИС УОИТ, в связи с чем не подтверждается факт проведенной утилизации отходов.

Установив данное обстоятельство, Управлением произведен перерасчет суммы экологического сбора, которая составила 83 257,17 руб.

С учетом внесенной платы в размере 10 106,50 руб. задолженность по экологическому сбору составила 73 150, 67 руб.

Оставление предложения о погашении задолженности без удовлетворения обусловили обращение Управления с требованиями о взыскании задолженности по экологическому сбору в арбитражный суд.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, удовлетворив иск. Суд исходил из того, что ООО «ЛААТТА» и Предприниматель не заявляли мощности своего оборудования по утилизации отходов и не подавали данные о наличии площадки сбора отходов в ЕГИС УОИТ, в связи с чем не подтверждается факт проведенной утилизации отходов.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции, правомерно руководствуясь следующим.

Пунктами 1, 3, 4 и 4.1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон № 89-ФЗ) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

Норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона. Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора пункты 7 и 9 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пунктам 9.1, пункта 9.2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что выполнение нормативов утилизации подтверждается: договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

Сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 9.1 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 16 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ).

Пунктами 2 и 3 постановления Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» следует, что система учета отходов содержит информацию об отходах, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов, официальную статистическую информацию и иную информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Система учета отходов предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и анализа информации в сфере обращения с отходами, для обеспечения доступа к такой информации, а также для информационного обеспечения деятельности по контролю за выполнением нормативов утилизации отходов, деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в указанной сфере.

В силу пунктом 4 - 6 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (в редакции, действующей в спорный период) (далее также - Правила № 1342) отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (далее - система учета отходов).

При подаче отчетности в форме электронных документов путем использования программных средств системы учета отходов дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов отчетность направляется посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично.

Пунктам 11 - 14 Правил № 1342 предусмотрено, что отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Производители товаров, импортеры товаров, ассоциации обеспечивают полноту и достоверность сведений, указанных в отчетности.

Контроль за выполнением установленных нормативов утилизации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема отчетности.

Учет выполнения установленных нормативов утилизации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) с использованием средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров», посредством включения в указанную систему информации, содержащейся в отчетности, информации о проведении контрольно-надзорных мероприятий по выполнению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, установленных нормативов утилизации и результатах таких мероприятий.

Согласно пунктам 8, 12 и 13 Порядка взимания экологического сбора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 (в редакции, действующей в спорный период) (Порядок № 1073) в случае недостижения нормативов утилизации отходов от использования товаров экологический сбор рассчитывается плательщиками посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров.

Расчет суммы экологического сбора представляется плательщиками администратору экологического сбора посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью.

В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей расчет суммы экологического сбора может представляться плательщиками или их уполномоченными представителями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении).

Датой представления расчета суммы экологического сбора на бумажном носителе считается отметка Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориальных органов о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

В силу пункта 15.2 Порядка № 1073 в случае если при осуществлении контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения, указанного в пункте 15(1) настоящих Правил, в расчете суммы экологического сбора выявлены ошибки и (или) противоречия (несоответствия), либо выявлено несоответствие сведений, представленных плательщиком, информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил, либо установлен факт невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора, администратор экологического сбора составляет акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения (далее - акт контроля), форма которого утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

В силу пункта 15(8) Порядка № 1073, если после рассмотрения представленных плательщиком исправлений, пояснений и копий документов, предусмотренных пунктом 15(7) настоящих Правил, администратором экологического сбора выявлены ошибки и (или) противоречия (несоответствия), либо выявлено несоответствие сведений, представленных плательщиком, информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил, либо выявлено неисполнение плательщиком требования, указанного в подпункте «г» пункта 15(3) настоящих Правил, администратор экологического сбора начинает процедуру взыскания экологического сбора в судебном порядке.

В данном случае судом апелляционной инстанции не установлено и из материалов дела не следует, что Управлением у Общества были запрошены какие-либо документы и сведения, пояснения.

Суд констатировал, что у ответчика в спорный период имелась возможность представления отчетности, а также расчетов на бумажном носителе, не используя программные средства, нормативной обязанности руководствоваться ЕГИС УОИТ, а равно наличием либо отсутствием сведений о наличии у лица мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов в соответствующем информационном банке, при заключении с ним договора на утилизацию, у ответчика в спорный период также не имелось.

Суд апелляционной инстанции, исходя из того, что в рамках осуществления Управлением контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора по существу проведен контроль за выполнением нормативов утилизации, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, в том числе акт утилизации отходов № 1 от 31.03.2018 об утилизации обрезков и обрывков тканей из полиамидного волокна (код отхода по ФККО 30311121235) 30 109,118 кг, акт утилизации отходов № 2 от 30.06.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 9 600 кг, обрезков и обрывков тканей из полиамидного волокна (код отхода по ФККО 30311121235) 41 659,071 кг, акт утилизации отходов № 3 от 30.09.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 3 030 кг, обрезков и обрывков тканей из полиамидного волокна (код отхода по ФККО 30311121235) 133 596,500 кг, акт утилизации отходов № 4 от 31.12.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (Код отхода по ФККО 43411002295) 8 700 кг, обрезков и обрывков тканей из полиамидного волокна (код отхода по ФККО 30311121235) 95 398,312 кг, утилизация по которым произведена ИП Проценко В.Н., в результате которой переработчиком произведена товарная продукция (шихта для производства агломерата из полимеров, ПЭНД гранулированный), акт утилизации отходов № 1 от 31.03.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 5 492 кг, акт утилизации отходов № 2 от 30.06.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 24 352 кг, акт утилизации отходов № 3 от 30.09.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 13 890 кг, акт утилизации отходов № 4 от 31.12.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 3 000 кг, утилизация по которым произведена ООО «ЛААТТА» с получением продукции (плитка тротуарная полимерно-песчаная, бордюр полимерно-песчаный), акт утилизации отходов от 31.12.2018 об утилизации отходов упаковочной бумаги незагрязненных (код отхода по ФККО 40518201605) 10 805 кг, отходов упаковочного картона незагрязненных (код отхода по ФККО 40518301605) 1 591 кг, утилизация которых произведена ООО «ОКТАМ» с получением брикетов прессованных картона, бумаги, гофрокартона, акт утилизации отходов от 31.12.2018 об утилизации отходов полиэтиленовой тары незагрязненной (код отхода по ФККО 43411004515) 41 кг, отходов пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43412002295) 2 152 кг, отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 5 066 кг, утилизация которых произведена ООО «ОКТАМ» с получением спрессованных полиэтилена и полимеров, акт приема-передачи отходов на обработку и утилизацию за 1 квартал 2018 года, за 02 квартал 2018 года, за 03 квартал 2018 года, за 04 квартал 2018 года, декларация за 2018 год, декларация за 2017 год, отчетность о выполнении нормативов утилизации за 2018 год, расчет суммы экологического сбора за 2018 год, согласно которому Обществом определен размер уплаты сбора за 2018 год в размере 10 106 руб. 50 коп. (исходя из невыполнения нормативов утилизации по картону гофрированному, упаковке печатной из бумаги и картона), установил, что содержание названных документов при производстве по делу Управлением по существу не оспорено, договоры на утилизацию затребованы Управлением при проведении контрольных мероприятий не были, что само по себе не опровергает фактическую утилизацию отходов.

Доказательств иного статуса расчетов по уплате утилизационного сбора, отличного от приведенного Обществом в расчетах судом апелляционной инстанции не установлено и в материалах дела не содержится.

Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска и взыскания с Общества экологического сбора в размере 73 150 руб. 67 коп., в связи с чем обоснованно отменил решение суда первой инстанции.

Несогласие Управления с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом апелляционной инстанции положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 по делу № А56-26568/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Е.А. Аникина

В.М. Толкунов