ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 декабря 2023 года
Дело №А56-27547/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 28.05.2023
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 04.03.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37478/2023) Кингисеппской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2023 по делу № А56-27547/2023, принятое
по заявлению ОАО "РЖД"
к Кингисеппской таможне
об оспаривании постановления
установил:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН: <***>, адрес: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, далее –ОАО «РЖД», Общество, заявитель) в лице Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 2) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Кингисеппской таможни (ОГРН: <***>, адрес: 188480, <...>, далее - таможенный орган, таможня) от 28.02.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10218000-119/2023, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Решением от 09.10.2023 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Кингисеппской таможни от 28.02.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10218000-119/2023.
Не согласившись с решением суда, таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 15.01.2023 в 23:10 в соответствии с пунктом 4.4 Технологической схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в многостороннем железнодорожном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации «Ивангород» (далее - Технологическая схема) перевозчиком ОАО «РЖД» на т/п ЖДПП Ивангород, представлена передаточная ведомость №07543, в соответствии с которой вагоны-цистерны №№ 50346121, 50160423 в составе грузового железнодорожного состава № 2022 ввозились на таможенную территорию ЕАЭС порожним, т.е. без товаров.
15.01.2023 в 19:14 в соответствии с пунктом 4.17 Технологической схемы начата государственная комиссия (в составе: представители пограничных органов, сотрудник т/п ЖДПП Ивангород и представитель перевозчика ОАО «РЖД»), в ходе которой локомотивной бригадой 2ТЭ116У № 0120 переданы представителю перевозчика ОАО «РЖД» товаросопроводительные документы на грузовой железнодорожный состав № 2022 для обработки информации
15.01.2023 в 19:30 представителем перевозчика ОАО «РЖД» на т/п ЖДПП Ивангород предоставлено уведомление (вх.№ 34-34/022 от 16.01.2023) об обнаружении наличия груза в порожних железнодорожных вагонах-цистернах №№ 50346121, 50160423, следующих в составе грузового железнодорожного состава № 2016 (2022) по оправке № С0338969, согласно весовой справке от 15.01.2023 в 19:05, предоставленной перевозчиком, вагоны задержаны для контрольной перевески.
Согласно весовой справке в железнодорожных вагонах-цистернах № 50346121 вес по документам (тара) 26600 кг, результат взвешивания установлен вес - 30500 кг (превышение 3900 кг), № 50160423 вес по документам (тара) - 26500 кг, по результатам взвешивания - 33600 кг (превышение 7100 кг).
15.01.2023 в 22:30 должностным лицом т/п ЖДПП Ивангород представителю перевозчика ОАО «РЖД» вручено требование о проведении контрольного взвешивания вагонов на сертифицированных весах порожних вагонов-цистерн №№50346121, 50160423.
При проведении контрольного взвешивания на вагонных весах «ВЕСТА-СД-100-У-4/2 Peг. №38526-08» железнодорожного вагона-цистерны № 50346121 данный факт не подтвердился.
При проведении контрольного взвешивания на вагонных весах «ВЕСТА-СД-100-У-4/2 Peг. № 38526-08» железнодорожного вагона-цистерны № 50160423 данный факт подтвердился, о чем составлен Акт общей формы от 16.01.2023 в 00:37 № 10/5.
Наименование товара в предоставленных документах отсутствует, иных документов от представителей перевозчика на т/п ЖДПП Ивангород не поступало.
16.01.2023 в 00:34 проведено таможенное наблюдение (АТН №10218020/160123/000047) за проведением контрольного взвешивания, по результатам которого принято решение о проведении таможенного досмотра.
17.01.2023 представителем Общества на т/п ЖДПП Ивангород предоставлено письмо о невозможности присутствия при проведении таможенного досмотра представителей декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств (вх.№ 34-34/027 от 17.01.2023).
В результате таможенного досмотра железнодорожного вагона-цистерны №50160423, проведенного в присутствии понятых, установлено, что железнодорожный вагон-цистерна № 50160423 загружен ориентировочно - в нижней трети, по внешнему виду вещество тёмного цвета с блестящей поверхностью, с характерным запахом нефтепродуктов, поверхность указанного вещества не ровная. По результатам досмотра составлен акт таможенного досмотра (далее - АТД) № 10218020/170123/100002.
01.02.2023 в адрес Кингисеппской таможни поступило письмо от Общества исх. № 30/А (вх. КТ № 01596) с просьбой не изымать и не накладывать арест на товар, находящийся в вагоне № 50160423, и разрешить вернуть указанный вагон с остатками груза на станцию Юлемисте Эстонской железной дороги для очистки.
10.02.2023 таможней, согласно докладной записки от 10.02.2023 № 25-10/0159, разрешено не изымать и не накладывать арест на товар, находящийся в вагоне №50160423, и разрешить вернуть указанный вагон с остатками груза на станцию Юлемисте Эстонской железной дороги для очистки.
По факту сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о товаре при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, путем представления недействительных документов, уполномоченным должностным лицом Кингисеппской таможни в отношении Общества составлен протокол от 13.02.2023 №10218000-119/2023 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Постановлением Кингисеппской таможни от 28.02.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10218000-119/2023 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии вины Общества во вмененном административном правонарушении, заявление удовлетворил, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Субъектом правонарушения являются лица, фактически сообщившие недостоверные сведения. Такими лицами могут быть перевозчики, экспедиторы либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Согласно пункту 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения: при международной перевозке железнодорожным транспортом: транспортные (перевозочные) документы; передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о: отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); станции отправления и станции назначения товаров (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах); идентификационных номерах контейнеров.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, установленной Приказом ФТС России N 1157 от 01.06.2011, уполномоченное должностное лицо при сообщении перевозчиком, таможенным представителем или иным лицом, действующим по поручению перевозчика, сведений о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию принимает необходимые документы и сведения, в том числе транспортные (перевозочные) документы, передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС.
Из материалов дела следует, что в результате контрольного взвешивания железнодорожного вагона-цистерны № 50160423 установлено превышение веса брутто вагона-цистерны.
С учетом изложенного таможенный орган пришел к выводу о наличии в действиях Общества объективной стороны правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившейся в сообщении перевозчиком в таможенный орган недостоверных сведений путем представления недействительных документов.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
Таким образом, оценивая вину Общества, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о перемещаемом товаре, необходимо установить, использовал ли перевозчик имеющуюся у него правовую возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в частности, проводил ли проверку соответствия сведений, указанных в товаросопроводительных документах, фактическим данным о перемещаемом грузе, имелась ли у перевозчика для этого реальная возможность.
С 01.11.1951 введено в действие Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС), которым устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 СМГС.
Названное соглашение применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).
Согласно § 1 пункту 16 СМГС отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной. Если в соответствии с положениями настоящего Соглашения перевозчик записывает в накладную указания отправителя, то считается, что он действует от имени отправителя, если не будет доказано противоположное.
Согласно графе 22 накладной первым перевозчиком на участке пути Юлемисте – Нарва являлось АО «OPERRAIL» (по территории Эстонии), Общество являлось последующим перевозчиком на участке Ивангород – Волховстрой 1 (по территории России).
Товаросопроводительные документы были оформлены иностранным грузоотправителем, подготовка к отправке производилась на территории грузоотправителя собственными силами, без привлечения работников Общества.
Таким образом, Общество не обязано проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной (статья 16 СМГС), в погрузке не участвовало, реальной возможности убедиться в достоверности указанных в перевозочных документах сведений не имело, а являлось последующим перевозчиком.
В соответствии со статьей 22 СМГС отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Перевозчик не вносит сведения, касающиеся наименования грузов или его кодов, в железнодорожную накладную.
В соответствии со статьей 54 СМГС отношения между перевозчиками регулирует Служебная инструкция к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СИ к СМГС).
В свою очередь, статьей 10 СИ к СМГС определены правила передачи груза между перевозчиками. Передача груза между перевозчиками производится на передаточных станциях, находящихся на территории государства принимающего перевозчика. Передачу груза перевозчики удостоверяют подписями и проставлением календарных штемпелей в передаточной ведомости, а также проставлением календарного штемпеля принимающим перевозчиком в графе «Отметки о передаче груза» накладной (пункт 10.5 СИ к СМГС). Время подписания передаточной ведомости принимающим перевозчиком считается моментом состоявшейся передачи груза (пункт 10.6 СИ к СМГС).
При передаче грузов в запломбированных вагонах, проверяются состояние и знаки пломб и соответствие их сведениям, указанным в передаточной ведомости (пункт 10.11 СИ к СМГС).
В данном случае, повреждений запорно-пломбировочных устройств при приемке вагонов от иностранного перевозчика не обнаружено.
По прибытии поезда на станцию Ивангород при прохождении вагонов по рельсу тензометрическому взвешивающему (РТВД) в трех порожних вагонах перевозчиком были выявлены показатели массы, не соответствующие сведениям, заявленным в перевозочных документах, что свидетельствует о наличии остатков груза в вагонах-цистернах.
Общество незамедлительно обратилось в ближайший таможенный орган с сообщением об обнаружении груза в порожнем вагоне (письмо от 15.01.2023 № 14/П) на основании пункта 2 статьи 87 ТК ЕАЭС.
Таким образом, перевозчик ОАО «РЖД», действуя осмотрительно и добросовестно, незамедлительно сообщил таможенному органу и выявленном несоответствии сведений, указанных в перевозочных документах. С учетом изложенного сведения о наличии остатков груза в двух вагонах-цестернах выявлены перевозчиком, а не таможенным органом в процессе таможенного контроля и указанные вагоны-цистерны возвращены отправителю.
Довод таможни о том, что Общество не было лишено возможности произвести проверку груза для выполнения формальных требований таможенного законодательства при наличии перегруза вагона, отклоняется апелляционным судом ввиду отсутствия прямой обязанности перевозчика проверки груза, прибывшего в исправном транспортном средстве при отсутствии следов повреждения пломб или целостности вагона.
В рассматриваемом случае обстоятельства и сведения, дающие повод для самостоятельного вскрытия такого транспортного средства либо его взвешивания, отсутствовали.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в заявлении перевозчиком недостоверных сведений о наименовании товара при убытии с таможенной территории ЕАЭС путем представления недействительных документов (документов, содержащих недостоверные сведения).
Отсутствие вины, а соответственно и состава административного правонарушения, в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 октября 2023 года по делу № А56-27547/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кингисеппской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б. Семенова
Судьи
Н.А. Мильгевская
О.В. Фуркало