АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 января 2022 года
Дело №
А56-27744/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга ФИО1 (доверенность от 10.01.2022), от товарищества собственников жилья № 1032 ФИО2 (доверенность от 22.03.2021),
рассмотрев 12.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 по делу № А56-27744/2021,
у с т а н о в и л:
Товарищество собственников жилья № 1032, адрес: 192283, Санкт-Петербург, Загребский бул., д. 35/28, лит. А, кв. 126, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Товарищество, ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании отказа Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Инспекция, ГЖИ), о внесении изменений в реестр информации о способах управления многоквартирными домами, оформленного письмом от 21.01.2021 № 08-11-27562/20-0-1.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021, оспариваемый отказ Инспекции признан недействительным, суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения, исключив многоквартирный дом, расположенный по адресу: 192283, Санкт-Петербург, Загребский бул., д. 35/28, лит. А (далее – МКД), из управления жилищно-строительного кооператива № 1035 (далее – ЖСК № 1035) в реестре информации о способах управления многоквартирными домами в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ).
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и принять новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, Товарищество избрало неверный способ защиты своих прав, заявив требование об изменении информации в ГИС ЖКХ об управляющей компании МКД к Инспекции, в то время как это не отнесено к ее компетенции. Как указывает Инспекция, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора, размещает в ГИС ЖКХ информацию либо вносит изменения в сведения, касающиеся начала и окончания деятельности по управлению многоквартирными домами организациями, осуществляющими такую деятельность на основании лицензий на право управления многоквартирными домами (реестр лицензий).
Податель жалобы обращает внимание, что в силу пункта 18 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 209-ФЗ) лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества в таких домах, к которым относится ТСЖ, самостоятельно вносят соответствующую информацию в ГИС ЖКХ.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Товарищества возражала против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Товарищество в адрес Инспекции направило заявление от 16.12.2020 № 62, в котором просило исключить МКД из управления ЖСК № 1035.
По результатам рассмотрения указанного заявления Инспекция письмом от 21.01.2021 № 08-11-27562/20-0-1 разъяснила, что ею в ГИС ЖКХ вносится информация только в случае, если вносимая информация касается начала и окончания деятельности по управлению многоквартирными домами организациями, осуществляющими такую деятельность на основании лицензий на право управления многоквартирными домами (реестр лицензий), а сведения о дате начала либо окончания деятельности по управлению многоквартирным домом товариществом собственников жилья, равно как и жилищно-строительным кооперативом в ГИС ЖКХ вносятся самостоятельно таким товариществом либо кооперативом. Кроме этого, Инспекция указала на отсутствие у нее обязанности по ведению реестра информации о способах управления многоквартирными домами в силу положений раздела 4 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных 29.02.2016 совместно приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 74 и приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 114/пр (далее – Приказ № 74/114).
Не согласившись с указанным ответом Инспекции, Товарищество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, приходит к следующему.
Целью Закона № 209-ФЗ является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве (часть 2 статьи 1).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Виды информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ, перечислены в статье 6 Закона № 209-ФЗ, а в статье 7 – перечень поставщиков этой информации и сведения о том, какую именно информацию обязаны публиковать конкретные лица – участники информационного взаимодействия.
Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ в ГИС ЖКХ должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества.
Указанную информацию в силу пункта 4 части 14 и части 18 статьи 7 Закона № 209-ФЗ размещают: региональный орган государственного жилищного надзора и лица, которые оказывают услуги управления многоквартирными домами по договорам оказания услуг по содержанию (выполнению работ по ремонту) общего имущества в многоквартирных домах либо по предоставлению коммунальных услуг.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ установлены Приказом № 74/114, содержащим для каждого поставщика информации отдельный раздел, в котором конкретизирован состав размещаемой информации.
В разделе 4 Приказа № 74/114 установлен перечень информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного жилищного надзора.
В свою очередь, раздел 10 названного Приказа определяет состав информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Согласно пункту 1 раздела 10 Приказа № 74/114 информация об управляющей организации, товариществе, кооперативе, в том числе информация о начале и окончании осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом товариществом, кооперативом, подлежит размещению лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
При этом разделом 4 Приказа № 74/114, которым установлен перечень подлежащей размещению в ГИС ЖКХ региональным органом государственного жилищного надзора информации, размещение указанной в пункте 1 раздела 10 названного Приказа информации не предусмотрено.
Пунктом 5 раздела 4 Приказа № 74/114 предусмотрено размещение органами государственного жилищного надзора лишь информации о лицензиях на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Жилищным кодексом Российской Федерации определены основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации и их исключения из указанного реестра (статьи 195 и 198 названного Кодекса).
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что Инспекция уполномочена размещать в ГИС ЖКХ информацию, установленную пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ, и вносить в нее изменения только в отношении сведений, касающихся начала и окончания деятельности по управлению многоквартирными домами организациями, осуществляющими такую деятельность на основании лицензий на право управления многоквартирными домами.
Поскольку ЖСК № 1035 и ТСЖ не относятся к управляющим организациям, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии, у Инспекции отсутствуют полномочия по размещению в ГИС ЖКХ информации по исключению МКД из управления ЖСК № 1035, как того требовало Товарищество в своем заявлении от 16.12.2020 № 62.
Оспариваемое письмо ГЖИ в части разъяснения указанной ситуации является обоснованным. Инспекция в письме от 21.01.2021 справедливо отметила, что размещение таких сведений является обязанностью лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (пункт 18 статьи 7 Закона № 209-ФЗ и пункт 1 раздела 10 Приказа № 74/114).
При таких обстоятельствах дела у судов двух инстанций не имелось оснований для признания незаконным бездействия Инспекции по исключению из ГИС ЖКХ информации об управлении ЖСК № 1035 спорным МКД и понуждении ответчика совершить указанное действие.
Вместе с тем, как обоснованно указано апелляционным судом, пунктом 1 части 14 статьи 7 Закона № 209-ФЗ на региональные органы государственного жилищного надзора возложена обязанность ведения в ГИС ЖКХ реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе управления многоквартирными домами.
То обстоятельство, что порядок реализации данного полномочия законодательно не определен и не нашел отражение в Приказе № 74/114, не освобождает Инспекцию от выполнения указанной обязанности.
В этой связи довод Инспекции, изложенный в оспариваемом письме, об отсутствии у нее обязанности по ведению реестра о выбранном способе управления МКД ввиду отсутствия такой обязанности в разделе 4 Приказа № 74/114 следует признать несостоятельным, не отвечающим требованиям пункта 1 части 14 статьи 7 Закона № 209-ФЗ.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты в части признания недействительным оспариваемого отказа Инспекции по внесению в ГИС ЖКХ изменений (по сути сведений), касающихся выбранного способа управления МКД, а именно управления ТСЖ, являются обоснованными.
Исходя из существа удовлетворенных судами требований в части оспариваемого отказа Инспекции, принимая во внимание отсутствие у последней обязанности по исключению из ГИС ЖКХ информации относительно ЖСК № 1035, избранный судами способ восстановления нарушенного права Товарищества подлежит изменению. В данном случае Инспекция обязана лишь внести в ГИС ЖКХ сведения о выбранном собственниками помещений в МКД способе управления этим домом.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 по делу № А56-27744/2021 изменить, изложив второй абзац резолютивной части решения от 04.06.2021 в следующей редакции:
Обязать Государственную жилищную инспекцию по Санкт-Петербургу внести в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства сведения о выбранном собственниками помещений жилого дома, расположенного по адресу: 192283, Санкт-Петербург, Загребский бул., д. 35/28, литера А, способе управления многоквартирным домом – управление товариществом собственников жилья № 1032.
Председательствующий
И.Г. Савицкая
Судьи
О.А. Алешкевич
А.Г. Кудин