ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-28117/2022 от 11.08.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 августа 2023 года

Дело №

А56-28117/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,

при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мозгунова В.С. (по доверенности от 17.03.2023 № 01-19/5077), от общества с ограниченной ответственностью «Стеклопакеты и Стекло - Северо-Запад» Захарьева А.В. (по доверенности от 30.05.2022),

рассмотрев 07.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу
№ А56-28117/2022,

у с т а н о в и л :

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее – Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Стеклопакеты и Стекло - Северо-Запад», адрес: 195027, Санкт-Петербург, Магнитогорская ул., д. 23, корп. /лит. 1/А, пом/эт/оф 11Н/5/530, ОГРН 1157847416858, ИНН 7806210736 (далее – Общество), 5 844 994 руб. 91 коп. экологического сбора за 2018 год.

Решением суда первой инстанции от 04.10.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.03.2023, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить означенные решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Общество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2023 (судьи Аникина Е.А., Савицкая И.Г., Толкунов В.М.) судебное разбирательство по делу в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) откладывалось до 10.07.2023.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.07.2023 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судей Савицкой И.Г. и Толкунова В.М. на судей Алешкевича О.А. и Мунтян Л.Б, в связи с чем в судебном заседании 10.07.2023 рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.07.2023 рассмотрение кассационной жалобы было отложено на 07.08.2023.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.08.2023 произведена замена судьи Алешкевича О.А. на судью Савицкую И.Г. ввиду наличия оснований, предусмотренных статьей 18 АПК РФ.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество представило в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент), правопреемником которого является Управление, декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2017 год, в которой указало количество готовых товаров «стеклопакеты» (код ОКПВЭД 23.12.13.121) 20 454 040 кг, количество упаковки «ящики и коробки из гофрированного картона» (код ОКПВЭД 17.21.13.000) 27 000 кг.

Общество также представило в Департамент декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2018 год, в которой указало количество упаковки «ящики и коробки из гофрированного картона» (код ОКПВЭД 17.21.13.000) 29 960 кг, информация о готовых товарах не указана.

Кроме того, Обществом представлена в Департамент отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2018 год, в которой также отражено количество упаковки 29,96 тонн и указано, что самостоятельная утилизация выпущенных товаров и упаковки не осуществляется, а также представлена форма расчета суммы экологического сбора за 2018 год, согласно которому сумма экологического сбора (за упаковку) составляет 17 811 руб. 22 коп.

Платежным поручением от 08.04.2019 № 6 Обществом произведена уплата экологического сбора за 2018 год в размере 17 811 руб. 22 коп.

Департаментом была проведена проверка полноты и правильности расчета суммы экологического сбора за 2018 год, а также своевременности и полноты внесения экологического сбора, в результате которой было выявлено наличие ошибок, допущенных при выполнении расчетов, противоречий между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении Управления, а именно: в отчетности о выполнении нормативов утилизации заявлено об исполнении нормативов утилизации путем передачи всего количества отходов от использования товаров на утилизацию, вместе с тем, представленные Обществом по запросам Департамента документы не подтверждают факт утилизации отходов от использования товаров.

Учитывая изложенное Департаментом произведен перерасчет суммы экологического сбора за 2018 год, исходя из сведений о готовых товарах и упаковке, указанных в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2017 год. Согласно расчету Департамента сумма экологического сбора составила 5 861 816 руб. 13 коп., из которых сумма экологического сбора по готовому товару составляет 5 845 764 руб. 63 коп., сумма экологического сбора по упаковке товара составляет 16 051 руб. 50 коп.

Результаты проверки отражены в акте от 04.07.2019 № АЭС-94, приложением к которому является требование об уплате задолженности по экологическому сбору за 2018 год в размере 5 844 994 руб. 91 коп. (с учетом внесенной Обществом оплаты экологического сбора в размере 17 811 руб. 22 коп.).

Отказ Общества удовлетворить требования Управления в добровольном порядке послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Общества задолженности по экологическому сбору и отказал в удовлетворении иска.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 01.01.2018; далее - Закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Согласно пункту 3 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

Пунктом 4 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самим производителем товаров, импортером товаров следующими способами: путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров; путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

Согласно пункту 9.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ выполнение нормативов утилизации подтверждается договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 данной статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 данной статьи.

В соответствии с пунктом 16 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 данной статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 (далее - Правила № 1073), установлено, что экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.

В рассматриваемом случае, как верно указано судами, сумма экологического сбора за 2018 год подлежала расчету Обществом исходя из данных о произведенных товарах и упаковке, указанных в декларации за 2017 год (а не исходя из данных декларации за 2018 год).

Согласно представленной Обществом Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2017 год, количество готовых товаров «стеклопакеты» (код ОКПВЭД 23.12.13.121) составило 20454040 кг, количество упаковки «ящики и коробки из гофрированного картона» (код ОКПВЭД 17.21.13.000) составило 27000 кг.

Управлением произведен расчет суммы экологического сбора за 2018 год, исходя из сведений о готовых товарах и упаковке, указанных в Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2017 год с применением нормативов утилизации на 2018 год, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018 - 2020 годы» (далее - Распоряжение № 2971-р).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р утвержден Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в котором товар «стеклопакеты» (код ОКПВЭД 23.12.13.121) отнесен в группу № 27 «Изделия из стекла изолирующие многослойные». Ранее названный товар входил в перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 № 1886-р (группа № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное», код ОКПВЭД 23.12.13.121).

Согласно Распоряжению № 2971-р для группы № 27 «Изделия из стекла изолирующие многослойные» на 2018 год установлен норматив 5 %.

Ссылаясь на ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», ГОСТ 24700-99 «Блоки оконные деревянные со стеклопакетами. Технические условия» и заключение акционерного общества «Институт стекла» от 12.09.2019 № 12-2019, выполненного по заявлению Союза стекольных предприятий, суды пришли к выводу о том, что производимый и реализуемый Обществом товар «стеклопакеты» (код ОКПВЭД 23.12.13.121) используется в качестве комплектующего при производстве таких товаров как «Блоки оконные» (код ОКПВЭД 22.23.14.120), который указан в качестве самостоятельного товара (готового изделия) в Перечне № 2970-р. Следовательно, по мнению судов, в отношении производимого и реализуемого Обществом в качестве комплектующих товара «стеклопакеты» не подлежит уплате утилизационный сбор с учетом положений пункта 3 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ и пункта 2 Правил № 1073.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенным выводом в силу изложенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи.

Обоснованность отнесения стеклопакетов к готовому товару в спорный период подтверждается также тем, что код ОКПВЭД 23.12.13.121 исключен с 01.01.2020 на основании «Изменения 38/2019 ОКПД 2 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», принятого и введеного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.09.2019 № 809-ст.

Представленные Обществом в Управление акт переработки сырья от 31.12.2018 и акт утилизации отходов от 31.12.2018 апелляционный суд оценил и принял в качестве доказательств соблюдения нормативов утилизации отходов от использования товаров в 2017 году при расчете утилизационного сбора за 2018 год. Кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов, относительно несогласия заявителя с указанным выводом суда апелляционной инстанции, поэтому в этой части законность и обоснованность судебного акта судом кассационной инстанции не проверяется (часть 1 статьи 286 АПК РФ).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства судами не установлены, обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.

Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуются исследование и оценка доказательств, а также совершение иных процессуальных действий, которые суд кассационной инстанции не вправе совершать в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, дать им надлежащую правовую оценку, проверить правильность расчета Управления, выполнение Обществом нормативов утилизации и, правильно применив нормы материального и процессуального права, разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу № А56-28117/2022 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

Л.Б. Мунтян

И.Г. Савицкая