ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
20 сентября 2022 года | Дело № А56-30118/2020 /ход.1 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи И.Н.Барминой,
судей Н.В.Аносовой, И.В.Юркова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.С.Смирновой,
при участии:
от конкурсного управляющего ООО «Алар Инжиниринг» ФИО1 - представитель не обеспечил участие посредством системы «Он-лайн заседание»,
от УФК по Санкт-Петербургу: представитель ФИО2 по доверенности от 09.07.2021,
ФИО3,
ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-17886/2022 ) УФК по г. Санкт-Петербургу на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2022 по делу № А56-30118/2020 /ход.1, принятое по заявлению конкурсного управляющего Таекиной Марины Тарасовны о признании имущества конкурсной массой в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Алар Инжиниринг»,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Феникс-Строй» (далее – заявитель, ООО «Феникс-Строй») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Алар Инжиниринг» (далее – должник, ООО «Алар Инжиниринг», Общество) несостоятельным (банкротом).
Определением арбитражного суда от 07.07.2020 указанное заявление принято к производству.
Решением арбитражного суда от 18.03.2020 ООО «Алар Инжиниринг» признано несостоятельным (банкротом), в отношении его введено конкурсное производство, конкурсным управляющем утверждена ФИО1.
Указанные сведения опубликованы в газете «Коммерсантъ» №53 от 27.03.2021.
В арбитражный суд 08.02.2022 (зарегистрировано в АИС «Судопроизводство» 13.02.2022) от конкурсного управляющего ФИО1 поступило заявление о признании имущества конкурсной массой, уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором конкурсный управляющий просил:
-признать денежные средства в размере 21075341,50 руб., находящиеся на лицевом счете ООО «Алар Инжиниринг», открытом в Управлении Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу (далее – Управление), конкурсной массой ООО «Алар Инжиниринг»;
-обязать Управление перевести денежные средства в размере 21075341,50 руб., находящиеся на лицевом счете ООО «Алар Инжиниринг», открытом в Управлении Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, на расчетный счет ООО «Алар Инжиниринг».
Определением от 11.05.2022 арбитражный суд признал денежные средства в размере 21075341,50 руб., находящиеся на лицевом счете ООО «Алар Инжиниринг», открытом в Управлении Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, конкурсной массой ООО «Алар Инжиниринг»; заявление конкурсного управляющего ФИО1 в части требования об обязании Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу перевести денежные средства в размере 21075341,50 руб., находящиеся на лицевом счете ООО «Алар Инжиниринг», открытом в Управлении Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, на расчетный счет ООО «Алар Инжиниринг» оставил без рассмотрения.
Управление, не согласившись с определением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 11.05.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что спорные денежные средства не являются денежными средствами должника, поскольку при предоставлении были определены целевыми и остаются таковыми, то есть могут быть направлены исключительно на цели, соответствующие целям их предоставления, и не могут быть включены в его конкурсную массу
Конкурсный управляющий ФИО1 в отзыве на апелляционную жалобу просит определение от 11.05.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между должником и ПАО «Туполев» (далее – заказчик) был заключен государственный контракт от 25.12.2018 №0014014/С (далее – государственный контракт).
В целях обеспечения исполнения обязательств по контракту, 21.12.2018 ООО «Алар Инжиниринг» получена банковская гарантия от 21.12.2018 №11Э-С-83104/18, согласно которой АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» берет на себя обязательство по возврату авансового платежа в размере 473441748 руб., по уплате штрафных санкций, возмещению убытков, обязательства, возникающие в гарантийный период ПАО «Туполев».
ПАО «Туполев» 19.02.2020 обратилось в АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» за раскрытием банковской гарантии с целью возврата авансового платежа в сумме 464013036,09 руб.
АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» 12.05.2020 осуществило уплату денежной суммы ПАО «Туполев» по банковской гарантии №11Э-С-83104/18 от 21.12.2018.
В ходе конкурсного производства в рамках мероприятий по взысканию дебиторской задолженности, конкурсным управляющим, в связи с не предоставлением в адрес конкурсного управляющего документов, была направлена претензия в ООО СМП «Портал» о погашении задолженности и переводе денежных средств на счет должника.
Денежные средства в размере 10573523,32 руб. были возвращены на указанный лицевой счет ООО СМП «Портал» по платежному поручению от 03.06.2021 №945, в связи с отсутствием строительной готовности объекта и невозможности выполнить работы в полном объеме по договору от 19.03.2019 №Т/19/03/2019.
Согласно материалам спора до настоящего времени на лицевом счете должника, открытом в Управлении общий остаток денежных средств составляет 21075341,50 руб., которые, по мнению конкурсного управляющего, принадлежат должнику и подлежат включению в конкурсную массу.
Письмом от 07.10.2021 №72-08-08/10590 Управление сообщило конкурсному управляющему, что операции, связанные с перечислением целевых средств, возможны только после проведения процедуры санкционирования расходов в соответствии с требованиями Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств, в случаях предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2020 №301н. Положениями вышеуказанных нормативных правовых актов определено, что территориальные органы Федерального казначейства не в праве принимать к исполнению платежные поручению юридического лица на перечисление целевых денежных средств на счета, открытые ему в банке, по операциям, содержание которых не соответствует предмету (целям) документа, обосновывающего обязательство (договор с заказчиком, на основании которого открыт лицевой счет НУБП) и без документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Кроме того, списание денежных средств с лицевого счета НУБП осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании распоряжения клиента, а именно, на основании представленного им платежного поручения.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, конкурсный управляющий ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на открытом в Управлении ООО «Алар-Инжиниринг» лицевом счете находятся денежные средства в размере 21075341, 50 руб., которые принадлежат должнику и, соответственно, подлежат включению в конкурсную массу ООО «Алар-Инжиниринг».
Апелляционный суд, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, счел ее подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Лицевой счет № 41726Ъ32980, был открыт Обществу на основании контракта от 25.12.2018 № 0014014/С, заключенного Обществом с ПАО «Туполев», а именно как участнику казначейского сопровождения, учитывая, что источником финансового обеспечения контракта определены целевые средства, подлежащие казначейскому сопровождению, и предназначался для учета операций неучастника бюджетного процесса - (лица, получающего «целевые средства», определенные нормами федерального закона о федеральном бюджете).
В силу статьи 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 495-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1765 (далее – Правила № 1765), равно как и норм статьи 5 Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и Правил казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 № 2024, операции с целевыми средствами при казначейском сопровождении осуществляются непосредственно на счетах органа Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, с отражением исключительно сведений о таковых на лицевых счетах, открытых в установленном порядке лицам, получающим целевые средства.
Лицевой счет - специальный счет, посредством которого органом федерального казначейства осуществляется лишь аналитический учет операций целевых расходов участника казначейского сопровождения с отражением на этом счете данных об этих операциях (детализация и конкретизация информации), при этом фактически денежные средства на лицевом счете не находятся.
Согласно положениям пункта 5 Правил N 1765 использование целевых средств возможно исключительно на основании платежных документов, представленных в территориальный орган Федерального казначейства юридическим лицом, которому открыт лицевой счет, после осуществления санкционирования расходов (проверки использования целевых средств на соответствие установленным целям) в порядке, установленном приказом Минфина России от 10.12.2019 N 220н.
Таким образом, целевые средства, находящиеся на лицевых счетах, до представления юридическим лицом - получателем целевых средств соответствующих документов, подтверждающих исполнение обязательств по государственному контракту, не могут быть направлены на иные цели.
Общество выступало получателем целевых средств в форме аванса, так как условиями контракта были предусмотрены авансовые платежи в размере 30% от его цены, в отношении которых, соответственно, подлежали применению правила казначейского сопровождения, в связи с этим, для целей мероприятий казначейского сопровождения Обществу был открыт лицевой счет.
В условиях неисполнения контракта Обществом от заказчика получено уведомление от 12.02.2020 № 4320-25/к о необходимости возврата аванса, как следствие, в рамках расторжения договорных отношений последующей цепочки кооперации ПАО «МИЭА» и ООО СМП «Портал» произвели возврат неиспользованных денежных средств (авансы).
Обществом возврат целевых средств заказчику не произведен.
В результате анализа сложившихся правоотношений суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что денежные средства, перечисленные должнику в качестве аванса по государственному контракту и находящиеся на счете должника, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, являются бюджетными денежными средствами до санкционирования операций по списанию, бюджетными денежными средствами и не подлежат использованию иначе, как в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы казначейского сопровождения, то есть указанные денежные средства не являются денежными средствами должника и не могут быть включены в его конкурсную массу.
Поскольку санкционирование, в свою очередь, связано с представлением документов, подтверждающих выполнение работ и принятие их заказчиком, доказательств выполнения работ и направления таких документов казначейству, то спорные денежные средства не являются собственными средствами должника; применительно к обстоятельствам настоящего спора приоритет с учетом целевого назначения спорных средств имеют нормы Бюджетного кодекса РФ, а не Закона о банкротстве.
Таким образом, перечисление денежных средств с целью их включения в конкурсную массу Общества в условиях казначейского сопровождения этих средств не представляется возможным, поскольку при предоставлении данные средства определены целевыми и остаются таковыми, то есть могут быть направлены исключительно на цели, соответствующие целям их предоставления.
Учитывая, что спорные денежные средства не являются денежными средствами должника и не могут быть включены в его конкурсную массу, определение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 176, 223, 268, 269 ч. 2, 270 ч. 1 п. 4, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Определение арбитражного суда первой инстанции от 11.05.2022 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий | И.Н. Бармина | |
Судьи | Н.В. Аносова И.В. Юрков |