ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-32403/2021 от 11.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 июля 2022 года

Дело №А56-32403/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галенкиной К.В.,

судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,

при участии:

от истца: представитель ФИО1, на основании удостоверения № 008283,

от ответчиков: 1. представитель ФИО2, на основании доверенности от 22.12.2020, 2. представитель ФИО3, на основании доверенности от 13.11.2020, 3. представитель ФИО4, на основании доверенности от 18.01.2022,

от 3-го лица: представитель ФИО5, на основании доверенности от 04.05.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-12427/2022, 13АП-15246/2022) Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и общества с ограниченной ответственностью «Хонка-парк» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2022 по делу № А56-32403/2021, принятое по иску:

истец: Заместитель военного прокурора Западного военного округа (адрес: Россия, 191055, Санкт-Петербург, Невский пр., дом 4, в защиту интересов Российской Федерации в лице Главного командования Военно-морского флота России (адрес: Россия, 119019, <...>)

ответчики: 1. Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (адрес: Россия, 188643, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.01.2006, ИНН: <***>) 2. Министерство обороны Российской Федерации (адрес: Россия, 119019, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: <***>); 3. общество с ограниченной ответственностью «Хонка-парк» (адрес: Россия,188640, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 21.03.2003, ИНН: <***>)

третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (адрес: Россия,191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, 5, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 18.12.2002, ИНН: <***>)

установил:

Заместитель военного прокурора Западного военного округа в защиту интересов Российской Федерации в лице Главного командования Военно-морского флота России (далее – Прокуратура) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Администрация) и Министерству обороны Российской Федерации (далее – Министерство) о признании приказа от 05.09.2019 № 793 «О передаче земельных участков в собственность муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области» (далее – приказ № 793) в части передачи в собственность муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области земельного участка с кадастровым номером 47:07:1424001:10 недействительной сделкой, применении последствий недействительности ничтожной сделки, возложении обязанности возвратить объект недвижимого имущества.

К участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Хонка-парк» (далее – ООО «Хонка-парк», Общество) и Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Учреждение).

Определением от 09.09.2021 суд принял уточнение исковых требований в части признания приказа № 793 в части передачи в собственность муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области земельного участка с кадастровым номером 47:07:1424001:10 недействительной сделкой и применении последствий недействительности ничтожной сделки - истребовании из чужого незаконного владения ООО «Хонка-парк» земельного участка с кадастровым номером 47:07:1424001:10 площадью 468 234 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район; Общество привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Решением от 29.03.2022 приказ № 793 в части передачи в собственность муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области земельного участка с кадастровым номером 47:07:1424001:10 признан недействительной сделкой; суд истребовал из чужого незаконного владения ООО «Хонка-парк» государственное имущество - земельный участок с кадастровым номером 47:07:1424001:10 площадью 468 234 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район; в остальной части требований отказано; с Администрации, Министерства и Общества в пользу Прокуратуры взыскано по 25 000 руб. расходов на оплату судебной экспертизы; с ООО «Хонка-парк» в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. государственной пошлины.

Не согласившись с указанным решением, Администрация и ООО «Хонка-парк» подали апелляционные жалобы, просят решение отменить, в иске отказать.

Как указывает Администрация, спорный земельный участок был запрошен к передаче в целях способствованию социально-экономическому развитию МО «Всеволожский муниципальный район» и созданию дополнительных рабочих мест; регистрация права муниципальной собственности произведена на основании письма Администрации района от 14.09.2018 № 6794/1.0-16; то обстоятельство, что земельный участок на момент передачи не вошел в границы населенного пункта МО «Токсовское городское поселение», не имеет правового значения; считает, что процедура передачи земельного участка была осуществлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

ООО «Хонка-парк» ссылается на то, что судом не было рассмотрено его ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы; вывод суда о ничтожности приказа считает необоснованным, поскольку спорный участок правомерно передан в муниципальную собственность; оснований для отказа в передаче спорного участка в муниципальную собственность не имелось; факт подложности письма от имени Администрации № 521/19-15 от 28.01.2019, содержащего недостоверные сведения о включении спорного участка в границы пос. Новое Токсово Токсовского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора; из определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2021 № А56-157106/2018 следует, что спорное имущество было передано ООО «Хонка-парк» в качестве отступного, кроме того, условия мирового соглашения были проверены судом при его утверждении в рамках дела № А56-157106/2018; ссылается на то, что является добросовестным приобретателем.

Министерство в своем отзыве просило решение отменить в части взыскания с Министерства расходов на оплату судебной экспертизы.

В судебном заседании представители Администрации и ООО «Хонка-парк» поддержали доводы своих апелляционных жалоб, а представители Прокуратуры, Министерства и третьего лица просили в их удовлетворении отказать.

ООО «Хонка-парк» поддержало ранее заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы по следующим вопросам:

1) какова рыночная стоимость земельного участка площадью 468 234 кв.м с кадастровым номером 47:07:1424001:10, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, по состоянию на 16.02.2021?

2) какова рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 16.02.2021 с учетом удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства и огородничества, сельскохозяйственного производства?

Рассмотрев ходатайство ООО «Хонка-парк» о назначении по делу повторной экспертизы, апелляционный суд не нашел оснований для его удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

По смыслу части 1 статьи 82 АПК РФ назначение экспертизы является правом суда, а не его обязанностью. Необходимость разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний, определяется судом, разрешающим данный вопрос. При этом вопросы, разрешаемые экспертом должны касаться существенных для дела фактических обстоятельств. В связи с этим, определяя необходимость назначения той или иной экспертизы, суд исходит из предмета заявленных исковых требований и обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках этих требований.

Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом предмета спора и обстоятельств, подлежащих установлению по делу, апелляционный суд не нашел оснований для удовлетворения ходатайства о назначении экспертизы.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Прокуратурой проведена проверка законности передачи в собственность муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее - муниципальное образование) земельного участка с кадастровым номером 47:07:1424001:10 площадью 46,8 га, кадастровой стоимостью 42 141 руб., расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район.

Данный земельный участок сформирован на основании распоряжения руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области от 11.05.2007 № 270 из земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:0122 площадью 73654,13 га (единое землепользование Ржевского полигона, ранее в/ч 33491, в настоящее время - 09703-р, 5 испытательный центр) и согласно приказу директора Департамента имущественных отношений Минобороны России (в настоящее время - Департамент военного имущества Минобороны России, далее - Департамент) от 20.01.2014 № 43 закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Учреждением. Свидетельство о государственной регистрации права выдано Учреждению 22.08.2014.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 135 и приказа Министра обороны Российской Федерации от 13.04.1999 № 86/136 лесные насаждения на упомянутом земельном участке учтены за Морозовским лесничеством - филиалом ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России (далее – Морозовское лесничество).

Как указал истец, 14.09.2018 глава Администрации обратился в Министерство с ходатайством (исх. № 6794/1016) о передаче указанного земельного участка в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 423-ФЗ).

В соответствии с приказом № 793 спорный земельный участок выбыл из владения Российской Федерации.

16.10.2019 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на основании оспариваемого приказа в Единый государственный реестр недвижимости внесены записи о переходе прав собственности на земельный участок к муниципальному образованию «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

На основании постановления главы Администрации от 26.11.2019 № 3879 объект принят в состав казны муниципального имущества.

Проверкой установлено, что согласно сведениям, представленным в Департамент главой Администрации (письмо от 28.01.2019 № 521/19-15), спорный земельный участок включен в границы пос. Новое Токсово Токсовского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Это обстоятельство в силу положений пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2014 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» является основанием для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий (независимо от их форм собственности) в земли населенных пунктов.

Как указывает истец, по результатам изучения генерального плана названного поселения и сопоставления его с данными публичной кадастровой карты установлено, что земельный участок в границы указанного населенного пункта (либо иного) не входит и находится на значительном удалении от него (около 6 км).

Данные обстоятельства также подтверждаются позициями Учреждения (от 25.03.2021 № 141/2-3332), Морозовского лесничества (от 26.03.2021 № 25/0357), органов местного самоуправления, сообщениями филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области (от 25.03.2021 № 0498) и Управления Росреестра по Ленинградской области (от 25.03.2021 № 5330).

Из ответа Администрации от 17.02.2021 следует, что переписка с Министерством о передаче земельного участка в муниципальную собственность им не велась, вещные права на объект зарегистрированы ввиду поступления приказа № 793.

На момент передачи органу местного самоуправления земельного участка в границах военного городка он не находился, военное недвижимое имущество, указанное в статье 2 Закона № 423-ФЗ, на нем не располагалось (ответы Учреждения от 06.04.2021 № 141/2-3806, Морозовского лесничества от 26.03.2021 № 25/0357, от 06.04.2021 № 25/0423, в/ч 09703-р от 05.04.2021 № 1311, начальника Сертоловского территориального гарнизона от 08.04.2021 № 817). Проведенным 05.04.2021 военной прокуратурой Санкт-Петербургского гарнизона совместно с представителями Морозовского лесничества осмотром земельного участка установлено, что возведение зданий, сооружений и других строений на нем не осуществляется.

Согласно заключению специалистов Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (ответ от 06.04.2021 № 5511/08) данный земельный участок в соответствии с Законом № 423-ФЗ не мог быть передан в муниципальную собственность.

В этой связи, как указывает истец, в приказ № 793 ошибочно, без учета положений Закона № 423-ФЗ и установленных границ населенного пункта пос. Новое Токсово Токсовского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области был включен для передачи из федеральной в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 47:07:1424001:10.

Учитывая изложенные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит изменению в части распределения судебных расходов.

Порядок безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность урегулирован Законом № 423-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 Закона № 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения (в том числе сети инженерно-технического обеспечения), жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, жилых помещений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.

По правилам части 8 статьи 3 Закона № 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

На основании подпункта «е» пункта 2 указанного постановления Министерство осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В силу подпункта 71 пункта 7, подпункта 1 пункт 8 Положения о Министерстве, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации. Министерство в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Уполномоченный орган федеральной исполнительной власти в силу части 3 статьи 3 Закона № 423-ФЗ обязан в течение двух месяцев со дня поступления заявления о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества принять решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность или об отказе в такой передаче.

Согласно статье 7 ЗК РФ земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны безопасности; земли иного специального назначения (подпункт 3 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ). В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии со статьей 93 ЗК РФ землями обороны признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территорий Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 87 ЗК РФ землями (..) для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов (..) для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пункт 4 статьи 87 ЗК РФ предусматривает, что земли промышленности и иного специального назначения, занятые объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

В силу части 1 статьи 2 Закона № 423-ФЗ безвозмездной передаче подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся, в том числе в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости для земельного участка с кадастровым номером 47:07:1424001:10 установлена категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Указанный земельный участок принят в муниципальную собственность МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в соответствии с приказом № 793. Приказ поступил в Администрацию района письмом Министерства от 24.09.2019 № 141/29150. В соответствии с указанным приказом зарегистрировано право собственности на данный объект недвижимости, о чем внесена запись в ЕГРН за № 47:07:142401:10-47/012/2019-2 от 16.10.2019.

Из представленного в дело письма Администрации № 521/1.9-15 от 28.01.2019 следует, что земельный участок включен в границы населенного пункта поселка Новое Токсово (т. 2, л.д. 25).

Согласно пояснениям Администрации, в архиве Администрации содержится иной текст письма № 521/1.9-15 от 28.01.2019 (т. 2, л.д. 24).

Согласно выводам суда первой инстанции, переход права собственности в муниципальную собственность произведен на основании сфальсифицированных документов.

По мнению апелляционного суда, независимо от того, на основании какого именно документа произведен переход права на спорный участок (№ 521/1.9-15 от 28.01.2019 или № 6794/1.0-16 от 14.09.2018 – т. 2, л.д. 23), оснований для передачи участка в муниципальную собственность не имелось.

Из материалов дела следует и ответчиками данное обстоятельство не оспорено, что земельный участок с кадастровым номером 47:07:1424001:10 в границы пос. Новое Токсово Токсовского городского поселения не включался, объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений Минобороны России на нем отсутствуют.

Следовательно, оспариваемый приказ в части передачи данного земельного участка в муниципальную собственность не соответствует требованиям Закона № 423-ФЗ.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 135 и приказа Министра обороны Российской Федерации от 13.04.1999 № 86/136 лесные насаждения на упомянутом земельном участке учтены за Морозовским лесничеством.

При этом факт нахождения (либо отсутствия) на указанном участке лесных нахождений не влияет на незаконность передачи участка в муниципальную собственность.

Из определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2021 № А56-157106/2018 следует, что спорное имущество передано ООО «Хонка-парк» Администрацией в качестве отступного на основании заключенного мирового соглашения с Администрацией.

Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу пункта 1 статьи 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

В пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22) разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли; недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли; судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.

Таким образом, добросовестность приобретателя не может служить основанием для отказа в удовлетворении виндикационного иска, если истец представляет доказательства выбытия из его владения имущества помимо его воли.

В данном случае истец в обоснование иска ссылался на выбытие спорного имущества из федеральной собственности помимо воли публично-правового образования, способом, не предусмотренным действующим законодательством, при отсутствии законных оснований.

Поскольку предусмотренных законом оснований для выбытия спорного имущества из федеральной собственности не имелось, иск в части истребования имущества из незаконного владения Общества удовлетворен правомерно.

Доводы Министерства об отсутствии оснований для взыскания с него расходов по оплате проведения экспертизы апелляционный суд полагает обоснованными, поскольку в данном случае представителем собственника спорного земельного участка, которому должно быть возвращено истребуемое имущество, является Министерство, при этом Министерство возражений по иску не заявляло, а судебная экспертиза, проведенная судом, была назначена не по ходатайству Министерства.

Таким образом, решение подлежит изменению в части распределения судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2022 по делу № А56-32403/2021 изменить в части распределения судебных расходов.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и с общества с ограниченной ответственностью «Хонка-парк» с каждого в пользу Военной прокуратуры Западного военного округа по 37500 руб. судебных расходов по экспертизе.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Хонка-парк» в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины по иску.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы -без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

К.В. Галенкина

Судьи

Ю.С. Баженова

Н.С. Полубехина