ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-32814/2021 от 02.03.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 марта 2022 года

Дело №

А56-32814/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,

при участии от Товарищества собственников жилья «Новатор» ФИО1 (доверенность от 15.10.2021), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга ФИО2 (доверенность от 10.01.2022),

рассмотрев 01.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 15.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 по делу № А56-32814/2021,

у с т а н о в и л:

Товарищество собственников жилья «Новатор», адрес: 198215, г. Санкт-Петербург, бул. Новаторов, д. 80, корп. 3, пом. 1Н, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции
Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр-т, д. 68, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Инспекция)
от 29.01.2021 № 04/21/36-р.

Решением суда первой инстанции от 15.06.2021 заявленные Товариществом требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.11.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Товарищества просил оставить судебные акты без изменения.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 18.01.2021 № 04/21/36-Р Инспекцией в отношении Товарищества проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращениях от 18.12.2020 № ОБ-2040-46/20-0-0 и
от 29.12.2020 № ОБ-2040-48/20-0-0, по результатам которой составлен
акт проверки от 29.01.2021 № 04/21/36-Р, в котором отражены следующие нарушения:

1) размер обязательного платежа «вознаграждение председателю правления ТСЖ», выставленного к оплате за май – июнь 2020 собственникам квартир №№ 21, 22, 29, 58 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, в размере 1,78 руб./кв. м
не соответствует размеру платы, определенному органом правления Товарищества на основе сметы доходов и расходов на 2020 год, утвержденной на общем собрании членов Товарищества (протокол от 15.04.2020 № 1-2020), что является нарушением пункта 33 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491);

2) размер расходов на оплату электрической энергии («э/эн. МОП»), потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, за июнь – август 2020 для собственников квартир №№ 21, 22, 29, 58 при отсутствии коллективного прибора учета в многоквартирном доме определен без учета норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга
от 26.05.2017 № 50-р (нарушение части 9.3 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил № 491).

По результатам проверки Инспекцией Товариществу выдано предписание от 29.01.2021 № 04/21/36-Р об устранении вышеуказанных нарушений.

Полагая вынесенное Инспекцией предписание незаконным, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Товариществом требования, признал недействительным предписание Инспекции в полном объеме.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.

В силу части 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, в частности, относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пункт 4); утверждение смет доходов и расходов товарищества на год (пункт 8.1).

Как предусмотрено частью 8 статьи 156 ЖК РФ, размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

С учетом вышеприведенных нормативных положений, общее собрание членов Товарищества, являющееся высшим органом управления Товарищества, должно утверждать размер обязательных платежей за содержание общего имущества на основании ежегодно утверждаемой сметы доходов и расходов, и утвержденный общим собрание размер платы является обязательным также для собственников, которые не являются членами Товарищества.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что пунктом 13 сметы доходов и расходов Товарищества на 2020 год, утвержденной протоколом общего собрания членов Товарищества от 15.04.2020 № 1-2020, утверждена величина ежемесячного тарифа «вознаграждение председателю правления» в размере 1,37 руб./кв. м. При этом, пунктом 13.1 сметы также определен размер обязательного налога на фонд оплаты труда в размере 0,41 руб./кв. м. Таким образом, суммировав указанные в пунктах 13 и 13.1 сметы доходов и расходов суммы, получается размер платы 1,78 руб./кв. м, что соответствует общему размеру платы по графе «вознаграждение председателю», отраженному в квитанциях за май – июнь 2020 года, которые должны быть оплачены собственниками жилья.

Поименованные в пунктах 13 и 13.1 сметы доходов и расходов Товарищества на 2020 год тарифы были утверждены в полном объеме общим собранием членов Товарищества, оформленным протоколом от 15.04.2020 № 1-2020, а соответственно являются обязательными к уплате как членами Товарищества, так и собственниками квартир, которые не являются членами Товарищества в силу положений пункта 33 Правил № 491 и части 6 статьи 155 ЖК РФ.

Суды двух инстанций пришли к выводу о том, что Товариществом не допущено нарушений требований пункта 33 Правил № 491, в связи с чем пункт 1 предписания от 29.01.2021 № 04/21/36-Р признан недействительным.

Судами также установлено, что согласно пункту 2 оспариваемого предписания Товариществу вменено нарушение части 9.3 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил № 491, выразившееся в том, что размер расходов на оплату электрической энергии («э/эн. МОП»), потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по указанному адресу за июнь – август 2020 года для собственников квартир №№ 21, 22, 29, 58 при отсутствии коллективного прибора учета в многоквартирном доме определен без учета норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.05.2017 № 50-р.

В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 9.2 размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ прямо предписывает при определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при наличии общедомового прибора учета в многоквартирном доме исходить из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок перерасчета, с учетом положений пункта 29 Правил № 491 и разъяснений, отраженных в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 № 50534-ОГ/04 «О порядке перерасчета коммунальных ресурсов», исключает начисление собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах платы в части превышения объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, без соответствующего решения общего собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Оспариваемая норма предполагает, что в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме расходы граждан на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, исчисляются исходя из определяемого по показаниям общедомового прибора учета коммунального ресурса фактического потребления, если последнее не превосходит указанный норматив потребления (Определение Конституционного Суда от 26.10.2021 № 2301-О).

Согласно части 9.3 статьи 156 ЖК РФ при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нарушение, вменяемое Товариществу не связано с выявленным фактом превышения размера расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД над нормативным, а обусловлено выводом Инспекции об отсутствии коллективного прибора учета в одном из корпусов МКД, находящихся под управлением Товарищества.

Как установили суды, в управлении Товарищества находятся 2 многоквартирных дома: корпус 2 и корпус 3 дома 80 по бульвару Новаторов, объединенных единой инженерно-энергетической системой, оснащенной общими системами учета холодного водоснабжения, теплоснабжения и энергоснабжения (общедомовые нужды). При этом вся система учета, распределения и регулирования находится в корпусе 2; там же находятся подкачивающие насосы, которые работают для корпуса 2 и 3. В корпусе 3 дома 80 по бульвару Новаторов не установлены какие-либо узлы учета энергоресурсов.

В пункте 4.5 сметы доходов и расходов Товарищество на 2020 год, утвержденной протоколом общего собрания членов Товарищества от 15.04.2020 № 1-2020, установлено, что размер платы по статье «электроэнергия МОП» определяется по общедомовому счетчику с применением городского тарифа.

В связи с этим, при расчете платы за электрическую энергию («э/эн. МОП»), потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по указанному адресу, за июнь – август 2020 года, Товариществом были применены показания общего для корпусов 2 и 3 прибора учета, установленного в корпусе 2 дома 80 по бульвару Новаторов. При этом Товариществом при расчете за электроснабжение на общедомовые нужды также применена общая площадь корпусов 2 и 3 дома 80 по бульвару Новаторов, что соответствует решению общего собрания членов ТСЖ «Новатор», оформленному протоколом от 15.04.2015 № 1-2015, которым принято решение утвердить фактически используемую систему расчета, при которой все расчеты выполнены относительно суммарной площади жилых и нежилых помещений корпуса 2 и корпуса 3 (вопрос 2 бюллетеня 2).

Таким образом, суды двух инстанций приняв во внимание изложенное, исходя из того, что Инспекцией в данном случае не в полной мере исследованы все значимые для установления факта нарушения Товариществом норм и правил жилищного законодательства обстоятельства, суды двух инстанций правомерно признали оспариваемое предписание недействительным.

Несогласие Инспекции с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что апелляционным судом допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемых судебных актах либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 по делу № А56-32814/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга – без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Л.Б. Мунтян

В.М. Толкунов