ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-34349/2021 от 02.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 декабря 2021 года

Дело №А56-34349/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Слоневской А.Ю., Мельниковой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крючковой И.В.,

при участии:

- от истца: ФИО1 (доверенность от 15.09.2021)

- от ответчика: ФИО2 (доверенность от 23.12.2020)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33987/2021) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга»

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2021 по делу № А56-34349/2021,

принятое по заявлению государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга»

о признании незаконным отказа в предоставлении сведений

установил:

Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – ГУП «ТЭК СПб», Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга» (далее – ГУЖА, Учреждение) от 17.03.2021 № 01-23-85/21-0-1, о возложении обязанности предоставить сведения о собственниках и нанимателях, зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных в Петроградском районе г. Санкт-Петербурга, в соответствии с указанным в заявлении перечнем должников, в том числе, фамилию, имя, отчество (при наличии) и место жительства, дату и место рождения (если они известны), серию и номер документа, удостоверяющего личность, каждого собственника и нанимателя жилого помещения, расходов по госпошлине.

Решением суда от 24.08.2021 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Учреждения просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм материального права.

Податель жалобы указывает, что сведения о гражданах, проживающих в многоквартирном доме, обязана представить управляющая организация, при этом Учреждение управляющий организацией не является.

Полагает, что нормы действующего законодательства не относят Учреждение к числу субъектов, обязанных предоставить соответствующие сведения ресурсоснабжающей организации, наличие у ГУП «ТЭК СПб» статуса оператора персональных данных не свидетельствует о наличии у Учреждения обязанности по предоставлению запрашиваемой информации, потребитель не давал согласие Учреждению на передачу персональных данных третьим лицам.

30.07.2021 от истца поступил отзыв с возражениями на доводы жалобы.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, ГУП «ТЭК СПб» является оператором персональных данных абонентов физических лиц, которым оказывает услуги по отпуску теплоэнергии (№ 08-0023992 в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных).

ГУП «ТЭК СПб» является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению в многоквартирных домах, указанных в приложении № 6 к заявлению (далее - МКД).

Решения о переходе МКД на прямые договоры с Предприятием приняты общим собранием собственников помещений МКД.

Прямые договоры заключены с собственниками и нанимателями жилых помещений посредством совершения конклюдентных действий. Согласие потребителей на обработку персональных данных (в том числе фамилии, имени, отчества (при наличии), даты и места рождения, места жительства (регистрации), паспортных данных) получено Предприятием в момент заключения прямых договоров.

В МКД проживают физические лица, по лицевым счетам которых образовалась задолженность по прямым договорам. Перечень должников указан в приложении № 6 к настоящему заявлению.

ГУП «ТЭК СПб» обратился к Учреждению с заявлением о предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, горячее водоснабжение и отопление которых обеспечивается заявителем, расположенных в Петроградском районе г. Санкт-Петербурга.

Заявителем в адрес заинтересованного лица направлено обращение от 15.02.2021 № 58-13/6635 с просьбой представить сведения о собственниках (нанимателях), проживающих в жилых помещениях МКД, в соответствии с приложенным к письму перечнем должников, в том числе, фамилию, имя, отчество (при наличии) и место жительства, дату и место рождения (если они известны), серию и номер документа, удостоверяющего личность.

Решением от 17.03.2021 №01-23-85/21-0-1 Учреждение отказало Предприятию в предоставлении запрашиваемых сведений, указав на то, что выдача справок по формам № 7 и № 9 ресурсоснабжающим организациям не урегулирована.

Не согласившись с законностью вышеуказанного решения, Предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.

В статье 3 Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) определено, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных допускается, в том числе, если обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

В силу положений части 8 статьи 9 Закона № 153-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 152-ФЗ ГУП «ТЭК СПб» включено в реестр операторов персональных данных (регистрационный номер 78-08-0023992), является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилые помещения которых поставляются коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, и которые являются стороной публичного договора.

ГУП «ТЭК СПб» представило доказательства заключения с каждым собственником жилого помещения в МКД договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а именно: протоколы общих собраний собственников помещений в МКД, согласно которым собственниками в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ приняты решения о заключении с ГУП «ТЭК СПб» прямых договоров, а также письма-уведомления ГУП «ТЭК СПб» о заключении с гражданами прямых договоров.

При этом согласие потребителей на обработку персональных данных (в том числе фамилии, имени, отчества (при наличии), даты и места рождения, места жительства (регистрации), паспортных данных) получено Предприятием в момент заключения прямых договоров (пункт 31 типового договора теплоснабжения).

Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ГУП «ТЭК СПб» вправе запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора, которые являются персональными данными потребителей - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 № 34-рп Учреждение подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Согласно приложению 1 к названному распоряжению Учреждение является обладателем информации по следующим документам: договорам найма, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляет Учреждение), справкам о регистрации, характеристикам жилого помещения.

На основании изложенного информация о собственниках (нанимателях) жилого помещения, лицах, зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства и (или) месту пребывания, сведения о характеристиках жилого помещения, находятся в ведении Учреждения как жилищного органа, являющегося администратором автоматизированной информационной системы «Население. Жилой фонд».

В данном случае информация запрошена у Учреждения, как у организации ответственной за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, поскольку ее должностные лица включены в Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (абзац 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713).

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 № 192-п (далее - Распоряжение № 192-п) утвержден Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) жилищных организаций с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги (далее - Регламент).

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Регламента, ОВиРУ с подразделениями, осуществляющими начисления оплаты жилья и коммунальных услуг (далее - Регламент) вводится в целях предоставления последним актуальных сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных услуг. Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.

Согласно пункту 2.2.18 Регламента в перечень передаваемой информации входят сведения о жилых помещениях, гражданах, зарегистрированных в жилых помещениях, о зарегистрированных правах на жилые помещения. При этом в соответствии с Регламентом документы, указанные в пунктах 2.2.1 - 2.2.18, при поступлении в жилищную организацию независимо от организационно-правовой формы, подлежат обязательной передаче в ОВиРУ для их учета в автоматизированной информационной системе «Население. Жилой фонд».

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что только должностное лицо, ответственное за регистрацию граждан жилищного органа, правомочно подготовить документы, необходимые для регистрации, в том числе, и оформить справку о регистрации установленной формы. Потребитель, в жилое помещение которого поставляются коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, является стороной публичного договора, а потому ресурсонабжающая организация, выступающая в качестве кредитора в обязательстве, с целью надлежащего исполнения своих прав и обязанностей должна обладать сведениями о потребителях.

В связи с чем, Предприятие имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, и отказ Учреждения от предоставления спорных сведений нарушает права и законные интересы Предприятия.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2021 по делу № А56-34349/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В. Савина

Судьи

Н.А. Мельникова

А.Ю. Слоневская