ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
02 ноября 2020 года | Дело № А56-35871/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2020 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Лебедева Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): ФИО1 – доверенность от 20.05.2020
от ответчика (должника): ФИО2 – доверенность от 13.01.2020
от 3-го лица: ФИО3 – доверенность от 18.10.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-27695/2020 ) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2020 по делу № А56-35871/2020 (судья Грачева И.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью"Инварда-Транс Логистика"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
о признании недействительным требования от 11.03.2020 № 8580 в следующей части; пункта 1.3 (в части истребования счетов-фактур, выданных Обществом); пункта 1.4; пункта 1.6; пункта 1.7; пункта 1.8; пункта 1.9 (за исключением требований документов, подтверждающих ведения раздельного учета, имея в виду, что состав таких документов налогоплательщик определяет самостоятельно); пункта 1.13; пункта 1.16; пункта 1.20; пункта 1.21
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Инварда-Транс Логистика» (далее – Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования от 11.03.2020 № 8580 в части пункта 1.3 (в части истребования счетов-фактур, выданных Обществом); пункта 1.4; пункта 1.6; пункта 1.7; пункта 1.8; пункта 1.9 (за исключением требований документов, подтверждающих ведения раздельного учета, имея в виду, что состав таких документов налогоплательщик определяет самостоятельно); пункта 1.13; пункта 1.16; пункта 1.20; пункта 1.21.
Решением суда первой инстанции от 06.08.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Требование от 11.03.2020 № 8580 признано недействительным в части пункта 1.3 (в части истребования счетов-фактур, выданных Обществом), пункта 1.4, пункта 1.6, пункта 1.7, пункта 1.8, пункта 1.20, пункта 1.21. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным требования налогового органа и отказать Обществу в удовлетворении требований в полнм объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 1.9, 1.13, 1.16 требования от 11.03.2020 № 8580 и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представители сторон поддержали требований изложенные в апелляционной жалобе т отзыве, возражали против доводов друг друга.
Законность и обоснованность проверены в апелляционном порядке и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 18.03.2020 представило в налоговый орган по месту учета уточненную декларацию по НДС за 3 квартал 2019 года (корректировка № 4), в которой исчислило к возмещению из бюджета налог в сумме 2815188 рублей.
В ходе проведения камеральной проверки уточненной декларации (корректировка № 4) налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование от №8580 от 11.03.2020 года о представлении документов (информации), в том числе:
Пункт 1.3 – счета-фактуры, отраженные в уточненной декларации (выданные и полученные, отраженные в разделах 8,9,10 и 11 уточненной декларации): № 0430006 от 30.04.2019, 0531009 от 31.05.2019, 227 от 20.06.2019, 0630004 от 30.06.2019, 1895287/06000211 от 01.06.2019, 1895287/06000209 от 04.06.2019, 1895287/06000208 от 06.06.2019, 1895287/06000187 от 17.06.2019, 1282448/06001148 от 30.06.2019, 72 от 15.05.2019, 71 от 06.02.2019, 1895280/06002182/0049 от 27.06.2019, 2429 от 03.07.2019, 0000615/07001384 от 05.07.2019. 0000615/07001386 от 05.07.2019, 0000615/007001311 от 11.07.2019, 1895088/07005893/0514 от 11.07.2019, 0000615/07005556 от 15.07.2019;
Пункт 1.4. - акты сверок с отражением сведений (в том числе печатей и подписей) обеих сторон, акты о зачете взаимных требований за периоды с 01.01.2019 по 31.03.2019, с 01.04.2019 по 30.06.2019, с 01.07.2019 по 30.09.2019;
Пункт 1.6 - оборотно-сальдовые ведомости (общие и по всем счетам бухгалтерского и налогового учета в разрезе субсчетов и контрагентов) за периоды с 01.01.2019 по 31.03.2019, с 01.04.2019 по 30.06.2019, с 01.07.2019 по 30.09.2019;
Пункт 1.7 - анализ счетов и карточки счетов 01, 02, 03, 04, 08, 10, 19, 20, 41, 51. 52, 58, 60, 62, 66, 67, 68, 76, 90 и 91 в разрезе субсчетов и контрагентов за периоды с 01.01.2019 по 31.03.2019, с 01.04.2019 по 30.06.2019, с 01.07.2019 по 30.09.2019;
Пункт 1.8 - лицензии; инвентарные описи и карточки учета основных средств; -ПТС; - свидетельство о регистрации транспортных средств в ГосТехНадзоре; технические паспорта вагонов, находящихся в собственности Общества за период с 01.01.2019 по 30.09.2019;
Пункт 1.9 - приказы об учетной политике; учетную политику по бухгалтерскому учету и налоговому учету на 2019 год; методику предъявления НДС к вычету; документы, подтверждающие раздельный учет (в том числе регистры и карточки бухгалтерского и налогового учета); справки бухгалтера, подтверждающие распределение вычетов НДС, относящихся к облагаемым и необлагаемым операциям за 3 квартал 2019 года;
Пункт 1.13 – доверенности за период с 01.01.2019 по 30.09.2019;
Пункт 1.16 - договоры (контракты, соглашения), договоры транспортной экспедиции, договоры займов, агентские договоры, договоры комиссии, договоры купли-продажи, договоры поставок, договоры аренды, договоры цессии (уступки прав требований и иные имеющиеся договоры, заключенные со всеми контрагентами, со всеми приложениями и дополнениями (в том числе: поручениями, протоколами, заявками, экспедиционными расписками и т.д.), относящиеся к счетам-фактурам и сделкам, отраженным в уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2019 года;
Пункт 1.20 – документы, подтверждающие операции в разделе 7 уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2019 года;
Пункт 1.21 – расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности за периоды с 01.01.2019 по 31.03.2019, с 01.04.2019 по 30.06.2019, с 01.07.2019 по 30.09.2019.
Полагая, что требование инспекции выставлено с нарушением требований действующего законодательства, Общество обратилось в Управление ФНС РФ по Санкт-Петербургу с апелляционной жалобой.
Решением Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 13.04.2020 № 16-13/22227 апелляционная жалоба удовлетворена частично. Признано необоснованным истребование документов за пределами проверяемого периода (3 квартал 2019 года), пункты 1.6, 1.7 отменены в части обязания предоставить оборотно-сальдовые ведомости (общие и по всем счетам бухгалтерского и налогового учета в разрезе субсчетов и контрагентов) и анализ счетов и карточки счетов, за исключением документов по счетам № 10 «Материалы», № 41 «Товары», № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за 3 квартал 2019 года; пункты 1.10, 1.11, 1.12, 1.14, 1.17, 1.18, 1.19, 1.21 и 2.1 требования отменены.
Считая, что требование инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, возлагая на Общество не предусмотренную законодательством обязанность по предоставлению дополнительных документов, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта налогового органа в части.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования Общества (требование признано недействительным в части пункта 1.3 (в части истребования счетов-фактур, выданных Обществом), пункта 1.4, пункта 1.6, пункта 1.7, пункта 1.8, пункта 1.20, пункта 1.21.) указал на отсутствие у инспекции правовых оснований для истребования у налогоплательщика соответствующих документов. Отказывая в удовлетворении требований суд указал на соответствие оспариваемого требования нормам НК РФ.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы инспекции, доводы налогоплательщика, считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ (далее также - Кодекс) налоговый орган обязан контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 82 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Указанному праву налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункт 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса).
Согласно статье 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
В соответствии со статьей 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 2 статьи 88 Кодекса установлен трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки, исчисляемый со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, в течение которого налоговый орган обязан осуществлять проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС.
При этом согласно пункту 8 статьи 88 Кодекса при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Исходя из пунктов 3 и 4 статьи 88 Кодекса, при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
В соответствии с пунктом 7 статьи 88 Кодекса при проведении налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 Кодекса или если представление документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
В пункте 8 статьи 88 Кодекса установлены специальные правила, касающиеся порядка проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость. В данной норме предусмотрено, что при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом.
Материалами дела установлено, что оспариваемое требование выставлено налоговым органом в рамках проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации (корректировка № 4) по НДС за 3 квартал 2019, представленной 20.02.2020, в которой показатели как в отношении налоговой базы, так и в отношении налоговых вычетов изменены неднократно по сравнению с первоначальной налоговой декларацией и последующими корректировками.
Таким образом, апелляционный суд исходит из того, налоговый орган был вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), на основании которых сформированы показатели налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 года, в том числе документы, подтверждающие сумму реализованных товаров (работ, услуг), а также сумму полученных авансов.
Пунктом 1.3 требования у налогоплательщика истребованы счета-фактуры, отраженные в уточненной декларации (выданные и полученные, отраженные в разделах 8,9,10 и 11 уточненной декларации), а именно: № 0430006 от 30.04.2019, 0531009 от 31.05.2019, 227 от 20.06.2019, 0630004 от 30.06.2019, 1895287/06000211 от 01.06.2019, 1895287/06000209 от 04.06.2019, 1895287/06000208 от 06.06.2019, 1895287/06000187 от 17.06.2019, 1282448/06001148 от 30.06.2019, 72 от 15.05.2019, 71 от 06.02.2019, 1895280/06002182/0049 от 27.06.2019, 2429 от 03.07.2019, 0000615/07001384 от 05.07.2019. 0000615/07001386 от 05.07.2019, 0000615/007001311 от 11.07.2019, 1895088/07005893/0514 от 11.07.2019, 0000615/07005556 от 15.07.2019.
Признавая недействительным требование инспекции в части пункта 1.3. в отношении выставленных счетов-фактур, суд первой инстанции указал, что данные документы не относятся к налоговым вычетам, в связи с чем их истребование налоговым органом не основано на законе.
Апелляционный суд признает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Форма налоговой декларации по НДС и Порядок ее заполнения утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 45 раздела XIII "Порядок заполнения раздела 8 декларации "Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период" Порядка раздел 8 декларации заполняется налогоплательщиками в случаях возникновения права на налоговые вычеты за истекший налоговый период в порядке, установленном статьей 172 НК РФ, Раздел 9 налоговой декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС в соответствии с НК РФ (п. 47 Порядка), Раздел 10 декларации заполняется в случае выставления счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции следующими лицами РФ (п. 49 Порядка), Раздел 11 декларации заполняется в случае получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции следующими лицами(п. 50 Порядка).
Поскольку налогоплательщиком в уточненной декларации (корректировка № 4) в разделах 8,9,10, 11 отражены операции ранее не заявленные в первоначальной декларации, в силу пунктов 3 и 4 статьи 88 НК РФ налоговый орган вправе требовать предоставления в том числе выставленных Обществом счетов-фактур.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам согласно статье 172 НК РФ подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании соответствующих требованиям статьи 169 НК РФ счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Исходя из положений статьи 154 Кодекса, налоговая база при исчислении НДС исчисляется исходя из стоимости реализованных товаров (работ, услуг).
Положения статьи 172 Налогового кодекса РФ носят отсылочный характер и подлежат применению только во взаимосвязи с положениями статей 170, 171, 173, 166, 154 Кодекса, определяющими порядок исчисления налогооблагаемой базы, а также суммы налога, подлежащего уплате или возмещению. Применение статьи 172 Кодекса для предоставления вычетов без учета положений статей 170, 171, 173, 166, 154 Кодекса не может являться допустимым в силу взаимосвязанности этих правовых норм.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Из п. 1 ст. 154 НК РФ следует, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг).
Пунктом 1 ст. 166 НК РФ установлено, что сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.
В соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как уменьшенная на сумму налоговых вычетов Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Кодекса.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что при проведении камеральной проверки налоговой декларации в которой заявлен к возмещению НДС, налоговый орган обязан проверить как правильность определения налоговой базы по НДС, правильность исчисления налога, правомерность налоговых вычетов, проверить превышение суммы заявленных налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, определив разницу подлежащую возмещению.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что истребование инспекцией выданных счетов-фактур, отраженных в уточненной декларации соответствует как положениям ст. 88 НК РФ, так и положениям Главы 21 НК РФ.
В данном случае апелляционный суд считает возможным применить разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", согласно которым в случае недостоверности, неполноты или противоречивости сведений, содержащихся в налоговой декларации и (или) представленных налогоплательщиком документах, налоговый орган вправе (а в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 32, пункта 1 статьи 82, пункта 2 статьи 88 Кодекса - обязан) провести проверку: 1) возможности реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; 2) наличия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств); 3) оценить полноту учета всех хозяйственных операций налогоплательщика; 4) оценить реальную возможность налогоплательщика по производству или совершению операций с товаром в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета; 5) в случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, проверить наличие разумных экономических или иных причин совершенных операций (деловых целей).
Следовательно, налоговые органы вправе в рамках камеральной налоговой проверки конкретной декларации по НДС истребовать другие документы для того, чтобы произвести оценку заявленных налогоплательщиком в декларации сведений на предмет возможности наличия в действиях налогоплательщика направленности на получение необоснованной налоговой выгоды, связанной с получением налогового вычета, в том числе - путем проверки обстоятельств, которые могут подтвердить или опровергнуть получение необоснованной налоговой выгоды, реальность соответствующих хозяйственных операций.
Нормы законодательства о налогах и сборах не содержат положений, ограничивающих право налогового органа осуществлять проверку обоснованности получения налоговой выгоды, связанной с получением налоговых вычетов по НДС, в рамках камеральной налоговой проверки.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм и подпункта 2 пункта 1 статьи 32, пункта 1 статьи 82, пунктов 2 и 8 статьи 88 Налогового кодекса РФ в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, заявленному к возмещению из бюджета, налоговый орган обязан проверить и установить соблюдение налогоплательщиком всех вышеуказанных, установленных статьями 171, 172 Кодекса условий для представления налогового вычета, а также правильность определения налоговой базы и исчисленной суммы налога, которая подлежит уменьшению на сумму налоговых вычетов, после чего в силу прямого действия статьи 173 Кодекса и определяется сумма налога, подлежащая возмещению.
Учитывая изложенное, в данном случае требование налогового органа о представлении счетов-фактур, отраженных в уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2019 года не может быть рассмотрено как противоречащее положениям ст. 88, ст. 93, ст. 172 НК РФ.
На основании изложенного, требования Общества о признании недействительным требования № 8580 от 11.03.2020 в части пункта 1.3. удовлетворению не подлежат.
Пунктом 1.20 с налогоплательщика истребованы документы, подтверждающие операции в разделе 7 уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2019 года.
Признавая недействительным требование инспекции в части пункта 1.20. суд первой инстанции указал, что операций по разделу 7 не связаны с формированием налоговых вычетов, в связи с чем истребование их документального подтверждения не соответствует положениям пункта 8 статьи 88 и статьи 172 НК РФ.
Апелляционный суд считает выводы суда ошибочными.
Согласно разделу XII Приложения N 2 к приказу ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" операции, не признаваемые объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, подлежат отражению в разделе 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
При этом, в графе 1 раздела 7 декларации отражаются коды операций в соответствии с приложением N 1 к порядку заполнения декларации.
Как следует из материалов дела в разделе 7 уточненной налоговой декларации отражена стоимость реализованных товаров (работ, услуг) без НДС в сумме 24 728 889, а также сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам) 339.
При разрешении возникшего спора апелляционным судом принято во внимание, что для всестороннего и объективного исследования обстоятельств, необходимых для проверки реальности осуществления хозяйственных операций, связанных с заявлением вычета по спорному налогу, требуется оценка налоговым органом как отдельных первичных документов или документов налогового или бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), так и проверка их достоверности, правильности, достоверности и полноты их отражения на основании анализа данных взаимосвязанных счетов бухгалтерского учета, а также других документов и доказательств, подтверждающих достоверность сведений, отраженных в первичных документах и документах налогового и бухгалтерского учета.
При таких условиях истребованные налоговым органом вышеперечисленные документы и сведения, поименованные в пункте 1.20 требования, имеют значение для установления правильности отражения в представленной заявителем налоговой декларации показателей налогооблагаемой базы и суммы налоговых вычетов, обоснованности их применения и получения налоговой выгоды, связанной с заявлением вычетов по НДС.
Истребованные налоговым органом в вышеперечисленных пунктах документы и сведения отвечают признакам относимости к предмету проверки, достоверности и достаточности, в связи с чем оспариваемое требование налогового органа о представлении документов в указанной части соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и, соответственно, не нарушает права и охраняемые законом интересы налогоплательщика.
На основании изложенного требования Общества о признании недействительным пункта 1.20 требования удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, суд считает, что налоговый орган неправомерно истребовал у налогоплательщика акты сверок с отражением сведений (в том числе печатей и подписей) обеих сторон, акты о зачете взаимных требований, оборотно-сальдовые ведомости (общие и по всем счетам бухгалтерского и налогового учета в разрезе субсчетов и контрагентов) за периоды с 01.07.2019 по 30.09.2019, анализ счетов и карточки счетов 10, 41, 60 в разрезе субсчетов и контрагентов за период с 01.07.2019 по 30.09.2019, лицензии; инвентарные описи и карточки учета основных средств; -ПТС; - свидетельство о регистрации транспортных средств в ГосТехНадзоре; технические паспорта вагонов, находящихся в собственности Общества, приказы об учетной политике; учетную политику по бухгалтерскому учету и налоговому учету на 2019 год; методику предъявления НДС к вычету; документы, подтверждающие раздельный учет (в том числе регистры и карточки бухгалтерского и налогового учета); справки бухгалтера, подтверждающие распределение вычетов НДС, относящихся к облагаемым и необлагаемым операциям за 3 квартал 2019 года; доверенности за период с 01.01.2019 по 30.09.2019; договоры (контракты, соглашения), договоры транспортной экспедиции, договоры займов, агентские договоры, договоры комиссии, договоры купли-продажи, договоры поставок, договоры аренды, договоры цессии (уступки прав требований и иные имеющиеся договоры, заключенные со всеми контрагентами, со всеми приложениями и дополнениями (в том числе: поручениями, протоколами, заявками, экспедиционными расписками и т.д.), относящиеся к счетам-фактурам и сделкам, отраженным в уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2019 года; расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, поскольку они не являются документами, которые налоговый орган в соответствии со статьями 88 и 172 НК РФ вправе истребовать для проведения камеральной проверки.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 172, пункта 8 статьи 88 Кодекса первичные документы, имеющие отношение к подтверждению вычета по НДС на основании рассматриваемой декларации (подтверждающие основания для применения вычета, а также подтверждающие правильность исчисления суммы налога, заявленного к возмещению), могут быть истребованы налоговым органом.
Понятие первичных документов содержится в статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), в соответствии с которым каждый факт хозяйственной жизни, проводимые организацией, должен оформляться оправдательными документами; эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Сходное понятие первичных документов дано и в ст. 9 Федерального закона от 01.11.1996 N 129-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Аналогичные требования ранее содержались в пунктах 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 01.11.1996 N 129-ФЗ.
Счета-фактуры являются документами, представление которых обязательно для подтверждения права на налоговый вычет в соответствии со статьей 172 Кодекса.
При этом, НК РФ не ставит право налогоплательщика на налоговый вычет в зависимость от исполнения своих обязательств его контрагентами по оплате реализованных товаров, работ, услуг.
Истребованные в пунктах 1.4., 1.6., 1.7., 1.8., 1.9., 1.13, 1.16, 1.21 требования не относятся к первичным документам, не подтверждают принятие товаров (работ, услуг) к учету, не являются основанием для определения налоговой базы по НДС и применения налоговых вычетов, следовательно, не обязательны для представления в подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов и возмещения НДС.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется, в том числе, посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Согласно подпунктам 1, 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы наделены правом вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Данное требование направлено Обществу в связи с проведением камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС, что подразумевает обязательность исполнения данного требования налогоплательщиком и применение соответствующих мер административного характера в случае его неисполнения, в том числе привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.
При этом применение мер административного характера определяется их наличием в нормативном правовом акте и не зависит от того, сослался ли налоговый орган на эти меры в оспариваемом сообщении (требовании) или нет.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что направленным требованием в части пунктов 1.4., 1.6., 1.7., 1.8., 1.9., 1.13, 1.16, 1.21 права и законные интересы Общества нарушаются.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает заявленные обществом требования в части признания недействительным пунктов 1.4., 1.6., 1.7., 1.8., 1.9., 1.13, 1.16, 1.21 требования № 8580 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2020 по делу N А56-35871/2020 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Санкт-Петербургу от 11.03.2020 № 8580 в части истребования документов, указанных в пунктах 1.4., 1.6., 1.7., 1.8., 1.9., 1.13, 1.16, 1.21.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью «Инварнда – Транс Логистика» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.В. Горбачева | |
Судьи | Л.П. Загараева Г.В. Лебедев |