ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-36286/2023 от 20.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 ноября 2023 года

Дело №А56-36286/2023

Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2023 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30152/2023) общества с ограниченной ответственностью «СтарЭксперт» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2023 по делу № А56-36286/2023 (судья Устинкина О.Е.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СтарЭксперт» (далее – заявитель, Общество, ООО «СтарЭксперт») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Северо-Западной электронной таможни (далее – таможенный орган, Таможня) от 04.04.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10228000-100/2023, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда от 21.06.2023 (в виде резолютивной части) в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано; мотивированное решение изготовлено судом 04.07.2023.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО «СтарЭксперт» обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 04.07.2023, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в силу Примечания к пункту 9.3.3 раздела 4 категории 9 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661, данный пункт не применяется к крови и ее компонентам, тканям, органам и другим биологическим материалам человека, предназначенным для лечебно-диагностических целей, включая гемотрансфузию, трансплантацию, а также для целей допинг-контроля. Как указывает податель жалобы, в графе 31 декларации на товары (далее – ДТ) №10228010/131021/0484052 указано, что замороженные биалогические материалы человека предназначены для проведения диагностических исследований; Обществом при таможенном декларировании также было представлено заключение Росздравнадзора от 24.09.2021 №RU/2021/02-54986/21 с указанием цели вывоза – проведение диагностических исследований. Таким образом, по мнению подателя жалобы, на задекларированные Обществом по ДТ №10228010/131021/0484052 товары не распространяется экспортный контроль. Податель жалобы полагает, что в действиях Общества отсутствует событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.

В установленный определением суда апелляционной инстанции от 07.09.2023 срок, Таможней представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Общества отклонены.

В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 13.10.2021 на Северо-Западный таможенный пост (ЦЭД) Северо-Западной электронной таможни (СЗЭТ) таможенным представителем ООО «Уорлд Курьер» на основании договора таможенного представителя от 12.03.2021 №1242-013, заключенного с ООО «СтарЭксперт» (декларант), подана ДТ №10228010/131021/0484052 для помещения под таможенную процедуру «экспорт» товара: «Замороженные биологические материалы человека, для проведения диагностических исследований в адрес «Виктори А.Р.Т. лаборатории ЛТД» Гонконг: пластиковая пробирка объемом 0,5 мл с образцами половых клеток (ооцитов) человека - 5 пробирок. Транспортируются в сосуде дьюара (dry shipper) в глубокой заморозке, в жидком азоте при температуре - 196С. Образцы не предназначены для ветеринарных целей, не являются лекарственным средством и фармацевтической субстанцией. Производитель: ООО «СтарЭксперт», товарный знак: без товарного знака, марка: отсутствует, артикул: отсутствует, модель: образцы половых клеток (ооциты), количество: 2 шт.»; код 3001 9 200 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно сведениям, указанным в ДТ № 10228010/131021/0484052 и документам к ней: отправитель товара, декларант и лицо, ответственное за финансовое урегулирование – ООО «СтарЭксперт» (ИНН 7810770360); получатель товаров – компания Victory A.R.T. Laboratory LTD (Гонконг), страна происхождения товаров - Российская Федерация.

Указанный товар заявлен к отправке по следующим транспортным и коммерческим документам: авиагрузовая накладная № 724-220067776 от 13.10.2021, счет проформа ВL15 от 13.10.2021, контракт от 24.01.2021.

13.10.2021 товар, заявленный в ДТ №10228010/131021/0484052, выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

23.01.2023 Таможней в соответствии со статьей 322 ТК ЕАЭС проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (акт № 10228000/214/230123/А0031), в ходе которой установлено, что товар «замороженные биологические материалы человека» (код 3001 9 200 0 ТН ВЭД ЕАЭС) соотносится с пунктом 9.3.3 категории 9 раздела 4 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661 (действовавшего на момент подачи ДТ) и попадает в перечень товаров, подлежащих экспертному контролю.

Также спорный товар включен в раздел 2.21 «Органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, образцы биологических материалов человека» Приложения №2 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования».

ООО «СтарЭксперт» в отношении спорного товара представило заключение (разрешительный документ) Росздравнадзора от 24.09.2021 №RU/2021/02-54986/21 с указанием цели вывоза – проведение диагностических исследований.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленным ФСТЭК России письмом от 12.12.2022 № 240/55/4602, биологические материалы человека задекларированы ООО «СтарЭксперт» для их вывоза в рамках предоставления данной организацией услуг по рамочным контрактам, предусматривающим осуществление в адрес иностранных компаний поставок биологических образцов для исследований по соответствующим заказам. Согласно пояснениям ООО «СтарЭксперт» отправка образцов производится для проведения лабораторных исследований, выполняемых в лечебно-диагностических целях. Вместе с тем, заказчиками исследований данных поставок выступают иностранные компании, которые по рамочным внешнеэкономическим контрактам могут использовать получаемые биологические материалы как в своих целях, так и передавать их третьим лицам без согласования с российской стороной. С учетом отсутствия документального подтверждения целей применения и наличия возможных рисков использования передаваемых биологических образцов в незаявленных целях, их вывоз в данном случае в Гонконг должен осуществляться на основании разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 № 517.

Согласно сведениям, представленным закрытым акционерным обществом «Центр проектов развития промышленности» (ЗАО «ЦПРП») письмом от 06.07.2022 № 01-92/22, по контракту от 24.01.2021 с AOA PROJECTS LTD (CRYO A2B) (Соединенное королевство) Обществом оказываются услуги по доставке биологических материалов в указанное заказчиком место; цели отбора проб и перемещения биоматериалов контрактом не определены; представленные материалы не содержат документов, подтверждающих назначение перемещаемых биоматериалов для лечебных и диагностических целей, а также их получение при проведении клинических исследований лекарственных препаратов или биомедицинского клеточного продукта.

Таким образом, на основании сведений, предоставленных ФСТЭК России и ЗАО «ЦПРП» при отсутствии документов, подтверждающих лечебные и диагностические цели и учитывая наличие возможных рисков использования передаваемых биологических образцов в незаявленных целях, таможенный орган пришел к выводу о том, что помещение спорных товаров под таможенную процедуру «экспорт» должно осуществяться с представлением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 № 517.

Таможенный орган установил, что Общество при таможенном декларировании товара № 1 по ДТ №10228010/131021/0484052 не представило разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономической операции, предусматривающей вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС (из Российской Федерации), тем самым допустило несоблюдение установленных Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 № 517 запретов и ограничений и нарушило требования статей 7, 135, 140 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 20.02.2023 уполномоченным должностным лицом Таможни в отношении Общества протокола № 10228000-100/2023 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.

Постановлением Таможни от 04.04.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10228000-100/2023 Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ. Административное наказание в виде штрафа указанным постановлением Обществу не назначено в соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ (учитывая назначение наказания в виде штрафа в размере 50000 руб. по делу № 10228000-97/2023, возбужденному в отношении Общества в рамках одного контрольного мероприятия; акт проверки от 23.01.2023 №м 10228000/214/230123/А0031).

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 04.07.2023 в связи со следующим.

Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Пунктом 3 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон № 164-ФЗ) определено, что Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 32 Закона № 164-ФЗ в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» в качестве мер воздействия (противодействия) могут применяться запрет или ограничение на вывоз с территории Российской Федерации продукции и (или) сырья организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними, гражданами недружественных иностранных государств. Перечень таких продукции и (или) сырья определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту а) статьи 8 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» Президент Российской Федерации принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.

Исходя из части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (далее – Закон № 281- ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международнопротивоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан.

Согласно части 2 статьи 3 Закона № 281-ФЗ к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения.

Частью 3 статьи 3 Закона № 281-ФЗ определено, что реализация специальных экономических мер обязательна, в том числе, для находящихся под юрисдикцией РФ организаций.

Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, Российской Федерации, как государству - члену ЕАЭС, нормами международного договора предоставлено право введения в одностороннем порядке ограничительных (запретных) мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами.

При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения таких запретов и ограничений, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими эти запреты и ограничения. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных РФ в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.

В соответствии с частью 5 статьи 7 ТК ЕАЭС, в случае если актами, устанавливающими запреты и ограничения, не определены случаи и (или) порядок подтверждения их соблюдения, соблюдение таких запретов и ограничений подтверждается при перемещении товаров через таможенную границу Союза, а также при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант, согласно пункту 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате; соблюдать условия использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлена ответственность декларанта за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 111 TK ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС определено, что выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру. На основании статьи 140 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Как установлено таможенным органом и судом, задекларированный Обществом по ДТ №10228010/131021/0484052 товар включен в раздел 2.21 «Органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, образцы биологических материалов человека» Приложения № 2 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Перечень товаров), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение Коллегии ЕЭК №30) (28 Половые клетки и эмбрионы, код 3001 90 200 0 ТН ВЭД ЕАЭС).

При вывозе биологических материалов для лечебно-диагностических целей требуется заключение (разрешительный документ) Росздравнадзора.

В графе 44 ДТ № 10228010/170921/0432359 в качестве разрешительного документа заявлено заключение Росздравнадзора от 24.09.2021 №RU/2021/02-54986/21. При этом целью вывоза товаров является «проведение диагностических исследований».

Вместе с тем представленные заявителем при таможенном декларировании материалы не содержат документального подтверждения целей применения биологических материалов (документов, подтверждающих назначение перемещаемых биоматериалов для лечебно-диагностических целей, учитывая, что результаты диагностики могут быть использованы и в иных целях, в том числе научных, исследовательских, военных и т.д.). Заключение Росздравнадзора не подтверждает назначение перемещаемых биоматериалов для лечебно-диагностических целей; наличие заключения Росздравнадзора с разрешениями на вывоз образцов биологических материалов человека не исключает необходимости соблюдения национального законодательства в области экспортного контроля и само по себе не подтверждает отнесение спорного товара к исключениям Примечания к пункту 9.3.3 раздела 4 категории 9 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661.

Таким образом, у таможенного органа отсутствовали сведения, позволявшие однозначно сделать вывод о назначении товаров для лечебно-диагностических целей.

Согласно пункту 2 раздела 2.21 Приложения № 2 Перечня товаров, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК № 30, вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза образцов биологических материалов человека, не предназначенных для лечебно-диагностических целей, в том числе для гемотрансфузии или трансплантации, осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза в области экспортного контроля.

В целях защиты национальных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания в Российской Федерации действует система экспортного контроля, которая регулируется, в том числе нормами Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее - Закона № 183-ФЗ).

Товарами (услугами) двойного применения являются сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Статьей 19 Закона № 183-ФЗ установлено, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий в Российскую Федерацию в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию.

В соответствии со статьей 24 Закона № 183-ФЗ идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 24 Закона № 183-ФЗ российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий, посредством заключения с ней соответствующего договора.

Согласно пункту 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 № 447 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники» внешнеэкономические операции с товарами и технологиями, контролируемыми в целях экспортного контроля, предусматривающие их вывоз из Российской Федерации либо передачу иностранным лицам на территории Российской Федерации, осуществляются на основании разрешительных документов, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК).

В рассматриваемом случае, таможенный орган установил, что вывозимый товар является объектом экспортного контроля. При этом, при вывозе спорного товара затронуты не только экономические интересы государства, но и политические, в том числе безопасность государства,

Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации требуется в тех случаях, когда государству не известны конкретные цели вывоза товара и намерения иностранного государства, а также существуют основания полагать, что товар будет использован при создании оружия массового поражения, то есть создается угроза для государства (то есть усиленный экспортный контроль).

Как установлено таможенным органом на основании представленных ФСТЭК России и ЗАО «ЦПРП» сведений, заказчиками исследований поставок рассматриваемого товара выступают иностранные компании, которые по рамочным внешнеэкономическим контрактам могут использовать получаемые биологические материалы как в своих целях, так и передавать их третьим лицам без согласования с российской стороной.

Представленные заявителем при таможенном декларировании материалы не содержат документального подтверждения целей применения биологических материалов (документов, подтверждающих назначение перемещаемых биоматериалов для лечебно-диагностических целей, учитывая, что результаты диагностики могут быть использованы и в иных целях, в том числе научных, исследовательских, военных и т.д.). Наличие заключения Росздравнадзора с разрешениями на вывоз образцов биологических материалов человека не исключает необходимости соблюдения национального законодательства в области экспортного контроля и само по себе не подтверждает отнесение спорного товара к исключениям Примечания к пункту 9.3.3 раздела 4 категории 9 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661.

Соответственно, при вывозе товара Обществом в Гонконг таможенному органу не известны подлинные цели иностранной компании, в связи с чем экспортный контроль со стороны государства подлежит усилению (в таком случае контроль осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 № 517 посредством выдачи разрешения Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации).

В рассматриваемом случае таможенным органом также обоснованно принято во внимание письмо ФСТЭК России, в котором указано, что вывоз биологических материалов человека, задекларированных Обществом по спорной ДТ и поставленных в Гонконг, с учетом отсутствия документально подтвержденных целей применения и наличия возможных рисков использования передаваемых биологических образцов в незаявленных целях, должен осуществляться на основании разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 № 517.

В силу части 1 статьи 24. Закона № 183-ФЗ идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Вместе с тем, в рамках проведения проверочных мероприятий таможенным органом установлено, что декларант - ООО «СтарЭксперт» не обращалось во ФСТЭК России по вопросу экспорта биологических материалов человека.

Таким образом, поскольку Общество при таможенном декларировании товара № 1 по ДТ №10228010/131021/0484052 не представило разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономической операции, предусматривающей вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС (из Российской Федерации), Таможня пришла к обоснованному выводу о том. что Обществом допущено несоблюдение установленных Законом №183-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 №517 запретов и ограничений, нарушены требования статей 7, 135, 140 ТК ЕНАЭС, что образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.

Следует отметить, что указанное нарушение выявлено таможенным органом в ходе проверки документов и сведений после выпуска товаров, которая проводилась именно в целях подтверждения соблюдения/несоблюдения декларантом мер экспортного контроля. Наличие разрешительного документа от Росздравнадзора на вывоз в соответствии с примечанием 2 к Перечню 2.21 (Органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, образцы биологических материалов человека, Приложение 2 к Решению Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30), подтверждает соблюдение декларантом мер нетарифного регулирования, однако не освобождает от необходимости получить разрешительные документы в области экспортного контроля. При этом, факт разрешения таможенным органом выпуска товара по спорной ДТ не может служить основанием для легализации ошибок и нарушений, выявленных после таможенного оформления.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что таможенным органом представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает совершенное Обществом правонарушение, с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд первой инстанции обоснованно не установил оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых и фактических оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.

Оспариваемым постановлением Обществу не было назначено административное наказание в виде штрафа в соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, учитывая, что наказание в виде штрафа в размере 50000 руб. было назначено Обществу в рамках дела № 10228000-97/2023, возбужденного в отношении Общества в рамках одного контрольного мероприятия (акт проверки от 23.01.2023 №м 10228000/214/230123/А0031).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления Таможни от 04.04.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10228000-100/2023, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ.

Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 04.07.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО «СтарЭксперт» не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 июля 2023 года по делу № А56-36286/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СтарЭксперт» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

М.И. Денисюк