ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-36622/2023 от 22.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 ноября 2023 года

Дело №А56-36622/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фуркало О.В.

судей Денисюк М.И., Мильгевской Н.А.

при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.,

при участии:

от заявителя: Казаринов В.В., протокол, генеральный директор;

от заинтересованного лица: Суслова А.И., по доверенности от 26.12.2023;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34714/2023) общества с ограниченной ответственностью "Жилищное коммунальное товарищество" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2023 по делу № А56-36622/2023 (судья Гуляев С.Б.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищное коммунальное товарищество"

к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области

об оспаривании постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Жилищное коммунальное товарищество» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее – Комитет) от 30.03.2023 №1965 и обязании Комитета принять новый ненормативный акт о продлении срока действия лицензии Общества от 01.06.2015 № 246 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ленинградской области.

Решением суда от 29.09.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь, что судом не учтен факт того, что распоряжение не содержит мотивированного обоснования причин отказа с перечнем конкретных несоответствий и нарушений лицензионных требований, предусмотренных действующим законодательством.

Обществом представлено дополнение к апелляционной жалобе.

Комитетом представлен отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель Комитета просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество является специализированной коммерческой организацией. Осуществляющей деятельность по управлению МКД на территории Ленинградской области в г. Сланцы.

Указанная деятельность осуществляется Обществом на основании лицензии №246 полученной Обществом 01.06.2015.

08.03.2023 Общество обратилось в Комитет с заявлением на продлении срока действия лицензии.

По результатам рассмотрения заявления Общества о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Комитетом было вынесено распоряжение от 30.03.2023 № 1965 об отказе в продлении лицензии.

Не согласившись с вышеуказанным распоряжением Комитета, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда на основании следующего.

Жилищным кодексом Российской Федерации установлено что, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домам включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 3 статьи 192 ЖК РФ).

Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она предоставлена. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам (часть 4 статьи 192 ЖК РФ).

К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом (часть 5 статьи 192 ЖК РФ).

В силу пункта 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Федеральный закон N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 201 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу 21.11.2022, перенес срок истечения действия лицензий для всех управляющих компаний, лицензии которых подлежали продлению в 2022 году на 01.06.2023.

В силу пункта 17 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 (далее - Положение N 1110), заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии.

Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4(1) настоящего Положения, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки. Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии не может превышать 15 рабочих дней со дня его поступления в лицензирующий орган.

В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиком информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются, в том числе, соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ.

Согласно части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен Федеральным законом.

Продление срока действия лицензии допустимо только при отсутствии нарушений лицензионных требований при осуществлении управления многоквартирными жилыми домами.

В тоже время такая мера, как отказ в продлении срока действия лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.

В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.

С учетом того, что отказ в продлении срока действия лицензии это фактическое действие уполномоченного органа по лишению лицензии, оно ограничивает правоспособность юридического лица, исключает возможности заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов РФ, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Как следует из материалов дела, Комитетом в ходе проведенной оценки соблюдения лицензиатом лицензионных требований, содержащихся в п. 1-6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, пп. "в" - "д" п. 4(1) Положения, установлено несоответствие лицензиата лицензионным требованиям, оформленное актом оценки от 30.03.2023 №350-п, а именно в соответствии с приложениями № 6 к оценочному листу от 30.03.2023 № 350-п не соблюдены требования, предусмотренные п. 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, установленные ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 2, ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, разделом 10 Приказа № 114/пр Общество должно обеспечить собственникам помещений в МКД свободный доступ к установленной законом информации о своей деятельности путем ее размещения в ГИС ЖКХ.

Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) предусмотрены Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 (далее -Приказ № 114/пр).

В ходе проверки Комитетом установлено следующее:

- Обществом не заполнен в полном объеме раздел ГИС ЖКХ «Общие сведения о многоквартирном доме (п. 2.1.1. - 2.1.9 Приказа №114/пр): адрес, год постройки, количество этажей, состояние, общий износ, количество лицевых счетов, количество помещений, тип, общая площадь, общая площадь жилых помещений, собственность РФ/ муниципальная/ общежитие, что подтверждается приложенными распечатками из ГИС ЖКХ.

- Обществом не размещен перечень оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению МКД, по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД: период, вид, наименование и стоимость оказываемых услуг, выполняемых работ (пункт 3.2 Приказа №114/пр).

- Обществом не размещена годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (пункт 15 Приказа №114/пр).

Обществом не оспаривается факт выявленных Комитетом неточностей.

Разделом 10 совместного приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации в ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.

Из материалов дела следует, что составленная 27.03.2023 годовая финансовая отчетность размещена только 29.04.2023, что подтверждается распечатками из ГИС ЖКХ.

Обществом не оспаривается факт выявленных Комитетом неточностей.

Между тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на момент подачи заявления о продлении срока действия лицензии у Общества отсутствовали грубые нарушения лицензионных требований, для пресечения которого необходимо принятие такой меры как отказ в продлении лицензии по управлению многоквартирными домами.

Пункты 2.1.1 – 2.1.9 Раздела 10 Требований предписывают управляющей организации размещать следующие сведения о доме: адрес, код ОКТМО; кадастровый номер дома; год ввода в эксплуатацию; год постройки; стадию жизненного цикла; год проведения реконструкции; серию, тип проекта здания; количество этажей; количество подъездов.

Информация о домах, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и в полном объеме использующихся в качестве общежитий, в ГИС ЖКХ размещается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 11 Раздела 2 Требований).

Информация о домах, находящихся в муниципальной собственности и в полном объеме использующихся в качестве общежитий, в ГИС ЖКХ размещается органами местного самоуправления (пункт 10 Раздела 6 Требований).

Таким образом, пп. 2.1.1 – 2.1.9 Требований не предписывают управляющим организациям размещать информацию о нахождении дома в собственности РФ или субъекта РФ, либо в муниципальной собственности, а также статус общежития. Данная информация, согласно п. 11 Раздела 2 и п. 10 Раздела 6 Требований, размещается в системе ГИС ЖКХ органами государственной/муниципальной власти, к которым заявитель не относится.

Кроме того, сведения в ГИС ЖКХ могут наполняться в порядке информационного обмена в автоматическом порядке из базы Росреестра.

Комитетом не указано об объемных в процентом соотношении или количественных показателей нарушения размещения Обществом информации в ГИС ЖКХ от объема всей информации по всем 29 домам, находящимся в управлении Общества и размещенной истцом в информационной системе надлежащим образом.

Выявленные Комитетом нарушения пункта 3.2 и пункта 15 Приказа №114/пр также не включены в перечень грубых нарушений.

Подпунктом 4(1) Положения N 1110 определен перечень грубых нарушений лицензионной деятельности.

Как неоднократно указывалось в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена Федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности

Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия решения об отказе в продлении лицензии.

Материалы дела не содержат фактов намеренного уклонения управляющей организации от исполнения, возложенных на нее обязанностей, предусмотренных ЖК РФ, кроме того, вмененные Обществу нарушения не повлекли нарушения прав граждан, проживающих в МКД, так как указанная информация до них доводилась путем размещения на внутреннем сайте управляющей компании или иным способом, жалоб от жильцов по данным основаниям в Комитет не поступало.

Применительно к установленным по делу обстоятельствам лишение Общества права заниматься лицензируемым видом деятельности, несоразмерно выявленным в результате оценки нарушениям.

При таких обстоятельствах распоряжение Комитета от 30.03.2023 №1965 об отказе в продлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, нарушает права и законные интересы Общества, в силу чего является незаконным. С целью устранения нарушения прав и законных интересов заявителя суд полагает необходимым обязать Комитет принять решение о продлении срока действия лицензии общества с ограниченной ответственностью "Жилищное коммунальное товарищество" от 01.06.2015 № 246 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ленинградской области.

Учитывая вышеизложенное, суд первой апелляционной инстанции выводу о том, что отказ в продлении срока действия лицензии, в настоящем случае, не отвечает требованиям справедливости, является явно несоразмерным, лишает Общество возможности заниматься определенным видом предпринимательской деятельности. Наличие формальных признаков нарушения лицензионных требований не может служить достаточным основанием для отказа в продлении срока действия лицензии.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2023 по делу № А56-36622/2023 отменить.

Признать недействительным распоряжение Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 30.03.2023 №1965 об отказе в продлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Обязать Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в пятнадцатидневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять новый ненормативный акт о продлении срока действия лицензии общества с ограниченной ответственностью "Жилищное коммунальное товарищество" от 01.06.2015 № 246 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ленинградской области.

Взыскать с Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное коммунальное товарищество" 7 000 руб. расходов по оплате госпошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

М.И. Денисюк

Н.А. Мильгевская